- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. (2 класс)
Урок русского языка на тему Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Л.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Волкова Лидия Викторовна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
п.Пурпе Пуровского района
Урок русского языка
«Общее понятие о предлоге.
Роль предлога в речи»
с использованием ТРКМ
(технология развития критического мышления)
и применением ИКТ
Класс: 2
Тема урока: Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи.
Характеристика деятельности учащихся: Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.
Предметные результаты: Учащиеся учатся: находить в тексте предлоги вместе с существительными.
Формируемые УУД (универсальные учебные действия): Познавательные: использовать необходимую информацию для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил. Регулятивные: действовать по инструкциям и намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, составлять небольшие устные монологические высказывании, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Оборудование:
Карточки с заданиями, презентация к уроку.
Ход урока. I. Организационный момент. - Добрый день, уважаемые гости. Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга, пожелайте друг другу удачи. Начинаем наш урок-исследование. - Вам сегодня предстоит сделать маленькие открытия. Связаны они с одной, порой «незаметной», но «независимой» частью речи, в русском языке её называют «служебной». - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке? (Возникла проблема.) - Попробуем решить проблему? 2. Словарная работа. Слайд № 3 В.сна, сев.р, ю., возвращ.ться, пти.цы, тёплый, п.р.лётные. - Прочтите слова, объясните орфограммы: - Определите, какой частью речи являются слова. - Поработайте в парах: составьте предложение из данных слов. Прочтите его. Слайд № 4 Проверь себя. Весной с тёплого юга возвращаются на север перелётные птицы. (Перелётные птицы весной возвращаются с тёплого юга на север) - Объясните, как вы составляли предложение. (Изменяли данные слова, добавляли новые). - Запишите предложение, подчеркните те слова, которые вы добавили. - Какой частью речи они являются? - Догадались, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (О предлоге.)
- Кто из вас знает, что означает слово « предлог» ?
Слайд № 5 Предлог - «стоящий перед словом»
Слайд № 6 Стадия вызова 1. Актуализация опорных знаний. - На уроке нам надо будет заполнить таблицу «ЗХУ» о предлоге. (Учитель объясняет аббревиатуру «Знаю Хочу узнать Узнал») - Сможем это сделать? Постараемся.
- Что вы знаете о предлоге? (Предлог - часть речи. Служит для связи слов в предложении. Пишется раздельно с другими словами.) Учитель закрепляет в таблице опорные фразы в разделе «Знаю». - Я знаю: У каждого предлога своё значение.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Предлог - часть речи.
Он связывает слова в предложении по смыслу.
Пишется раздельно со словом.
Употребляется с существительными.
У каждого предлога своё значение.
2. Определение темы и цели урока. - Исходя из имеющихся знаний, попробуйте сформулировать тему урока. Слайд № 7 Предлог. Роль предлога в предложении. - Попробуйте определить цель нашего урока («Хочу узнать») А) А почему я сказала, что эта часть речи «незаметная, скромная»? Не знаете? Б) С какой частью речи не употребляется? В) Какую ещё роль выполняют предлоги?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Предлог - часть речи.
Он связывает слова в предложении по смыслу.
Пишется раздельно со словом.
Употребляется («дружит») с существительными и местоимениями.
У каждого предлога своё значение. Почему эта часть речи «незаметная», но «независимая», (служебная).
Как пишутся предлоги?
С какими частями речи не «дружит»?
Какие роли играет предлог в предложении?
(! Если ученики не смогут определить цель, учитель дополняет их ответ.)
Слайд № 8 Стадия осмысления
1.Наблюдения над произнесением и написанием слов с предлогами. - Почему предлог можно назвать «незаметным»? «независимым»? - Поможет в этом разобраться азбука народной мудрости. Слайды № 9-11 (Пословицы о весне, иллюстрации) - Прочтите весенние приметы:
- Вода с гор потекла - весну принесла.
- Из берёзы течёт много соку - к дождливому лету.
