Урок русского языка на тему Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Лидия Викторовна,

учитель начальных классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

п.Пурпе Пуровского района


[email protected]

Урок русского языка


«Общее понятие о предлоге.

Роль предлога в речи»


с использованием ТРКМ

(технология развития критического мышления)

и применением ИКТ







Класс: 2
Тема урока: Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи.
Характеристика деятельности учащихся: Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.
Предметные результаты: Учащиеся учатся: находить в тексте предлоги вместе с существительными.
Формируемые УУД (универсальные учебные действия): Познавательные: использовать необходимую информацию для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил. Регулятивные: действовать по инструкциям и намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, составлять небольшие устные монологические высказывании, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Оборудование:

Карточки с заданиями, презентация к уроку.


Ход урока. I. Организационный момент. - Добрый день, уважаемые гости. Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга, пожелайте друг другу удачи. Начинаем наш урок-исследование. - Вам сегодня предстоит сделать маленькие открытия. Связаны они с одной, порой «незаметной», но «независимой» частью речи, в русском языке её называют «служебной». - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке? (Возникла проблема.) - Попробуем решить проблему? 2. Словарная работа. Слайд № 3 В.сна, сев.р, ю., возвращ.ться, пти.цы, тёплый, п.р.лётные. - Прочтите слова, объясните орфограммы: - Определите, какой частью речи являются слова. - Поработайте в парах: составьте предложение из данных слов. Прочтите его. Слайд № 4 Проверь себя. Весной с тёплого юга возвращаются на север перелётные птицы. (Перелётные птицы весной возвращаются с тёплого юга на север) - Объясните, как вы составляли предложение. (Изменяли данные слова, добавляли новые). - Запишите предложение, подчеркните те слова, которые вы добавили. - Какой частью речи они являются? - Догадались, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (О предлоге.)

- Кто из вас знает, что означает слово « предлог» ?

Слайд № 5 Предлог - «стоящий перед словом»

Слайд № 6 Стадия вызова 1. Актуализация опорных знаний. - На уроке нам надо будет заполнить таблицу «ЗХУ» о предлоге. (Учитель объясняет аббревиатуру «Знаю Хочу узнать Узнал») - Сможем это сделать? Постараемся.

- Что вы знаете о предлоге? (Предлог - часть речи. Служит для связи слов в предложении. Пишется раздельно с другими словами.) Учитель закрепляет в таблице опорные фразы в разделе «Знаю». - Я знаю: У каждого предлога своё значение.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предлог - часть речи.

Он связывает слова в предложении по смыслу.

Пишется раздельно со словом.

Употребляется с существительными.

У каждого предлога своё значение.




2. Определение темы и цели урока. - Исходя из имеющихся знаний, попробуйте сформулировать тему урока. Слайд № 7 Предлог. Роль предлога в предложении. - Попробуйте определить цель нашего урока («Хочу узнать») А) А почему я сказала, что эта часть речи «незаметная, скромная»? Не знаете? Б) С какой частью речи не употребляется? В) Какую ещё роль выполняют предлоги?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предлог - часть речи.

Он связывает слова в предложении по смыслу.

Пишется раздельно со словом.

Употребляется («дружит») с существительными и местоимениями.

У каждого предлога своё значение. Почему эта часть речи «незаметная», но «независимая», (служебная).

Как пишутся предлоги?
С какими частями речи не «дружит»?
Какие роли играет предлог в предложении?

(! Если ученики не смогут определить цель, учитель дополняет их ответ.)

Слайд № 8 Стадия осмысления

1.Наблюдения над произнесением и написанием слов с предлогами. - Почему предлог можно назвать «незаметным»? «независимым»? - Поможет в этом разобраться азбука народной мудрости. Слайды № 9-11 (Пословицы о весне, иллюстрации) - Прочтите весенние приметы:

  1. Вода с гор потекла - весну принесла.
  2. Из берёзы течёт много соку - к дождливому лету.
  3. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
Слайд № 12 Найди предлоги Слайд № 13 Проверь себя

- Как произносим слова с предлогами? (Слитно, т.е. незаметно, что это отдельное слово)

- А как записываем? ( Раздельно) Учитель закрепляет в таблице опорные фразы в разделе «Узнал»

(Узнали: «Незаметная» - произносится слитно с другим словом, «независимая» - пишется с другими словами всегда раздельно.)

