Тема по самообразованию Работа с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались
нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

- по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.

Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно - те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.

Особенности познавательного развития

Любознательность

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.

Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.

Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет из себя специфическую потребность - потребность преодоления. Итак, при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличались И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Петр I и многие другие творцы.

Сверхчувствительность к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу будущей теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?

Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно; "...только для того, кто не
привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует", - писал С. Л. Рубинштейн. Подобная "слепота", выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.

Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз.
Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта. Двадцать семь его лаборантов ежедневно в течение шести месяцев одной дорогой, которая вела от лампового цеха, шли к главному зданию завода. Рядом росло вишневое дерево. Но когда Т. Эдисон стал опрашивать лаборантов о том, что за дерево растет возле дороги, ни один из них не только не смог охарактеризовать это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его существовании.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения. Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения - основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив - проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепризнаваемых в массовой педагогической практике.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.
Люди часто относятся к новым сведениям и открытиям с большим недоверием, особенно к тем, которые существенно меняют привычные взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но даже часто отказываются замечать то, на что им прямо указывают их выдающиеся современники.

Причем нередко дело доходит до курьезов. Так, например, в "Илиаде" Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного города Трои. Но все считали это художественным вымыслом, и для археологов и историков XIX века Троя была недосягаема. Никому, кроме немецкого археолога Генриха Шлимана, не пришло в голову искать Трою, опираясь на описания Гомера. Г. Шлиман стал рассматривать "Илиаду" Гомера не просто как литературное произведение, а как серьезный исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные археологические находки.






Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. "В этой способности не "гаснуть" в полученном ответе, - пишет Д. Б. Богоявленская, - а "возгораться" в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие".

Это качество одаренного человека интуитивно использовал известный физик Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он нашел оригинальный способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание. Если, выполнив это задание, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему делать дальше, - его увольняли. В команде оставался лишь тот, для кого решение первой поставленной задачи становилось не завершением задания, а началом новой работы, которую он определял для себя сам.

Не менее любопытен и другой известный факт. Однажды А. Энштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. "Если люди ищут иголку в стоге сена, - ответил он, - то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку".



Высокий уровень развития логического мышления

Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.

Известный российский психолог В. Н. Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции:

- первая отказывается от какого бы то ни было разделения этих функций; эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых; из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г. Ю. Айзенка;

- вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего, или "нет глупых креативов", но есть "нетворческие интеллектуалы";

- третья утверждает, что интеллект и креативность - независимые, ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.




Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? где жить? как общаться с окружающими? с кем создавать семью? как отдыхать?

Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения (инсайта).

Правда, большинство людей, как подметили некоторые специалисты в области психологии, например, известный промышленник и исследователь психологии творчества Генри Форд, ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Большинство людей испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца.

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества - разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй - в художественном.

Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки окружающих. Жителей Кенигсберга забавляла пунктуальность философа Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с нее, можно было сверять часы. Сугубо оригинальные идеи математика Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его считали сумасшедшим.

Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.

Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. В ходе специальных исследований было определено, что решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения.

Способность к прогнозированию

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления - они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известный психолог
А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, полагались на свои предположения, предчувствия, на то, что было скрыто где-то в глубинах подсознания. Способность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания. Интуитивное мышление - особый талант, нуждающийся в развитии. На основе феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагностических методик.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития вышеописанных характеристик личности, таких как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

Выдающимися специалистами по научным прогнозам всегда считались писатели-фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях многие открытия будущего, его современники ученые считали не только писателем, но и своим коллегой-ученым. Выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев называл Жюля Верна научным гением. Французский инженер Лебер считал его соавтором своей идеи подводной лодки с двойным дном (как у "Наутилуса"). В 1903 году, когда другая подводная лодка - "Проектор" - совершила переход из Бриджпорта в Нью-Йорк, ее создатель, американский конструктор
С. Лейк, направил Ж. Верну поздравительную телеграмму. Известный русский исследователь и конструктор К. Э. Циолковский говорил о том, что он долго смотрел на ракету с точки зрения "увеселений и маленьких применений". Сделать серьезные вычисления его побудили книги Ж. Верна.

Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть учителей ориентируется на условно "нормального", обычного ученика, который, как известно всем, и педагогам в первую очередь, имеет в этом смысле весьма скромные возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания.

Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием деятельности, и творческих умений ребенка (см. статью "Детская одаренность") в сферах, где реализуются его творческие способности (интеллектуальной, художественной и др.).

Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с явлением, открытым известным русским ученым Ухтомским. Он в ходе собственных научных изысканий пришел к выводу, что одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги активности и очаги торможения. Этот очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название доминанты. Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают от стремления достичь главной цели, но напротив, даже усиливают это стремление. Вокруг активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.

Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании "эрудита" или "ученого". Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.

Синтез способностей к запоминанию и качеств, отмеченных выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

Способность к оценке

Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке - производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Известный психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором монетного двора.


Особенности склонностей и интересов

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке "по традиции", рады любому поводу избежать занятий. Будущие балерины и гимнастки охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим "неперспективным".

