- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»
Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоногова К.М. |
Дата | 08.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: знакомимся с числом и цифрой 0. Цели урока (предметные): - ввести число 0, как характеристику пустого множества и начала отсчета на числовом отрезке; - научить писать цифру 0; - рассмотреть свойства 0; - закреплять навыки счета в пределах 9. Формирование универсальных учебных действий (УУД): - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения заданий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок. - познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Планируемые результаты: - личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. - метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения заданий на уроке, вносить необходимы коррективы в действия после его завершения (регулятивные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД). - предметные: уметь находить начало отсчета на числовом отрезке, понимать свойства 0, научится писать цифру 0, закрепит навыки счета в пределах 9.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, веер цифр, фишки, линейка.
Сценарий урока I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе) Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке к нам придет гость, а вот как зовут этого гостя, вам предстоит угадать.
« На сметане я мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …»
(Слайд 1 с изображение Колобка) - Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок»). - Молодцы ребята! Колобок собирается в путешествие в царство «Нуляндию» и зовет нас с собой, Поедем? - Итак путешествие начинается. (Слайд 2 колобок катиться по дорожке) II Актуализация опорных знаний. Устный счет (учащиеся выполняют задания, тренирующие отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки) Учитель: посмотрите колобок остановился ему преградил путь, какой то зверь, а как вы думаете кто это? (Слайд 3 с изображением зайца) - Зайчик не хочет нас пропускать, пока мы не выполним его задание. Вы готовы? Приготовьте веера с цифрами.
Игра «Молчанка»
2+1 2-1 6-2
4+1 4-2 5+3
5+2 8-4 7-5
6+3 3-2 2+6
9-7 4+2 7-6 - Теперь покажите число на своих веерах: Учитель: мы справились с заданием зайчика, покатились дальше? (Слайд 4 колобок катиться по дорожке). На пути колобок повстречал волка (Слайд 5с изображение волка). - Нам необходимо выполнить задание волка, чтобы дальше путешествовать. Вы готовы? Приготовьте веер с цифрами.
-
покажите число, которое больше числа 7 на 1,
-
покажите число, которое на 1 меньше чем 4,
-
какое число больше 3 и меньше 5?
-
какое число меньше 7?
-
наибольшее однозначное число,
-
покажите число, которое стоит первым в натуральном ряде чисел.
- Расскажите всё, что вы знаете об этих числах? (натуральные, однозначные).
- Какие числа называются натуральными? (которые получаются при счете предметов). - Почему они однозначные? (для записи этих чисел требуется одна цифра). Учитель: вы отлично справились и с этим заданием, но у нас еще впереди длинный путь, пора отправляться дальше (Слайд 8 колобок катиться по дорожке).
III Целеполагание (учащиеся самостоятельно находят решение проблемы поискового характера) Учитель: посмотрите, мы уже видим ворота в царство «Нуляндию», но кто то, стоит перед ними? (Слайд 9 с изображением лисы). - Ребята что случилось в сказке, когда колобок повстречал лису? (она его съела). Но в нашем путешествии такого не произойдет. Нам необходимо ответить на вопрос лисы, и помочь колобку попасть в царство.
Кто живет в царстве «Нуляндия»? - А ответить на вопрос поможет нам учебник. Откройте и посмотрите как будет называться наша тема урока (в процессе данной работы учащиеся сообщают, что на уроке они будут знакомиться с числом и цифрой 0). IV Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися) Учитель: как вы думаете, почему колобок так хотел попасть в это царство?(он похож на цифру ноль) - А на что еще похожа цифра 0? (ответы учащихся) - Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». (Слайд 10) Немного истории от колобка. (Слайд 11) Считается, что ноль впервые стали писать в Индии, но некоторые ученые думают, что ноль появился еще раньше у вавилонян. Но везде он обозначался и назвался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сифр». (Слайд 12, 13) - Не правда ли напоминает что-то? Правильно! «сифр» - «цифра». А само слово «ноль» возникло позже (от латинского nullum - ничто). Учитель: что же, колобок прощается с нами, и благодарит за помощь, а наш урок продолжается (Слайд 14). Работа с фишками (один ученик работает у доски, остальные на своих местах). - положите 4 фишки, уберите 1 фишку, сколько осталось? (3) - уберите еще 1, сколько фишек останется? (2) - сколько останется, если убрать еще одну фишку? (1) - а если убрать последнюю фишку? (ни одного) Число 0 показывает, что не останется ни одного предмета. Покажите цифру 0 на своих веерах. Определение места 0 в натуральном ряде чисел. - если место числу 0 в натуральном ряде чисел? (нет) - давайте вспомним, что такое натуральное число? (то, которое мы называем при счете предметов) - что больше 1 или 0? (подбираем знак сравнения) - что еще можно сказать о числе 0? (если ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа) - и всё таки существует такой ряд чисел, в котором 0 занял свое почетное место, только этот ряд нельзя назвать натуральным. - подумайте, где вы могли встретит такой ряд чисел? Наш сегодняшний гость тоже хочет вам подсказать, внимание на экран. (Слайд 15, показ линейки, спидометра, градусника) - А в городе Будапеште есть даже памятник числу 0 и выглядит он вот так (Слайд 16)
V Физминутка на убывание «Летит по небу шар»
Летит по небу шар
По небу шар летит
Но знаем мы, до неба шар
Никак не долетит
(дети показывают движения: летит - взмах руками,
шар - круг в воздухе руками,
по небу - указывают пальцем вверх,
мы - жест на себя,
знаем - жест на голову,
никак - отрицание головой.)
Учитель: а на какую цифру похож воздушный шар?
VI Первичное закрепление (выбор наиболее эффективных способов решений заданий учащимися) Работа по учебнику (работа в парах) - Составление задачи по рисункам используя число 0. - Рассмотрите рисунки и ответе на вопросы «Сколько пирожков на тарелке слева? Сколько пирожков на тарелке справа?» - Попробуйте с вашим соседом составить задачу по данному рисунку (прослушивание вариантов нескольких пар). Работа по тетради - Письмо цифры 0 (дети рассматривают образец и приступают к письму после показа учителем как нужно писать цифру 0, далее дети пишут по точкам ряд, вставляя пропущенные числа). - Чертеж отрезка. - Самостоятельная работа (учащиеся сравнивают числа, расставляют знаки «>», «<», «=»). Затем меняются тетрадями со своим соседом и проверяет его работу).
VII Подведение итогов
- С кем мы сегодня путешествовали?
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Какую цифру мы учились писать?
- Кто впервые стал обозначать ноль?
VIII Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке. Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий - если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый - если вы выполнили работу не до конца.
Список литературы:
- Математика: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 144 с.: ил. - (Начальная школа ХХI века).
- Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева - М.: Вентана-Граф, 2012 - 48 с.: ил. - (Начальная школа ХХI века).
- Математика: 1 класс: методика обучения/ В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. - 3-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
- Волина В.В. Праздник числа - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 304 с.
7