Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Воркуты

РАССМОТРЕНА

школьным методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 5

от «23» мая 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № с УИОП» г.Воркуты

Герт М. Б.

«31» августа 2014 г.

Рабочая программа

школы раннего развития «Филиппок»

срок реализации программы: 1 год

Программа составлена на основе

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;

Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва; Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ

Составители: Иванова Венера Александровна,

Жураховская Ольга Юрьевна,

учителя начальных классов

Воркута

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15; - Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва; - Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Цель программы: Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа «Школа раннего развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.


Основные положения программы: -подготовка к школе носит развивающий характер; -не допускает дублирования программ первого класса; -помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); -обеспечивает формирование ценностных установок; -ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; -обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; -организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; -готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; -инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Порядок организации работы школы раннего развития:

  • группы формируются из детей 5 -6,5-летнего возраста;

  • продолжительность занятий в группах дошкольной подготовки - 20-30 минут;

  • наполняемость групп от 16 до 20 человек;

  • форма проведения занятий - игровая, двигательная;

  • начало занятий - 1я неделя октября;

  • окончание занятий - 4я неделя апреля;

  • режим занятий: 1 раз в неделю - 4 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут;

  • график занятий: суббота с 13-10 до 15-45

В зависимости от количества заказчиков данной услуги формируются 2 или 3 группы детей. На учебный год планируется укомплектовать 3 группы дошкольного обучения по 20 - 25 человек в каждой, общей численностью 60 - 70 человек. С родителями дошкольников заключается договор о предоставлении услуг ОУ. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущий метод работы с детьми - это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности - это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе». Учебно-методический комплект «Преемственность» В программе «Преемственность» дошкольное и начальное образование рассматриваются в системе непрерывного образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой)
  • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2012.

  • Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов./ - М.: Просвещение, 2012.

  • Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. -М.: Просвещение, 2013

  • Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.

  • Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.





Примерное распределение занятий за год

Название раздела

Количество занятий

«Обучение грамоте и развитие речи»

28

«Подготовка к обучению письму»

28

«Развитие математических способностей»

28

«Физическое воспитание»

7

«Искусство и культура»

14

«Английский язык»

7

Результаты освоения программы Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты: Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
Ребенок получит возможность научиться:
  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

Модель выпускника школы раннего развития Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальный интеллект (социальная зрелость) - ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.



© 2010-2022