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Типичный упрек с их стороны: "Распыляешься, ничего не доводишь до конца, вчера играл в шахматы, сегодня уже рисуешь, а завтра будешь изобретать новый двигатель. Так ничего не добьешься в жизни". Однако широта интересов - совершенно естественно явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения. Немало выдающихся людей посвящали себя не одной, а двум и более сферам деятельности. Философ, теоретик анархизма Петр Кропоткин был крупным географом и геологом. Зоолог Джералд Даррелл - один из самых читаемых современных писателей. Необычайной разноплановостью интересов отличались Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Конечно, возможна и нерациональная трата сил. Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен определить в каждом конкретном случае, чего больше в совмещении интересов - плюсов или минусов. Видимо, правильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.

Есть и еще один важный аспект проблемы. Разноплановость интересов предохраняет от "зацикленности", которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву - вольно или невольно - многие другие жизненные ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики Норберт Виннер помнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена ученого положила ему в бумажник записку с новым адресом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в растерянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Внимательно выслушав его, девочка ответила: "Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь".

Биографами описано множество случаев из жизни выдающихся людей, свидетельствующих не только об их выдающемся уме, но и о поступках, которые выглядят просто глупо. И. Ньютон не любил отвлекаться от работы и для своей кошки проделал внизу двери отверстие, чтобы та могла сама входить в дом и выходить из него, не беспокоя хозяина мяуканьем. Когда у кошки родилось семеро котят, великий физик добавил по окошку для каждого из них!
























Социальная адаптация одаренных детей. Практика показала, что для обучения одаренных детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. Приведем пример из реальной жизни, который стал для нас исходным при разработке предлагаемого метода. Саше исполнилось десять лет, по интеллекту он не уступал пятнадцатилетним, но в остальном это был нервный, эмоциональный, болезненно впечатлительный мальчик. Учительница математики предложила ему участвовать в математической олимпиаде среди учащихся десятых классов. Саша с радостью согласился и, будучи человеком ответственным, готовился к ней около месяца. Получив задание на олимпиаде, он понял, что оно для него слишком легкое. Решив задачи в короткий срок, причем две из них оригинальным способом, он начал разрисовывать работу. Проходящий мимо член жюри, увидев такое "хулиганство", возмутился и громко сказал, что таким, как Саша, "надо на горшке в детском саду сидеть, а не участвовать в математических олимпиадах". Под громкий смех участников этого конкурса он показал рисунки всему залу и выпроводил мальчика из аудитории. Нужно ли описывать состояние ребенка?! Но Саша нашел в себе силы извиниться перед жюри, просил не отстранять его от дальнейшего участия в конкурсе. При подведении итогов председатель жюри объявил, что Саша не вошел в состав призеров, а школа из-за его "недостойного поведения" заняла лишь пятое место. Когда все команды стояли на сцене, взволнованный, бледный мальчик вышел вперед. Пытаясь что-то объяснить, он даже не заметил края сцены, споткнулся и упал. Зал буквально взорвался от смеха. А Сашу увезли в больницу. У него началась сильнейшая депрессия, болезнь следовала за болезнью. В школу он больше не ходил, пришел только через два года сдать выпускные экзамены экстерном. Все это время с ним постоянно работали психологи. Интересно, что профессиональные психологи и педагоги оценили ситуацию по-разному. На педагогическом совете учителя единодушно осудили членов жюри, а также "жестокость" участников олимпиады. Но не увидели главного - участие в таком важном событии десятилетнего ребенка, тем более одаренного, с его особой нервной организацией, требует специальной психологической подготовки. Это был не единичный случай, поэтому перед педагогами встала задача создать такой психолого-педагогический метод, который бы обеспечивал повышение "психологического иммунитета" одаренных детей в трудных ситуациях. При разработке подобного метода необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития одаренных детей, которая характеризуется, с одной стороны, развивающим комфортом. Практически с раннего детства и вплоть до окончания школы одаренные дети испытывают огромную радость от самого процесса познания и (реже) школьного обучения. Именно в условиях развивающего комфорта "работают" познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и разрушающий дискомфорт - во взаимоотношениях со сверстниками и с коллективом в целом, проблемы приспособления к собственным эмоциональным особенностям, излишняя легкость обучения (скука), гиперопека родителей. Исходя из этих положений, разработан метод развивающего дискомфорта, который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и (или) временной неудачи, а в конечном итоге появление потребности в преодолении трудностей (когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта). В основе предлагаемого метода лежит развивающий микрокризис, то есть переломный момент, когда ученик начинает преодолевать состояние высокой напряженности, тревоги, даже паники и предпринимает активные действия для достижения нужного результата. Именно так накапливается опыт, вырабатывается соответствующий навык. Успешное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных личностных качеств, особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода "сценария победителя". Микрокризис, как и всякая дискомфортная ситуация, может быть либо развивающим, либо негативным, разрушающим. Дело не в самой критической ситуации, а в способе реагирования на нее. Эмоциональная реакция после успешного выхода из кризиса носит отчетливо позитивный характер (чувство победителя). В случае разрушающего микрокризиса отмечаются пассивное переживание и стремление уйти из кризисной ситуации. Система развивающего дискомфорта прямо предполагает создание микрокризиса. При отсутствии естественных (спонтанных) проявлений он может быть намеренно спровоцирован.



