Открытый урок по литературному чтению 3 класс Эзоп Рыбак и рыбёшка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению

Предмет: литературное чтение

УМК « Перспективная школа»

Целевая аудитория: 3 класс

Тип урока: открытие нового знания (с использованием методов модерации.)

Тема: Басня. Композиция басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка

Цели: Познакомить с новым литературным жанром - басня.

Задачи:

1. На материале басни Эзопа «Рыбак и рыбешка» выяснить что такое басня, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части и вывода .

2.Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается.

3.Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

УУД

Познавательные: Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль Выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Работать с несколькими источниками информации, текстами. Проводить сравнительный анализ двух произведений. Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей. Коммуникативные: Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Работать в паре. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и за ходом выполнения работы и полученного результата. Выражать собственное отношение к морали басни.

Урок проведён по блочно-модульной технологии (2Х30)

Планирование урока

1.Самоопределение

к деятельности

Метод «Протяни ладошку»

(приложение 1)

Хочешь солнышко в ладошку?

Протяни, я положу!

Ты сожми его покрепче

И почувствуй теплоту!

Давайте протянем друг другу руки и почувствуем, что мы вместе, а значит, у нас всё получится!

Пожелаем друг другу удачи

-Желаем

Удачи

Большой

Всегда

И везде!

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний

Минутка поэзии

1 ряд - что хотел донести до нас автор?

2 ряд- смог ли (имя) помочь нам увидеть, почувствовать это?

Назовите жанр этого произведения.

Какие ещё литературные жанры вам известны?

Регулятивные:

Оценивать

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Метод «Автобусная остановка»

(приложение. 2)


Метод «Дерево ожиданий»

Наш маршрут в переулок «Жанры» У нас 4 остановки: «Сказочная», «Рассказухино», «Стихотворная», «Басня» Отправляемся в путь.

На какой остановке возникли затруднения? Почему? (Не встречались с этим жанром)

Определяют тему урока

Давайте поработаем в паре. Подумайте, что бы вы хотели узнать об этом литературном жанре?

записывают на зелёные стикеры и прикрепляют на «Дерево ожиданий».

Определяют задачи урока

Научиться…

Узнать…

Сравнить…

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Работать в команде

Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

3. Открытие нового знания

Что же такое басня?

Куда можем обратиться за помощью? ( Толковый словарь, словарь происхождения слов, компьютер)

Выясняем:

баять-говорить

байка-сказка.

Работа в паре. Чтение текста на карточке (приложение 3)

Выделите основные моменты басни.

Составляем кластер на доске.

Вчера мы познакомились с учебником. «Литературное чтение» ч. 2

Назовите первую тему. Как понимаете?

Прочитайте название басни. Объясните слово «рыбёшка»

Чтение басни учителем.

Сколько частей в тексте?

Перечитайте 1 часть.

Какую сказку, которая начинается точно так же,

напомнила эта басня?

Давайте найдём эту сказку (часть 1 стр.80)

Прочитайте последние строчки сказки.

А теперь вторую часть басни.

Есть ли разница?

( Сказка делает намёк, а басня учит как себя вести.)

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения



Познавательные:

Сравнивают и делают выводы Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

5. Первичное закрепление

Чью точку зрения выражает вывод?

Согласны ли вы с ним? (учитель наталкивает детей на рассуждения: копилки, пойманная маленькая рыбка)

Делаем заключение, что не всегда согласны с выводом басни.

Почему же басня нас учит, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем?

Попробуем найти ответ на ленте времени.

В какой период времени ценились такие качества как ум, хитрость и забота о своей выгоде?

Изменились ли взгляды сейчас?

( « Литературное чтение» ч. 1 с. 84)

Физминутка

Игра «Красная шапочка» ( приложение 4)

6. Самостоятельная работа

Метод «Инсерт»

( Приложение 5)

Можно ли назвать басню народной?

Презентация. Портрет Эзопа

Что можете рассказать об этом человеке?

Карточка (Приложение 6) с биографией Эзопа?

Назовите что знакомо вам в тексте +

Что незнакомо -

Что непонятно ?

Чему удивились !

Назовите что знакомо вам в тексте +

Что незнакомо -

Что непонятно ?

Чему удивились !

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

7. Рефлексия

Повторение о басне с помощью кластера.

«Дерево ожиданий»

Анализируем, что смогли узнать о басне? убираем стикеры . Остальные (с невыясненными вопросами) остаются до следующего урока

Справились с намеченными задачами?

Оцените свою работу на уроке (С обратной стороны доски прикреплены тучка и солнышки с фотографиями детей) В начале урока я вам подарила солнышки. Поместите их за тучку, если тема урока не показалась интересной, или вы недовольны своей работой.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать

свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Приложения

Открытый урок по литературному чтению 3 класс Эзоп Рыбак и рыбёшка

Приложение 1

Метод « Протяни ладошку»

Цель: Почувствовать что мы вместе ,значит всё сможем.

На каждом ряду дети протягивают друг другу руки, затем объединяются в одну цепочку.

Приложение 2 Метод «Автобусная остановка»
Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 1-5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 1-3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 1-3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Метод «Дерево ожиданий»

На доске нарисовано дерево. Дети пишут на стикерах свои ожидания или предположения по теме урока и прикрепляют на рисунок дерева. В конце урока обсуждение.

Приложение 3


Что такое басня?

Басня - один из древнейших литературных жанров

. Басня очень похожа на сказку о животных. В ней герои - животные, как и в сказке о животных. Но басня отличается от сказки по построению: сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Повествование басни - это история о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей.

Приложение 4

Метод «Красная Шапочка»

Каждый ряд образует свой круг, взявшись за руки.

Один круг получает мячик побольше это волк. У другого ряда мячик поменьше это Красная Шапочка. По сигналу мячики передаются по кругу. Если звучит сигнал «поворот» , меняется направление мячей.

Победившая команда задаёт три вопроса, на которые можно ответить одним или двумя словами: почему люди ходят? Сколько будет3х8? Отвечать надо быстро.

Приложение 5

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения

ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Приложение 6

Эзоп

О его жизни известно немного. Даже век, когда он жил определяется приблизительно.

Известно, что Эзоп был рабом. Рассказывают, что однажды хозяин Эзопа приказал рабам готовиться к дальней дороге. Эзоп взял тяжёлую корзину с хлебом, тогда как другие выбрали поклажу полегче. После первого привала корзина уменьшилась в весе, а после обеда стала легче наполовину. Только тогда всем стало ясно, что Эзоп оказался дальновидным.

Благодаря своему уму, он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам. Эзоп отличался не только остроумием, но и мудростью. Его считают первым баснописцем. В своих баснях он высмеивал глупость и жадность.

Многие были злы на Эзопа. Чтобы отомстить, ему в сумку подложили золотую чашу из храма. Эзоп был обвинён в краже и сброшен со скалы.

11

© 2010-2022