Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-сказка

Как образовалась почва.

Тема урока: «Образование почвы». Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно-образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе. Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами; названия времён года; рисунки для сочинения сказки; рисунок жука; карточки «Как проросло зёрнышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитные доски; цветные карандаши.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.

2. Повторение состава почвы.

  • Отгадайте загадку: « Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?»

Правильно - это жук! На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением жука.

  • А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука.
Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная, серая земля - мой дом?!» - постоянно думал он. И решил он проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь. Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.





Каждый их них, знакомясь с жучком, кое-что рассказал о себе. Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2 , 3 , 4 , 5 , 6. Я - воздушная капелька. Помогаю корням дышать. Я - капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться. Я - песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений. Я - комочек глины. Хорошо удерживаю воду. Я - кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений. Мы - остатки растений и животных - образуем перегной.
  • Замечательно! А что интересного вы заметили, когда соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П!)
Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (Почва?) Да, это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь-то я знаю, что и мой дом - почва и живу здесь среди друзей». Конечно ребята, почва - дом для многих обитателей. Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва. Вывешивается опорная таблица. Урок

В

О

З

Д

У

Х


С
О
Л
И


П
Е
Р
Е
Г
Н
О
Й


Урок





  • А, кто живёт в почве? (Кроме того, что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые), корни растений.)
А, какую роль играют микробы? (Под действием микробов остатки растений образуют перегной.) Молодцы! Вы много знаете. Что же такое почва? (Почва - это верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. Точнее: почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли.) Я довольна вашими ответами. Продолжим свой рассказ. 3. Работа над новым материалом. Конечно, всё время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ…. Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и так же быстро прекратился дождик…. Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой - старой горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же могла она поведать жучку? Давайте, ребята, призовём на помощь свою фантазию и знания и поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва. А образовывалась он долгие, долгие годы и все времена года. Вспомним, какие времена года вам известны? (Зима, весна, лето, осень.) Сколько их? (Четыре времени года.) У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их начиная с самого тёплого времени года. Дети работают на партах, располагая времена года в предложенной последовательности.
  • Что же у вас получилось? Прокомментируйте, пожалуйста. (Самое тёплое время года - лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. После зимы наступает весна.)
У детей на партах карточки:

Л
Урок

Л

О

Л

Л

Л

Л

О

З

ВУрок

Л

О

Л

Л

Л

Л

О

З

В

  • М

    Л

    О

    Л

    Л

    Л

    Л

    О

    З

    Володцы! Оставьте, пожалуйста, карточки на партах.

А сейчас вы будете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (Жили-были…..) Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнёт нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображённый на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске. УрокУрок

Ваня
Жила-была…… Её ласково согревало……… Нежно обнимал….. Часто поливал…….
Учитель



Учащиеся
гора


солнышко
ветерок
дождик




В какое время года, это могло происходить? (Летом.) На доске:
Урок



Урок



Ваня

О

Но вот пришла …..

Днём гору ещё согревало………

Но ночью прилетал холодный………….

И приносил с собой…..

Учитель

Показывает рисунки

Учащиеся

осень

солнышко

ветер

дождь






На доске: УрокУрок

Урок





Ваня

З
Осень сменила …..…..

С

Вморозами и метелями……..

И снова

наступила………

Днём с весёлыми ручейками и ласковым… солнышком.

Ночью …с холодами

Учитель

Учащиеся

зима

весна!


На доске:








  • спасибо ребята, активную помощь в сочинении начала сказки. Кто хочет повторить сказку по опорным картинкам?
Рассказывает один из учеников.
  • Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём греться на солнышке. И у горы появились морщины - трещины.
На доске:



Гора переживала и плакала, а трещины становились всё глубже и глубже. Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось и зёрнышко травы. Попробуем проследить, что могло произойти с зёрнышком дальше. У детей на партах набор картинок с нарисованным зёрнышком, дождиком, жёлтой травкой и т. д.
  • Рассмотрите, пожалуйста, картинки назовите предметы, изображённые на них.
Давайте проследим за превращением зёрнышка в сгнивший стебелёк. Расположите эти картинки последовательно. Дети на партах в нужной последовательности выкладывают картинки, учитель - на магнитной доске.
  • У кого получилось так? Сравните.
На доске: УрокУрокУрокУрокУрокУрок




  • Кто может рассказать, как зёрнышко превращается в перегнившие остатки растений? (Весной зёрнышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его, и выросла зелёная травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зёрнышки, а стебельки перегнили.)
И так повторялось тысячи лет. Мы проведём физкультминутку и постараемся вашими движениями показать превращение зёрнышка. Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась…(хором) почва. Росли всё новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. Они повышали плодородие. Поселились и микробы, под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков среди густых трав и молодых деревьев. Вот так и образовалась почва.






Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и маленький жучок. Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки.
Если остаётся время, то можно по опорным картинкам, появившимся на магнитной доске в процессе сочинения сказки, повторить её.
  • А сейчас я предлагаю вам следующее задание.
На партах - карточки для индивидуальной работы. В верхнем углу обозначена буква П (жёлтого, зелёного или красного цвета, что соответствует уровню трудности задания: базовый, повышенный, творческий). Дети работают по картинкам.
Раскрась схему образования почвы.
П. (повышенный) Вставь пропущенные слова: 1. ….., ……, …….разрушается. 2. Из …,…..,…..,…..образуется слой, который называется почвой. Слова для справок: горы, скалы, камни, камешки, песок, глина, растения, животные.

П. (творческий) Нарисуйте, как образовалась почва. Разрушение …………….Образование……
  • Молодцы, вы отлично справились с заданием.

4. Закрепление.

  • А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.
Задание 1.
  1. Почва образуется от разрушения земли.
  2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.
Задание 2.
  1. Почва - это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва - это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.
Задание 3.
  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.
Проверка. На доске - табличка с правильными ответами: 2, 1, 1.
  • Молодцы! Вы, ребята, отлично справились и с этим заданием. Я очень рада.
Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного и поспешил к себе в домик. Больше почва не казалась ему чёрной, сырой и противной. А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…..Давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву? (Почва - слой жизни. Почва - наша кормилица. Почва - земля, землица. Почва - это чудесная кладовая.) Вы правы. Почва - это верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения, созревает урожай. Почва даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень-очень медленно, поэтому её надо правильно использовать и охранять. А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет». Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие - недопустимые? Беречь растения, там, где они есть. ДА Вырубать леса. НЕТ Сильно распахивать почву. НЕТ Сжигать листья. НЕТ Много поливать НЕТ Сажать растения там, где их нет. ДА Повышать плодородие. ДА Много удобрять. НЕТ Ребята! Почва - это богатство, её надо беречь, правильно использовать и, если надо, лечить. Как? Это тема следующего урока. Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве. Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в игре.
© 2010-2022