Всем родителям хочется, чтобы их чадо выросло самым красивым, самым здоровым, самым умным и самым талантливым. Получая из рук акушерки в роддоме небольшой попискивающий сверток, некоторые родители вспоминают Эйнштейна, Ломоносова, Леонардо да Винчи и многих других деятелей различных отраслей человеческого знания. Почему такие странные ассоциации? Каждому папе и каждой маме хочется, чтобы их ребенок был самым во всем. И многие верят, что именно талант ребенка, его одаренность не только выделит его из толпы, но и сделает счастливым. Многие мечтают именно об одаренном ребенке. Но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Итак, для начала определимся с терминами. Каких детей называют одаренными? Прежде всего, тех, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего уровня. Но и здесь есть нюансы: не каждый отличник - вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен. Одаренные дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте - они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, когда сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами. А могут ничего этого и не делать. Все зависит от среды, в которой растет и воспитывается ребенок и от его желаний, настроений. Как говорят психологи, высокоинтеллектуальный человек хочет преобладать в выбранной им области, но не всегда хочет и может быть лидером. Как определяют одаренных детей? Раньше, до конца двадцатого века, широко использовалась система интеллектуального тестирования - так называемый коэффициент IQ. Теперь эта методика признана неудовлетворительной и от нее отходят. Так сколько же одаренных? "Обычные" люди составляют примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверходаренных - 2,5%. Как работать с одаренными? В большинстве случаев занятия с одаренными школьниками сводятся к обычной интенсификации деятельности или в лучшем случае к углубленному изучению материала. Еще менее эффективен способ механического "перескакивания" через классы, что фактически свидетельствует о педагогической беспомощности и непонимании сути дела. Если вы замечаете ситуацию подобного характера со своим ребенком - срочно, не откладывая в долгий ящик, поговорите со специалистом-психологом и готовьтесь сменить школу для ребенка. И еще один сложный момент: одаренные дети часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Одаренных людей отличает склонность к юмору и сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе - решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы, причем наиболее красивых и экономичных, но не всегда способны воплотить их в жизнь. Учителя и сверстники считают креативных детей странными, эмоциональными, возбудимыми. Часто такие дети бывают индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству Можно ли сделать своего ребенка одаренным? В одной или нескольких областях? Вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность - это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано». То же самое и с занятиями музыкой, живописью - практически со всем. Новомодные методики «Растим из грудничка философа» по своей сути - насилие над ребенком, изощренная пытка, кража у малыша детства. Но это совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное - определится, в какой области у маленького человечка способности. Не нужно нагружать малыша с младых ногтей нотной грамотой, живописью, английским, алгеброй, искусством икебаны и массой других полезных вещей. Различайте обучение и дрессировку. Помните, у ребенка должно быть детство - с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и детскими глупостями. Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: Что такое «хорошо»? И что такое «плохо?» А не императив Канта... Родители, помните об этом.







Первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети, как правило, спят намного меньше обычных детей), с едой и т.д. делают жизнь родителей совсем непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки, - все, что попадает под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, - бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется родителям, чтобы преодолеть эту проблему. Другой уровень проблем - это одаренный ребенок и общество. Центральный пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Фетишизация "обыкновенного", "среднего" человека, недоверие к "умникам" - все это пронизывает современное общество. Основное следствие из этого - стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. Врезультате страдают не тоько родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть "белой вороной". Все это крайне отрицательно склазывается на их самооценке, а в конечном счете на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интелектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Как преодолеть эти проблемы, как помочь одаренному ребенку, как развивать его способности?









I. Концепция программы Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - испытывают радость добывания знаний, умственного труда. Выделяют три категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки. 3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучении; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. III. Цели и задачи работы с одаренными детьми 1. Выявление одаренных детей: - знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; -обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу; - знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. - отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества; - предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу. IV. Стратегия работы с одаренными детьми I этап - аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся. V. Условия успешной работы с одаренными учащимися Осознание важности работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами: - увлеченность свои делом; - способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотные; - интеллектуальность, нравственность и эрудированность; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни. VI. Ожидаемые результаты 1. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 2. Издание исследовательских работ учащихся. 3. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети». 4. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся. 5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.









План работы по проблеме «Одаренные дети» Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства. Задачи: 1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей. 2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми. 3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству. 4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности

Сентябрь-октябрь

2

Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад

Октябрь

3

Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в городских олимпиадах

Ноябрь

4

Организация и проведение II тура олимпиад школьников

23 ноября

5

Организация семинара для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися

Октябрь

7

Организация научно-исследовательской работы учащихся

В течение года

8

Создание банка данных исследовательских работ

В течение года

9

Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с учащимися

В течение года

10

Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся

В течение года

11

Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся

По плану

12

Проведение Недели Науки

(конкурс проектов)

Декабрь- Январь

13

Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми

В течение года


© 2010-2022