Конспект по литературному чтению по теме Былина Добрыня и змея

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. 3класс.

Тема: Былина «Добрыня и Змея».

Цели: Образовательные: Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать героев- положительных и отрицательных. Учимся выделять главную мысль произведения. Развивающие: развивать речь, внимание, воображение, мышление детей. Воспитательные: формировать активность детей, навыки работы с текстом, воспитание любви к чтению. Оборудование: выставка книг с разными жанрами фольклора, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Ход урока.

I.Орг. момент, рефлексия.

II. Повторение.

Работа со схемой «Живой цветок»

Конспект по литературному чтению по теме Былина Добрыня и змея

- Определите фольклорный жанр. Приведите пример.

- В этом жанре нам всегда приходится находить ответ. (Загадки)

- Жанр в котором заключается народная мудрость. (Пословицы)

- Произведения этого жанра заставляют нас говорить слова четко и быстро. (скороговорки)

- Этот жанр исполняется с мелодией и во время отдыха, и во время работы, и в горести, и в радости. (Песни)

- Про этот жанр говорится: «Она ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

III.Знакомство с новым.

- Остался еще один жанр фольклора с которым мы сегодня начнем знакомство.

Это былина. Что вы знаете о былине? (Как рассказывались былины)

- Кто является героями былин?

1. Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Богатыри».

- Какими вы себе представляете богатырей? Опишите.

-(Показ репродукции) А вот таких богатырей показал нам известный русский художник

В.М.Васнецов на своей картине «Богатыри».

-Кто знаком с этим произведением? Как зовут богатырей?

- Васнецов прекрасно передал силу этих людей. У каждого из них был свой характер и художник постарался это передать. И мы читая былины о богатырях узнаем о их характере.

2.Первичное чтение былины учащимися «по цепочке».

3.Словарная работа.

4.Работа по содержанию былины.

- В каком городе и с кем жил Никита?

- Прочитайте какой был Никита?

- Где захотел искупаться Никита?

- Что матушка говорила ему про Пучай-реку?

- Кого встретил Добрыня на Пучай-реке?

- Что произошло между Добрыней и Змеей?

- Почему Добрыня отпустил Змею?

- Подтверждает ли данный эпизод то, что говорилось в начале рассказа о характере Добрыни?

- Что вы можете сказать о Змее? Что произошло после того как Добрыня Змею отпустил?

- Как матушка собирала Добрыню в дорогу?

- Прочитайте, как Добрыня бился со Змеей?

- Чем заканчивается былина?

- Давайте еще раз скажем какой же характер был у Добрыни? И что вы можете сказать про Змею?

- Как вы думаете, кто подразумевается в лице Добрыни? А в лице Змеи?

- Кто побеждает в конце былины?

IV. Итог. Вывод.

-Какая главная мысль былины?

-Чему хотел научить нас сказитель?

-Какую пословицу подобрали бы вы, чтобы отразить главную мысль этого отрывка?

(На доске пословицы или дети сама вспоминают и называют их)

V. Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваем работу?

VI. Д/з: по выбору: пересказать былину или подготовить выразительное чтение отрывка «Наказы матушки Добрыне». Нарисовать рисунок к былине (всем).

Оценки за урок.

Спасибо за работу.

3

© 2010-2022