Противоположные отношения между понятиями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Григорян Виктория Сергеевна

Санкт-Петербург

Школа № 103 Выборгского района

Внеурочное занятие

4 класс

Тема занятия: Противоположные отношения между понятиями

Цель: создать условия для формирования умения устанавливать противоположные отношения между понятиями.

Задачи:

Обучающая - познакомить учащихся с противоположными отношениями между понятиями, учить их устанавливать с разных точек зрения.

Развивающая - развивать коммуникативные умения, умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающая - воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Ход занятия

Стадия вызова

1. Игра на внимание «Наоборот»

- Давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть различные команды, а вы должны выполнять противоположные им. Итак, «Сесть!» , «Говорить!», «Руки вверх», «Молчать», «Шагом марш».

2. Беседа о противоположных признаках

- Рыба, липа, карандаш. Можно ли сказать, что всё это понятия?

- Да, конечно. Мы знаем, что понятия - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово (или несколько слов). Между понятиями существуют разные отношения. В начале урока мы играли в игру, где показывали противоположные движения, а сейчас подберите противоположные понятия. (Большой, свет. радость, тусклый, начало, безобразный, ложь, победа, смерть, молодость, сладкий, покой, бодрый.)

- Кто же может сказать, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Итак, тема занятия: Противоположные отношения между понятиями.

3. Прием «Дерево предсказаний»

- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?

- Могут ли изменятся противоположные признаки? От чего это зависит?

- Найдем аргументы по высказанным предположениям в конце занятия и убедимся, кто прав.

Стадия осмысления

4. Взаимоопрос. Работа в парах сменного состава

Даны пословицы, необходимо их «зашифровать», т. е. изменить все признаки на противоположные.

Знание лучше богатства.

Ласковое слово что солнышко в ненастье.

Умный и без денег богат.

С умным говорить, как меду попить.

Лень - мать всех пороков.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Самая легкая дорога та, что уже прошел.

Одному ехать - дорога длинна.

Хорош заяц белый, а охотник - смелый.

Чья храбрость, того и победа.

У ленивого всегда праздник.

Мал да удал.

( После подведения итогов обращается внимание на то, что даже в «перевернутом» виде пословицы сохраняют свой смысл и значение: «Невежество хуже бедности», «Дурак и с деньгами беден», «Брань что туча на ясном небе» и т. п.)

5.Упражнение «Найди противоположный признак» (Работа в группах)

- Я буду показывать вам предмет, а вы должны записать как можно больше признаков этого предмета, записывая каждый признак в паре с противоположным.

- Проверим задание.

- Сделайте вывод, всегда ли между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?

- Назовите, по каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким - нет.

6. Работа в группах

- Согласны ли вы, что слон большой, а кот маленький; что жираф высокий, а суслик низкий. Однако это верно только с нашей точки зрения. Давайте поменяем точку зрения. Так, каким будет кот с точки зрения муравья, а жираф с точки зрения небоскреба?

-Что же получается? Если изменяется точка зрения, то, как изменяются признаки?

( Могут поменяться на противоположные.)

- Таким образом, получается, что один и тот же объект может иметь противоположные признаки в зависимости от точки зрения.

- А сейчас поработаем в группах. Вам необходимо придумать примеры объекта, который одновременно обладает противоположными признаками с разных точек зрения

Например, «сильный и слабый» - это может быть четвероклассник: по сравнению с малышом он сильный, а по сравнению со спортсменом - слабый

Примеры признаков:

холодный - горячий;

быстрый - медленный;

легкий - тяжелый;

съедобное - несъедобное;

маленький - большой.

Подведение итогов: группа называет понятие, а класс должен определить, над какой парой признаков она работала.

7. Упражнение «Подбери антоним»

На доске написано слово «дом», а под ним - другие слова: «поле», «сарай», «вода», «гостиница», «конура».

- Определите, какое из этих слов противоположное по смыслу слову «дом» и по каким признакам.

( Дом - закрытое пространство, поле - открытое; дом и сарай - противоположны по комфортности; дом - твердый, вода - жидкость; в доме живут постоянно, а в гостинице временно; дом и конура отличаются по размеру, обитателям и т. п. )

- Какой можно сделать вывод?

( Все слова могут быть противоположными, каждый по какому-то определенному признаку)

8. Задание на смекалку

«Поспорил мужик, что две недели не будет днем есть и пить, а ночью не будет спать. И выиграл спор. Как ему это удалось?»

(Он две недели провел «наоборот»: днем спал, а ночью ел и пил.)

Стадия рефлексии

9. Прием «Дерево предсказаний»

- Давайте вернемся к дереву предсказаний?

- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения? (Можно, но нужно найти признак. Не по всем признакам понятия имеют противоположные отношения.)

- Могут ли изменяться противоположные признаки? От чего это зависит? ( Да, зависит от точки зрения.)

Групповая работа. ( Заполняем аргументы по высказанным предположениям, делаем вывод о правильности предположений.)



© 2010-2022