Урок - мастерская по русскому языку на тему Раз - словечко, два - словечко. .. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерская «Раз - словечко, два - словечко»

русский язык, 3класс

Цель: создавать ситуации, при которых ученики сами должны ответить на все возникшие вопросы; расширять словарный запас детей; развитие творческих способностей детей, устной и письменной речи.

Организационный момент: объяснение задач предстоящего урока.

МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРИТЬ МАСТЕР МАСТЕРСТВО (объяснить смысл слов)

На доске написаны слова (произвольный набор слов): солнце, зима, небо, снег, деревья, холод, лето, сосульки, песня, воробьишки, лужи, капель, весна, жаворонки, вороны, апрель, лёд, зелень, журчат, щепочки, речка, чудесный, блеск, кувшинчик, журавли, весенний, капает, жуткий.

Задания: 1). Мысленно разделить лист на 2 части. В левой нарисовать солнышко в углу. В столбик под рисунком выписать слова близкие состоянию вашей души -(«горячие» слова).

В правой стороне нарисуйте снежный холм и выпишите с доски остальные слова.

(Ученики обдумывают слово, запоминают его написание. Рождаются ассоциации, включается в работу подсознание).

2). Обмен листочками с соседом. Допишите соседу свои слова, близкие по состоянию твоей души.

3). Проверка выполнения.

4). Учитель читает стихи известных авторов и тексты о весне. Дети выписывают слова, которые понравились (по 2 - 3 слова).

- Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу. ( 2 слова) Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

- Галдят грачи на дереве.

Гремят грузовики.

Весне, весна на улице,

Весенние деньки. (2 слова) А. Барто «Верёвочка»

- И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (2 слова) А. Толстой «Вот уж снег последний…»

- Полны веселья шумного бульвары и сады.

Сколько хочешь радуйся, скачи на все лады. А.Барто «Верёвочка»

- С крыш свисают ледяные сосульки, блестя струится по ним вода - и капает, капает… Натекают лужи - и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть… (3 - 4слова) В.Бианки «Март»

- На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. В.Жуковский «Жаворонок».

- Лёд идёт, лёд идёт! Синий лёд, зелёный лёд,

Вереницей длинной. Серый, желтоватый,

Третьи сутки напролёт К верной гибели идёт -

Проплывают льдины. Нет ему возврата! (3слова)

С. Маршак «Ледоход»

- Черёмуха душистая Черёмуха душистая

С весною расцвела. Развесившись стоит.

И кудри золотистые, А зелень золотистая

Что кудри завила. На солнышке горит. (3 - 4 слова)

С.Есенин «Черёмуха»

- Снег теперь уже не тот - Облака бегут быстрей,

Потемнел он в поле. Небо стало выше.

На озёрах треснул лёд, Зачирикал воробей

Будто раскололи. Веселей на крыше. (2 - 3слова)

С. Маршак «12 месяцев»

Проверка выполненной работы.

Вывод: Что такое творчество? (высказывания детей).

« Состояние творчества - состояние наваждения, сновидения» М. Цветаева

Наваждение -

Прочитать значение этого слова по толковому словарю Д. Ожегова.

- Учитель: Послушайте, как о процессе творчества сказал А.С.Пушкин.

«… Гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит, - то яркий свет он льёт,

То тлеет медленно, а я над ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю…

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем,

И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы, давние, плоды мечты моей…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

КАМЕЛЁК - небольшой камин или очаг для обогревания.

Беседа о прочитанном, объяснение некоторых выражений.

Творческая работа. На доске - неоконченные фразы:

- Весна пришла, но зима ей не хочет уступать…

- Весна. Птицы торопятся на родину…

- Я с нетерпением жду прихода весны…

- На улице совсем весна…

(Каждый ученик выбирает себе понравившуюся фразу. Самое трудное - начало - оно есть. Есть первая фраза. Отталкиваясь от неё, надо написать небольшое сочинение (рассказ). Быстро глазами пробежать весь набор слов, который вам подскажет, о чём писать: мысль рождается в слове.)

- Перед записью рассказа провести аутотренинг: Я спокоен. Я совершенно спокоен. Мои мысли настроены на творчество. Передо мной слова, они складываются в словосочетания, словосочетания - в предложения. Из предложений рождается текст. Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать.

- Начинается творчество… Звучит музыка.

Учитель: Сегодня вы подумаете и увидите, в чём заключается письменное творчество. Все вы будете иметь возможность писать, чтобы понять этот процесс как бы изнутри.

Запомните: Все способны писать. Я вместе с вами буду выполнять задания, и вы будете иметь, и вы будете иметь возможность ознакомиться с моей работой.

- Проверка. Чтение написанного (обязательно вслух). Все «прикоснулись» к творчеству.

- Обсуждение результатов проделанной работы:

1). Как рождается текст? Выяснить смысл выражения: Слова «имеют жизнь» (высказывания детей).

2). А ещё говорят: слова «приходят» и «ускользают». Как это понимаете? (выслушиваются мнения учащихся).

В конце урока учитель читает свой рассказ



© 2010-2022