2. Наблюдения над несовпадением произнесения и написания предлогов.

- Обратите внимание, какие звуки слышим, произнося предлоги в этих предложениях?!

Слайд № 14 Что слышим? Что пишем?

[?] гор - ? гор

[и?] берёзы - ? берёзы

[?] дождливому лету - ? дождливому лету

[п?] весне- ? весне

[?] лете - ? лете

Слайд № 15 Проверь себя.

- Приведите свои примеры несовпадения звука и буквы в предлогах:

(чере[c], по[т], ок[а]ло, на[т] и т.д.

-Что узнали о предлоге?

!!! Предлоги пишутся независимо от произношения, их написание надо запомнить!

Слайд № 16 Пиши правильно!

С буквой «о» - о, про, об, от, до, по, во, около, под, около.

с буквой «д» - под, над, перед.

с буквой «з» - из, без, через.

Предлога «з» нет!!! С горы, с желудями, с булочкой, с дуба, с севера, с окна, с парты.

3. Творческая физминутка (с движениями) После зимней лютой стужи Просыпается от сна Вся природа. Даже лужи Не покроет лед за ночь, Гонит солнце зиму прочь! Набухают соком почки, И зеленые листочки Скоро в струях ветерка Заиграют! А пока Цвета солнца у реки Появились огоньки! Все! Закончились морозы! Распускаются мимозы.

4. Наблюдение над связью и написанием предлогов с существительным. Слайд № 17 Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу - кхорошейпогоде.

Работа в парах. * Карточки с текстом (Приложение № 1)

- Прочтите запись, что вы можете сказать о ней?

Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу - кхорошейпогоде.

- Запишите предложение.

- Какие правила написания предложения употребили?

- Подчеркните предлог с тем словом, к которому он относится.

-Докажите, что отдельно написали именно предлоги. - Что «узнали» о предлоге? - Прочтите текст, подумайте, как вы запишете предложение без скобок.

(Если в предложении есть предлог, то его пишем отдельно, т.к. он самостоятельная часть речи!) Слайд № 18 Проверь себя. Если в марте облака поплывут быстро и высоко - к хорошей погоде (К хорошей погоде.) - Предлог стоит рядом с прилагательным, а с какой частью речи «дружит»? (С существительным! К чему? - к погоде). А иногда предлог употребляется с местоимением.) Между предлогом и существительным можно вставить слово, чаще прилагательное. 5. Выясним, с какими частями речи предлоги не употребляются? Слайд № 18 - Определите, что выделено в слове «поплывут». - Докажите, что выделена приставка.

- Что вы узнали о предлоге?

!!! Не употребляется с глаголом.

6. Творческое задание. На карточках. (Приложение №2)

-Поработайте в парах.

- Прочтите предложения, подумайте, всё ли в них вас устраивает. Исправьте ошибки.

Лиса лежит за кустом.

Медведь идёт с деревом.

Зайчик спрятался перед деревом.

Белочка сидит под деревом.

- Прочтите свой вариант предложений. Сверьте с моим вариантом.

Слайд № 19 Иллюстрация «Кто где?»

- А теперь соотнесите иллюстрацию с вашим текстом. Исправьте ваши предложения, чтобы текст соответствовал иллюстрации.

*Лиса лежит под кустом.

* Медведь идёт к дереву.

* Зайчик спрятался за деревом.

* Белочка сидит на дереве. - Что узнали о предлоге?

Предлог хоть и «маленькое» слово, но имеет определённое значение, замена одного предлога другим меняет смысл высказывания. !!! Уточняет смысл высказывания. - Отдохнём немного?

Физминутка

Встали, потянулись. Взад-вперёд прогнулись.

Руки на пояс, руки за спину,

Руки над головой, руки перед собой,

Руки подними, руки опусти.

- Мы с вами отдохнули, а предлог «поработал».

- Подтвердите мою мысль.

