Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гавва Л.М. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-сказка
Как образовалась почва.
Тема урока: «Образование почвы». Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно-образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе. Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами; названия времён года; рисунки для сочинения сказки; рисунок жука; карточки «Как проросло зёрнышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитные доски; цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.
2. Повторение состава почвы.
-
Отгадайте загадку: « Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?»
Правильно - это жук! На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением жука.
- А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука.
Каждый их них, знакомясь с жучком, кое-что рассказал о себе. Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2 , 3 , 4 , 5 , 6. Я - воздушная капелька. Помогаю корням дышать. Я - капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться. Я - песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений. Я - комочек глины. Хорошо удерживаю воду. Я - кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений. Мы - остатки растений и животных - образуем перегной.
- Замечательно! А что интересного вы заметили, когда соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П!)
В
О
З
Д
У
Х
С
О
Л
И
П
Е
Р
Е
Г
Н
О
Й
- А, кто живёт в почве? (Кроме того, что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые), корни растений.)
- Что же у вас получилось? Прокомментируйте, пожалуйста. (Самое тёплое время года - лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. После зимы наступает весна.)
Л
Л
О
Л
Л
Л
Л
О
З
В
Л
О
Л
Л
Л
Л
О
З
В
- М
Л
О
Л
Л
Л
Л
О
З
Володцы! Оставьте, пожалуйста, карточки на партах.
Ваня
Жила-была…… Её ласково согревало……… Нежно обнимал….. Часто поливал…….
Учитель
Учащиеся
гора
солнышко
ветерок
дождик
В какое время года, это могло происходить? (Летом.) На доске:
Ваня
О
Но вот пришла …..
Днём гору ещё согревало………
Но ночью прилетал холодный………….
И приносил с собой…..
Учитель
Показывает рисунки
Учащиеся
осень
солнышко
ветер
дождь
На доске:
Ваня
З
Осень сменила …..…..
С
Вморозами и метелями……..
И снова
наступила………
Днём с весёлыми ручейками и ласковым… солнышком.
Ночью …с холодами
Учитель
Учащиеся
зима
весна!
На доске:
- спасибо ребята, активную помощь в сочинении начала сказки. Кто хочет повторить сказку по опорным картинкам?
- Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём греться на солнышке. И у горы появились морщины - трещины.
Гора переживала и плакала, а трещины становились всё глубже и глубже. Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось и зёрнышко травы. Попробуем проследить, что могло произойти с зёрнышком дальше. У детей на партах набор картинок с нарисованным зёрнышком, дождиком, жёлтой травкой и т. д.
- Рассмотрите, пожалуйста, картинки назовите предметы, изображённые на них.
- У кого получилось так? Сравните.
- Кто может рассказать, как зёрнышко превращается в перегнившие остатки растений? (Весной зёрнышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его, и выросла зелёная травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зёрнышки, а стебельки перегнили.)
Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и маленький жучок. Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки.
Если остаётся время, то можно по опорным картинкам, появившимся на магнитной доске в процессе сочинения сказки, повторить её.
- А сейчас я предлагаю вам следующее задание.
Раскрась схему образования почвы.
П. (повышенный) Вставь пропущенные слова: 1. ….., ……, …….разрушается. 2. Из …,…..,…..,…..образуется слой, который называется почвой. Слова для справок: горы, скалы, камни, камешки, песок, глина, растения, животные.
П. (творческий) Нарисуйте, как образовалась почва. Разрушение …………….Образование……
-
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
4. Закрепление.
- А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.
- Почва образуется от разрушения земли.
- Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.
- Почва - это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
- Почва - это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.
- Образуется почва очень медленно.
- Образуется почва очень быстро.
- Молодцы! Вы, ребята, отлично справились и с этим заданием. Я очень рада.