- В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
- Как произносим слова с предлогами? (Слитно, т.е. незаметно, что это отдельное слово)
- А как записываем? ( Раздельно) Учитель закрепляет в таблице опорные фразы в разделе «Узнал»
(Узнали: «Незаметная» - произносится слитно с другим словом, «независимая» - пишется с другими словами всегда раздельно.)
2. Наблюдения над несовпадением произнесения и написания предлогов.
- Обратите внимание, какие звуки слышим, произнося предлоги в этих предложениях?!
Слайд № 14 Что слышим? Что пишем?
[?] гор - ? гор
[и?] берёзы - ? берёзы
[?] дождливому лету - ? дождливому лету
[п?] весне- ? весне
[?] лете - ? лете
Слайд № 15 Проверь себя.
- Приведите свои примеры несовпадения звука и буквы в предлогах:
(чере[c], по[т], ок[а]ло, на[т] и т.д.
-Что узнали о предлоге?
!!! Предлоги пишутся независимо от произношения, их написание надо запомнить!
Слайд № 16 Пиши правильно!
С буквой «о» - о, про, об, от, до, по, во, около, под, около.
с буквой «д» - под, над, перед.
с буквой «з» - из, без, через.
Предлога «з» нет!!! С горы, с желудями, с булочкой, с дуба, с севера, с окна, с парты.
3. Творческая физминутка (с движениями) После зимней лютой стужи Просыпается от сна Вся природа. Даже лужи Не покроет лед за ночь, Гонит солнце зиму прочь! Набухают соком почки, И зеленые листочки Скоро в струях ветерка Заиграют! А пока Цвета солнца у реки Появились огоньки! Все! Закончились морозы! Распускаются мимозы.
4. Наблюдение над связью и написанием предлогов с существительным. Слайд № 17 Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу - кхорошейпогоде.
Работа в парах. * Карточки с текстом (Приложение № 1)
- Прочтите запись, что вы можете сказать о ней?
Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу - кхорошейпогоде.
- Запишите предложение.
- Какие правила написания предложения употребили?
- Подчеркните предлог с тем словом, к которому он относится.
-Докажите, что отдельно написали именно предлоги. - Что «узнали» о предлоге? - Прочтите текст, подумайте, как вы запишете предложение без скобок.
(Если в предложении есть предлог, то его пишем отдельно, т.к. он самостоятельная часть речи!) Слайд № 18 Проверь себя. Если в марте облака поплывут быстро и высоко - к хорошей погоде (К хорошей погоде.) - Предлог стоит рядом с прилагательным, а с какой частью речи «дружит»? (С существительным! К чему? - к погоде). А иногда предлог употребляется с местоимением.) Между предлогом и существительным можно вставить слово, чаще прилагательное. 5. Выясним, с какими частями речи предлоги не употребляются? Слайд № 18 - Определите, что выделено в слове «поплывут». - Докажите, что выделена приставка.
- Что вы узнали о предлоге?
!!! Не употребляется с глаголом.
6. Творческое задание. На карточках. (Приложение №2)
-Поработайте в парах.
- Прочтите предложения, подумайте, всё ли в них вас устраивает. Исправьте ошибки.
Лиса лежит за кустом.
Медведь идёт с деревом.
Зайчик спрятался перед деревом.
Белочка сидит под деревом.
- Прочтите свой вариант предложений. Сверьте с моим вариантом.
Слайд № 19 Иллюстрация «Кто где?»
- А теперь соотнесите иллюстрацию с вашим текстом. Исправьте ваши предложения, чтобы текст соответствовал иллюстрации.
*Лиса лежит под кустом.
* Медведь идёт к дереву.
* Зайчик спрятался за деревом.
* Белочка сидит на дереве. - Что узнали о предлоге?
Предлог хоть и «маленькое» слово, но имеет определённое значение, замена одного предлога другим меняет смысл высказывания. !!! Уточняет смысл высказывания. - Отдохнём немного?
Физминутка
Встали, потянулись. Взад-вперёд прогнулись.
Руки на пояс, руки за спину,
Руки над головой, руки перед собой,
Руки подними, руки опусти.
- Мы с вами отдохнули, а предлог «поработал».
- Подтвердите мою мысль.