(Подсказывал, какое движение конкретно делать руками)

6. Проверка знаний учащихся по изучаемой теме.

- Пришла пора проверить, как вы исследовали часть речи - предлог!

Тест «Предлоги» (Приложение № 3)

- Обведите букву правильного ответа кружком.

1. Как пишутся предлоги?

А - Всегда слитно со словом.

Б - Всегда раздельно со словом.

В - Могут быть написаны слитно со словом, а могут - раздельно.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А - Перед именем существительным.

Б - Перед именем прилагательным.

В - Перед глаголом.

3. Какая буква не может быть предлогом?

А - Буква «з».

Б - Буква «в».

В - Буква «с».

4. Какой предлог надо вставить в предложения?

Пассажи сошел … поезда.

А - «из» Б - «с» В - «от»

Ученик пришёл …. школы.

А - «с» Б - «со» В - «из»

5. Зачеркните слова, которые не являются предлогами:

В, за, о, на, а, через, с, из-за, вокруг, к, и, над, возле, при, у, без, по-над. Слайды № 21 - 25 Тест (самопроверка) - Если ваш ответ верен, ставьте рядом с буквой «+». Слайд № 26 Оценка работы.

Слайд № 27 Стадия рефлексии. 1. Итог урока. - Понравился ли вам урок-исследование? - Какую часть речи мы исследовали? - Что вы узнали о предлоге? (Ученики при ответе обращаются к третьей колонке таблицы «ЗХУ»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предлог - часть речи.

Он связывает слова в предложении по смыслу.

Пишется раздельно со словом.

Употребляется («дружит») с существительными.

У каждого предлога своё значение. Почему эта часть речи «незаметная», но «независимая»?

Как ещё пишутся предлоги?

С каким частями речи не «дружит»?

Какие роли ещё играет предлог в предложении?

Произносится слитно с другим словом, а пишется всегда раздельно. Пишутся независимо от произношения.

Не пишется перед глаголом.
Уточняет смысл высказывания Всё ли мы узнали? Откуда берутся предлоги? Сколько предлогов в русском языке? Слайд № 28 Запомни! (Всё о предлоге) 2. Оценивание работы на уроке (учениками и учителем). -Оцени свою работу на уроке: что было трудным для тебя, что не вызвало затруднений? - Какая работа была наиболее интересной? (Далее учитель оценивает работу учеников на уроке.) 3. Составление синквейна. Слайд № 29 (Правило составления синквейна) 1. Тема (1 существительное) 2. Описание темы (2 прилагательных) 3. Описание действия (3 глагола) 4. Отношение к теме (предложение из 4 слов) 5. Суть темы (1 слово - итог) - Попробуйте в парах составить синквейн о предлоге, отобразив в нём полученные на уроке знания. (Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.) - Зачитайте свои синквейны. Слайд № 30 Возможный вариант синквейна. «Предлог» Незаметный,независимый. Разделяет, уточняет, дружит. Очень нужная часть речи! Уважайте! Слайд № 31 Спасибо за работу!

Приложение № 1 Карточка.
Есливмартеоблакапоплывутбыстроивысокопонебу -кхорошейпогоде.
Приложение № 2 Карточка.

Лиса лежит за кустом.

Медведь идёт с деревом.

Зайчик спрятался перед деревом.

Белочка сидит под деревом.





Приложение № 3 Тест «Предлоги»

- Обведите букву вашего ответа кружком.

1. Как пишутся предлоги?

А - Всегда слитно со словом.

Б - Всегда раздельно со словом.

В - Могут быть написаны слитно со словом, а могут - раздельно.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А - Перед именем существительным.

Б - Перед именем прилагательным.

В - Перед глаголом.

3. Какая буква не может быть предлогом?

А - Буква «з».

Б - Буква «в».

В - Буква «с».

4. Какой предлог надо вставить в предложения?

Пассажир сошел … поезда.

А - «из» Б - «с» В - «от»

Ученик пришёл …. школы.

А - «с» Б - «со» В - «из»

5. Зачеркните слова, которые не являются предлогами:

В, за, о, на, а, через, с, из-за, вокруг, к, и, над, возле, при, у, без, я, по-над.

© 2010-2022