- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по основам здоровья на тему Эмоции
Урок по основам здоровья на тему Эмоции
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никищина Н.Н. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Основы здоровья (4 класс) Тема. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций. Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону. Оборудование: таблица « Калейдоскоп эмоций»,таблицы для индивидуальной работы, карточки для игры « Море волнуется раз…»,карточки для игры « Угадай эмоцию по интонации»,карточки с ситуациями, аудиозапись песни «Улыбка»
Ход урока І Организация класса ІІ Мотивация учебной деятельности Слово учителя Человек вперед спешит, У него довольный вид. Улыбается, смеется И вперед, как птица, рвется. Почему счастливый вид? Ничего ведь не болит!
А другой шагает хмуро- У него в руках микстура. Недоволен, неспокоен - Потому что очень болен. ( Учитель рисует на доске три лица: смеющееся, грустное и равнодушное.) III Сообщение темы и цели урока Беседа Давайте посмотрим на эти лица. - Почему они такие разные? - Что заставляет их быть разными? Все эти лица выражают разные чувства . Синоним этого слово - эмоции. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об эмоциях и их влиянии на здоровье человека. IV Первичное восприятие и осознание нового материала. 1 Рассказ учителя. Мы бываем веселыми и печальными, злыми и ласковыми. Все это наши чувства, или эмоции. Эмоции - это реакция человека на окружающий мир. Они отображают отношение к разным жизненным ситуациям и событиям. Продолжительные эмоции способствуют развитию чувств и настроения. Эмоции помогают общаться с людьми, проявлять черты характера, понимать чувства и поведение других, сопереживать их радости и горю. В переводе с латыни это слово означает ( волновать).Чувство гнева, горя, радости, сочувствия - это эмоции. Эмоции бывают: Положительными( удовлетворение, радость); Неопределенными( растерянность, равнодушие); Отрицательными( гнев, горе). 2 Работа в группах Учитель объединяет детей в три группы. Каждая группа работает с набором картинок, на которых изображены разные виды эмоций. Задание для 1 группы Соотнести смайлики и картинки с изображением положительных эмоций. Задание для 2 группы Соотнести смайлики и картинки с изображением отрицательных эмоций. Задание для 3 группы Соотнести смайлики и картинки с изображением неопределенных эмоций.
Приложение 1 3.Презентация групп Каждая группа презентует свою работу. 4 Работа с таблицей. Перед каждым из вас лежит таблица. Я буду рассказывать вам о какой - то ситуации, а вы отмечать знаком + эмоции, которые будете испытывать в таком случае. № ситуации Эмоции 1 2 3 4 5 6 7 Гнев
Стыд
Страх
Радость
Гордость
Зависть
Обида
- Родители запретили вам кататься на велосипеде.
- Вам не понравилась оценка за контрольную работу.
- Учитель вас похвалил.
- Друг все делает лучше вас
- У вас есть очень хороший друг, и вы всегда вместе.
- Вы не выучили урок, а вас могут вызвать к доске.
- Вы обманули маму, и она об этом узнала.
Приложение 3 6.Игра « Угадай эмоцию по интонации» На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча, читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу « Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Все остальные ребята должны угадать, какая была эмоция. ( На карточках написаны слова: радость, разочарование, волнение, обида, растерянность, влюбленность). Приложение 4 V. Закрепление и осмысление знаний. 1. Рассказ учителя Эмоции очень сильно влияют на состояние нашего здоровья. Человек не может жить без смены настроения. Но чем быстрее он справится с плохим настроением, тем крепче будет его здоровье. Известно много случаев, когда люди умирали от душевных переживаний. Когда мы злимся или обижаемся на кого-то, наше сердце надрывается. Поэтому мы должны научиться контролировать свои эмоции. 2.Практическая работа. Работа с карточками « Ситуации» ( Прочитать по лицам, что происходит с ребятами в каждой конкретной ситуации. Придумать и рассказать историю об этом)
- Почему у ребят такие выражения лиц? -Что могло случиться? -Что можно сделать, чтобы ссоры не произошло? -У кого из вас случались подобные ситуации? Что вы при этом чувствовали? - Как находили выход? Приложение 5 3.Знакомство с рассказом « История о мальчике» Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было очень вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы на глазах выступили. Но мороженое из лужи уже не вытащишь. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать - не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. « Повезло какой - нибудь собаке» - подумал мальчик и пошел дальше. 4. Беседа. - Вспомните обидную ситуацию, которую когда - нибудь сами переживали? -Ребята, вы хотите избавиться от обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же , как мальчик из рассказа. Представьте, что обида и злость превращаются в шарики и выдохните их. Ух-ух-ух! - У всех получилось? А теперь представим по - другому. Берем в руки шарик и надуваем его своей злостью или грустью или обидой….и отпускаем. - Что вы сейчас чувствуете? -Что можно сделать для улучшения настроения? ( Ответы детей) А еще ребята, можно послушать хорошую музыку. VI. Итог урока -Ребята, а на какое лицо приятно смотреть? ( На улыбающееся) Так давайте, все искренне улыбнемся и послушаем замечательную детскую песню « Улыбка» Слушание песни « Улыбка» VII Домашнее задание Написать о своих отрицательных чертах характера и о том, как вы пытаетесь их исправлять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ ситуации Эмоции 1 2 3 4 5 6 7 Гнев
Стыд
Страх
Радость
Гордость
Зависть
Обида
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Список использованной литературы.
1. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства", М. 2005
2. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: Владос, 1992. - 155 с.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: НПЦ, 1996. - 40 с.
4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Сайт psiholognew.comДиагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.
5. Планы - конспекты уроков для 4 класса.