- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок»
Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова В.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Воркуты
РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол № 5
от «23» мая 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № с УИОП» г.Воркуты
Герт М. Б.
«31» августа 2014 г.
Рабочая программа
школы раннего развития «Филиппок»
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва; Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ
Составители: Иванова Венера Александровна,
Жураховская Ольга Юрьевна,
учителя начальных классов
Воркута
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15; - Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва; - Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Цель программы: Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа «Школа раннего развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Основные положения программы: -подготовка к школе носит развивающий характер; -не допускает дублирования программ первого класса; -помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); -обеспечивает формирование ценностных установок; -ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; -обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; -организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; -готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; -инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Порядок организации работы школы раннего развития:
-
группы формируются из детей 5 -6,5-летнего возраста;
-
продолжительность занятий в группах дошкольной подготовки - 20-30 минут;
-
наполняемость групп от 16 до 20 человек;
-
форма проведения занятий - игровая, двигательная;
-
начало занятий - 1я неделя октября;
-
окончание занятий - 4я неделя апреля;
-
режим занятий: 1 раз в неделю - 4 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут;
-
график занятий: суббота с 13-10 до 15-45
-
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2012.
-
Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов./ - М.: Просвещение, 2012.
-
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. -М.: Просвещение, 2013
-
Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.
-
Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.
Примерное распределение занятий за год
Название раздела
Количество занятий
«Обучение грамоте и развитие речи»
28
«Подготовка к обучению письму»
28
«Развитие математических способностей»
28
«Физическое воспитание»
7
«Искусство и культура»
14
«Английский язык»
7
Результаты освоения программы Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты: Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
Модель выпускника школы раннего развития Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальный интеллект (социальная зрелость) - ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.