Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: знакомимся с числом и цифрой 0. Цели урока (предметные): - ввести число 0, как характеристику пустого множества и начала отсчета на числовом отрезке; - научить писать цифру 0; - рассмотреть свойства 0; - закреплять навыки счета в пределах 9. Формирование универсальных учебных действий (УУД): - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения заданий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок. - познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Планируемые результаты: - личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. - метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения заданий на уроке, вносить необходимы коррективы в действия после его завершения (регулятивные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД). - предметные: уметь находить начало отсчета на числовом отрезке, понимать свойства 0, научится писать цифру 0, закрепит навыки счета в пределах 9.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, веер цифр, фишки, линейка.

Сценарий урока I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе) Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке к нам придет гость, а вот как зовут этого гостя, вам предстоит угадать.

« На сметане я мешён,Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился …»

(Слайд 1 с изображение Колобка) - Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок»).Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0» - Молодцы ребята! Колобок собирается в путешествие в царство «Нуляндию» и зовет нас с собой, Поедем? - Итак путешествие начинается. (Слайд 2 колобок катиться по дорожке) II Актуализация опорных знаний. Устный счет (учащиеся выполняют задания, тренирующие отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки) Учитель: посмотрите колобок остановился ему преградил путь, какой то зверь, а как вы думаете кто это? (Слайд 3 с изображением зайца) - Зайчик не хочет нас пропускать, пока мы не выполним его задание. Вы готовы? Приготовьте веера с цифрами.

Игра «Молчанка»Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»

2+1 2-1 6-2

4+1 4-2 5+3

5+2 8-4 7-5

6+3 3-2 2+6

9-7 4+2 7-6 - Теперь покажите число на своих веерах: Учитель: мы справились с заданием зайчика, покатились дальше? (Слайд 4 колобок катиться по дорожке). На пути колобок повстречал волка (Слайд 5с изображение волка). - Нам необходимо выполнить задание волка, чтобы дальше путешествовать. Вы готовы? Приготовьте веер с цифрами.Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»

  • покажите число, которое больше числа 7 на 1,

  • покажите число, которое на 1 меньше чем 4,

  • какое число больше 3 и меньше 5?

  • какое число меньше 7?

  • наибольшее однозначное число,

  • покажите число, которое стоит первым в натуральном ряде чисел.Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»

Учитель: мы справились с этим заданием, продолжаем свой путь. (Слайд 6 колобок катиться по дорожке). Как вы думаете, кого мы еще встретим на нашем пути? (ответы учащихся). - Вот и мишка повстречался. (Слайд 7 с изображением медведя). Учитель: выполним задание, которое нам придумал мишка? - Перед вами цифры: 6, 5, 7, 1, 2, 4,8, 3, 9

- Расскажите всё, что вы знаете об этих числах? (натуральные, однозначные).

- Какие числа называются натуральными? (которые получаются при счете предметов). - Почему они однозначные? (для записи этих чисел требуется одна цифра). Учитель: вы отлично справились и с этим заданием, но у нас еще впереди длинный путь, пора отправляться дальше (Слайд 8 колобок катиться по дорожке).

III Целеполагание (учащиеся самостоятельно находят решение проблемы поискового характера) Учитель: посмотрите, мы уже видим ворота в царство «Нуляндию», но кто то, стоит перед ними? (Слайд 9 с изображением лисы).Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0» - Ребята что случилось в сказке, когда колобок повстречал лису? (она его съела). Но в нашем путешествии такого не произойдет. Нам необходимо ответить на вопрос лисы, и помочь колобку попасть в царство.

Кто живет в царстве «Нуляндия»? - А ответить на вопрос поможет нам учебник. Откройте и посмотрите как будет называться наша тема урока (в процессе данной работы учащиеся сообщают, что на уроке они будут знакомиться с числом и цифрой 0). IV Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися)Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0» Учитель: как вы думаете, почему колобок так хотел попасть в это царство?(он похож на цифру ноль) - А на что еще похожа цифра 0? (ответы учащихся) - Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». (Слайд 10) Немного истории от колобка. (Слайд 11) Считается, что ноль впервые стали писать в Индии, но некоторые ученые думают, что ноль появился еще раньше у вавилонян. Но везде он обозначался и назвался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сифр». (Слайд 12, 13) - Не правда ли напоминает что-то? Правильно! «сифр» - «цифра». А само слово «ноль» возникло позже (от латинского nullum - ничто). Учитель: что же, колобок прощается с нами, и благодарит за помощь, а наш урок продолжается (Слайд 14). Работа с фишками (один ученик работает у доски, остальные на своих местах). - положите 4 фишки, уберите 1 фишку, сколько осталось? (3) - уберите еще 1, сколько фишек останется? (2) - сколько останется, если убрать еще одну фишку? (1) - а если убрать последнюю фишку? (ни одного) Число 0 показывает, что не останется ни одного предмета. Покажите цифру 0 на своих веерах. Определение места 0 в натуральном ряде чисел. - если место числу 0 в натуральном ряде чисел? (нет) - давайте вспомним, что такое натуральное число? (то, которое мы называем при счете предметов)Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0» - что больше 1 или 0? (подбираем знак сравнения) - что еще можно сказать о числе 0? (если ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа) - и всё таки существует такой ряд чисел, в котором 0 занял свое почетное место, только этот ряд нельзя назвать натуральным. Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0» - подумайте, где вы могли встретит такой ряд чисел? Наш сегодняшний гость тоже хочет вам подсказать, внимание на экран. (Слайд 15, показ линейки, спидометра, градусника) - А в городе Будапеште есть даже памятник числу 0 и выглядит он вот так (Слайд 16)

V Физминутка на убывание «Летит по небу шар»

Летит по небу шар

По небу шар летит

Но знаем мы, до неба шар

Никак не долетит

(дети показывают движения: летит - взмах руками,

шар - круг в воздухе руками,

по небу - указывают пальцем вверх,

мы - жест на себя,

знаем - жест на голову,

никак - отрицание головой.)

Учитель: а на какую цифру похож воздушный шар?

VI Первичное закрепление (выбор наиболее эффективных способов решений заданий учащимися) Работа по учебнику (работа в парах) - Составление задачи по рисункам используя число 0. - Рассмотрите рисунки и ответе на вопросы «Сколько пирожков на тарелке слева? Сколько пирожков на тарелке справа?» - Попробуйте с вашим соседом составить задачу по данному рисунку (прослушивание вариантов нескольких пар). Работа по тетради - Письмо цифры 0 (дети рассматривают образец и приступают к письму после показа учителем как нужно писать цифру 0, далее дети пишут по точкам ряд, вставляя пропущенные числа). - Чертеж отрезка. - Самостоятельная работа (учащиеся сравнивают числа, расставляют знаки «>», «<», «=»). Затем меняются тетрадями со своим соседом и проверяет его работу).

VII Подведение итогов

- С кем мы сегодня путешествовали?

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Какую цифру мы учились писать?

- Кто впервые стал обозначать ноль?

VIII Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Удалось ли нам их достичь? Почему?

- Давайте оценим нашу работу на уроке. Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий - если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый - если вы выполнили работу не до конца.



Список литературы:

  1. Математика: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 144 с.: ил. - (Начальная школа ХХI века).
  2. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева - М.: Вентана-Граф, 2012 - 48 с.: ил. - (Начальная школа ХХI века).
  3. Математика: 1 класс: методика обучения/ В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. - 3-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  4. Волина В.В. Праздник числа - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 304 с.

7


© 2010-2022