(Подсказывал, какое движение конкретно делать руками)
6. Проверка знаний учащихся по изучаемой теме.
- Пришла пора проверить, как вы исследовали часть речи - предлог!
Тест «Предлоги» (Приложение № 3)
- Обведите букву правильного ответа кружком.
1. Как пишутся предлоги?
А - Всегда слитно со словом.
Б - Всегда раздельно со словом.
В - Могут быть написаны слитно со словом, а могут - раздельно.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А - Перед именем существительным.
Б - Перед именем прилагательным.
В - Перед глаголом.
3. Какая буква не может быть предлогом?
А - Буква «з».
Б - Буква «в».
В - Буква «с».
4. Какой предлог надо вставить в предложения?
Пассажи сошел … поезда.
А - «из» Б - «с» В - «от»
Ученик пришёл …. школы.
А - «с» Б - «со» В - «из»
5. Зачеркните слова, которые не являются предлогами:
В, за, о, на, а, через, с, из-за, вокруг, к, и, над, возле, при, у, без, по-над. Слайды № 21 - 25 Тест (самопроверка) - Если ваш ответ верен, ставьте рядом с буквой «+». Слайд № 26 Оценка работы.
Слайд № 27 Стадия рефлексии. 1. Итог урока. - Понравился ли вам урок-исследование? - Какую часть речи мы исследовали? - Что вы узнали о предлоге? (Ученики при ответе обращаются к третьей колонке таблицы «ЗХУ»)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Предлог - часть речи.
Он связывает слова в предложении по смыслу.
Пишется раздельно со словом.
Употребляется («дружит») с существительными.
У каждого предлога своё значение. Почему эта часть речи «незаметная», но «независимая»?
Как ещё пишутся предлоги?
С каким частями речи не «дружит»?
Какие роли ещё играет предлог в предложении?
Произносится слитно с другим словом, а пишется всегда раздельно. Пишутся независимо от произношения.
Не пишется перед глаголом.
Уточняет смысл высказывания Всё ли мы узнали? Откуда берутся предлоги? Сколько предлогов в русском языке? Слайд № 28 Запомни! (Всё о предлоге) 2. Оценивание работы на уроке (учениками и учителем). -Оцени свою работу на уроке: что было трудным для тебя, что не вызвало затруднений? - Какая работа была наиболее интересной? (Далее учитель оценивает работу учеников на уроке.) 3. Составление синквейна. Слайд № 29 (Правило составления синквейна) 1. Тема (1 существительное) 2. Описание темы (2 прилагательных) 3. Описание действия (3 глагола) 4. Отношение к теме (предложение из 4 слов) 5. Суть темы (1 слово - итог) - Попробуйте в парах составить синквейн о предлоге, отобразив в нём полученные на уроке знания. (Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.) - Зачитайте свои синквейны. Слайд № 30 Возможный вариант синквейна. «Предлог» Незаметный,независимый. Разделяет, уточняет, дружит. Очень нужная часть речи! Уважайте! Слайд № 31 Спасибо за работу!
Приложение № 1 Карточка.
Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу -кхорошейпогоде.
Приложение № 2 Карточка.
Лиса лежит за кустом.
Медведь идёт с деревом.
Зайчик спрятался перед деревом.
Белочка сидит под деревом.
Приложение № 3 Тест «Предлоги»
- Обведите букву вашего ответа кружком.
1. Как пишутся предлоги?
А - Всегда слитно со словом.
Б - Всегда раздельно со словом.
В - Могут быть написаны слитно со словом, а могут - раздельно.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А - Перед именем существительным.
Б - Перед именем прилагательным.
В - Перед глаголом.
3. Какая буква не может быть предлогом?
А - Буква «з».
Б - Буква «в».
В - Буква «с».
4. Какой предлог надо вставить в предложения?
Пассажир сошел … поезда.
А - «из» Б - «с» В - «от»
Ученик пришёл …. школы.
А - «с» Б - «со» В - «из»
5. Зачеркните слова, которые не являются предлогами:
В, за, о, на, а, через, с, из-за, вокруг, к, и, над, возле, при, у, без, я, по-над.