Родительское собрание как форма партнерства между семьёй и школой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание как форма партнерства между семьей и школой

Партнер - участник какой-нибудь совместной деятельности(деятельность наша-воспитание детей)

Учитель начальных классов и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.

Формы и методы работы учителя с родителями разнообразны. Это групповые и индивидуальные беседы с родителями , привлечение родителей к непосредственной работе с детьми , пропаганда педагогических знаний, и конечно же проведение родительских собраний. Но учитель должен понимать , что многообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы. Определяющим , наряду с содержанием и методами а воспитательной деятельности, является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников.

Работая с родителями , учитель постоянно оценивает ребенка, его поступки, успех и неудачи в учении, отношение к своим обязанностям и т.д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, на сколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь всегда надо иметь ввиду следующее : оценивать конкретный поступок учащегося, а не личность ребенка в целом, обязательно в месте с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. и второе . Отрицательно оценивая ребенка, учитель тем самым , вольно или не вольно , оценивает родителей. Причем отец и мать оцениваются и как личность , и как воспитатели.

Правильное требование , правильная оценка учителем ребенка и воспитательных воздействий родителей должны быть облечены в педагогически целесообразную, тактичную форму, только в этом случае будут достигнуты правильные отношения между педагогом и родителями.

К сожалению, нередко можно наблюдать родительских собраниях, что учитель спешит изложить все, чем он недоволен. Это стремление учителя понятно: не располагая временем, он хочет обратить внимание родителей на самое главное, трудное в воспитании. Ау родителей впечатление получается от такого общения грустное. В результате контакт не устанавливается и следствие - игнорирование родительских собраний. Мы же знаем, что в школу охотнее приходят родители благополучных учеников. Поэтому учителю необходимо сначала говорить родителям о сильных сторонах личности ребенка. Это поможет учителю легче установить контакт с ним, определить направление воспитательных воздействий.

Сегодня не нужно доказывать, что школа нуждается в активной деятельности родителей, в создании общественной родительской организации, которая должна стать ее постоянным социальным партнером. Родительские собрания в школе - один из вернейших способов налаживания этого партнерства и создании условий для успешной профилактики многих проблем, появляющихся у ребенка, как в школе , так и дома. Почему родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи, с классным руководителем? Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в "разбор полетов", на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить, родительское собрание - это в первую очередь обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики которые позволяют родителю отаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно проводить много различных исследований , с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителе интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако, главное . что бы родители усвоили очень важное правило, продиктованное жизнью: воспитание детей в семье- это обучение их умению обходиться без родителей.

Предлагаю несколько анкет:

1. Анкета "Знакомство с родителями"

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1.Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи должны развиваться в детском коллективе?

5.Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6.Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасение.

2.Методика "Незаконченные предложения".

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов взаимоотношениях детей и родителей.

3.Какой вы родитель(тест игра)?

Отметить те фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми.

1.Сколько раз тебе повторять? 2 балла

2.Посоветуй мне, пожалуйста... 2 балла

3.Не знаю, что бы я без тебя делала ! 1 балл

4.И в кого ты только такой уродился! 2 балла

5.Какие у тебя замечательные друзья! 1 балл

6.Ну на кого ты похож? 2 балла

7.Я в твое время... 2 балла

8.Ты моя опора и помощник ! 1 балл

9.Ну что за друзья у тебя ! 2 балла

10.О чем ты только думаешь?! 2 балла

11. Какой же ты у меня умница! 1 балл

12. А как ты считаешь, сынок? 1 балл

13.У всех дети как дети, а ты ? 2 балла

14. Какой ты у меня сообразительный ! 1 балл

7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу

9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком

11-12 баллов - необходимо быть внимательнее к ребенку

13-14 баллов - вы сами чувствуете, что идете по неверному пути

Итак, родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее

сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители, -для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.Родительские собрания проводятся 4-5 раз в год.

Правила подготовки родительского собрания:

1. Тема должна быть актуальной.

2. Проводится в удобное для родителе время и нее длится больше 1,5 часов.

3. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

4.Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

5.Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Школьная жизнь на каждом шагу убеждает педагогов в том, что лучшими классами бывают, те в которых преобладающая часть родители активно помогают классному руководителю, увлекая детей полезными делами, выявляя причины, которые мешают тому или иному ученику успешно учиться, оказывая воздействия на недисциплинированных, ленивых, невежливых учащихся. Педагогический союз классного руководителя, учителей, родителей- могучая воспитательная сила. И родительское собрание - мостик, который соединяет всех участников воспитательного процесса.

Хочется закончить словами Н.Игрунова "Лишь птице никто не способен помочь набрать высоту". Трудно не согласиться с этим утверждением. У человека, действительно, есть огромное преимущество: рядом с детьми всегда находяться родители, учителя, способные научить жить и готовые помочь. Самое главное- делать это с любовью.



© 2010-2022