Конспект урока по литературному чтению на тему Дифференциация звуков с и ш

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме, ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Это проблема называется -дисграфия!

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если ребенок с дисграфией обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него. Я думаю, что это важная проблема! Конечно, бороться с дисграфией задача логопеда, но процесс работы над дисграфией очень трудный и крапотливый и он принесет в два раза быстрее результат, если учитель и логопед будут действовать вместе. На примере своего урока я бы хотела показать, как можно применять некоторые приемы коррекции дисграфии на обычном уроке литературного чтения.



Тема урока: Работа над текстом "Чья косынка?" Цель урока: Профилактика дисграфии Задачи: Образовательные: - формировать умение дифференциации звуков "с" и "ш"; - формировать умение правильно произность звуки "с" и "ш"; - формировать умение находить и выделять звуки из слов и текста; - формировать умение анализировать текс; - формировать навык осознанного чтения в слух.

Развивающие: - развивать грамотную речь учеников; - развивать мышление, внимание; - развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма; - воспитывать доброжелательность, культуру общения при чтении парами.











1. Орг. момент.

Приветствие детей. Сегодня у нас будет немного не обычный урок, а почему вы сможете решить сами в конце урока.

2. Речевая разминка

Прочитаем по словам медленно, потом все быстрее. По - одному, все вместе.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон

Надел кукушонок капюшон

В капюшоне кукушонок смешон

На уроке мы познакомимся с рассказом, где одним из главных героев является кукушка.

3. Чтение текста учителе

ЧЬЯ КОСЫНКА?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

- Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

- Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка!

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо - никто никому не мешает.

Вопросы по тексту

- Как вы думаете кто был прав? Почему?( размышления детей)

- Для кого пёс нёс косынку?

- Для чего косынка была нужна кукушке?

- Может она была мышки?

- Как можно одним словом сказать, какие пёс, кукушка и мышка?

- Как бы вы решили этот конфликт?

- Почему пес сказал, что у кукушки нет детишек?

Почему кукушки подбрасывают своих детёнышей другим птицам?

На этот счёт существует несколько теорий.

Одна из них гласит о том, что мать-кукушка, подкидывая своих детёнышей в чужие гнёзда, тем самым их спасает от прожорливого отца, который может съесть свежие яйца и, как говориться, даже не моргнуть глазом, не смотря на то, что это его детёныши.

Но есть и другое мнение. Кукушка в среднем в период «деторождения» может отложить от 10 до 25 яиц. И если бы кукушка попыталась воспитать такое количество птенцов, то вряд ли у неё это получилось. И видимо это является главной причиной.

Но в нашем рассказе кукушка предстаёт заботливой матерью!

4. Работа по тексту

У вас на столах лежат слова, разделенные на слоги, как вы думаете, что вам нужно сделать с ними? (ответы детей) ваша задача составить из них слова и соединить в предложения.

На о-пуш-ке пёс Пу-шок на-шёл ко-сын-ку. «От-не-су-ка я её Ма-ше. А она даст мне мя-са!»

И-дёт с ко-сын-кой пёс, а е-му ку-куш-ка:

Ты ку-да с мо-ей ко-сын-кой, а? Э-то ко-сын-ка мо-их де-ти-шек.

5. Произнесите каждое слово, выделяя гласную букву. Какие по счету предложения из текста мы прочитали? Прочитайте еще 6 последних предложений! Как их удобнее найти? (варианты детей)

6. Найдите и назовите одушевленные предметы в тексте! Ответьте на вопрос.

Кукушка (какая?)

пёс (какой?)

пташки (какие?)

букашки (какие?)

мышка (какая?)

7. Для дальнейшей работы прочитаем текст еще раз только по цепочке.

Назовите главных героев рассказа?

Пес, Кукушка (на доску вешается 2 картинки)

Какие звуки чаще других встречается в рассказе? (С-Ш)

Для того, чтобы правильно произность звуки "с" и "ш" нужно знать их постановку.

"С" губы в улыбке, зубы заборчиком язык заведен за нижние зубы

"ш" губы округлены, зубы чуть разомкнуты, язык заведен за верхние зубы

Правильная позиция артикуляционного аппарата при произношении звука «С» ( как шипит змея) и «Ш» (как сдувается шар) что напоминает звук «С» и звук «Ш»?

8.

- Участникам раздаются картинки название изображения которых начинается или на букву С или на укву Ш.

Ваша задача картинки название изображения которых начинается на "с" прикрепить к букве "С", тоже самое со звуком "Ш"

9. Нарисуем букву с и ш в воздухе и на спине соседа (чем похожи буквы?) Буквы пишут на доске и еще раз их произносят.

10. Прочитаем текст еще раз только звук "с" и "ш" прошипим и просвистим. (Дается наглядный пример)

11. Чтение текста выразительно по ролям.

12. Наши гости приготовили вам задачу

У тены тоят каду ки,

А в каду ках по лягу ке.

Е ли было е ть каду ек,

колько было в них лягу ек?

13. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал……….

Сегодня я сумел………

Сегодня я похвалил бы себя……………………….

Так что же необычного было на нашем уроке?



© 2010-2022