Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Урок 42.

Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема: Сказочный герой Чиполлино и его семья (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

Цели:

- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I

Артикуляционная гимнастика


II

ΙII. Актуализация знаний.

IY

Организационный момент.

А)Добрый день, дорогие ребята, гости ! Улыбнитесь друг другу Подарите свою улыбку мне , гостям . Глубоко вдохните и выдохните беспокойство . Вдохните в себя свежесть и тепло солнечных лучей .

Б)настроим голосовой аппарат на работу :

-наклоните голову вперёд вниз, достав подбородком до груди, затем назад, наклоните к правому плечу, левому ;

-поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам;

-почешите язычком зубки , потом язычок гуляет на лужайке, встречается со шмелём ж-ж-ж, гуляет на лужайке, встречается с пчелой з-з-з, гуляет на лужайке ,встречается с кузнечиком ц-ц-ц

Ситуация успеха. Стадия вызова. Определение темы урока.

- Настроимся на волну успеха Мы молодцы ! У нас всё получится .

2 а) Выразительное чтение «Польки-птички».

Упражнение в чтении (тетрадь, задание 1 на с. 20).

Планирование деятельности

Как вы , ребята , думаете чем мы будем заниматься на уроке ?

-учиться грамотно читать;

-читать , думая;

-учиться работать с текстом;

(Слайд)

Что мы сейчас делали ? (планировали свою деятельность )

_ Учитель:Вы верите в чудеса ?Приглашаю Вас отправиться за чудесами .

Закройте глаза. А теперь откройте. Кто это появился ? (Показываю литературного героя Афанасия )Вы узнали нашего помощника? Он тоже любит чудеса и вы знаете что у него много друзей в разных книгах.Он с ними дружит и вас со своими друзьями знакомит .

А)В разделе» Сказочные человечки» мы познакомились с некоторыми героями .Выберите и назовите их.Будем работать в парах . Один человек из пары будет отвечать (Медведь, Муми-троль, Буратино, Бильбо Бэгинс, Пятачок, лисица,Винни-Пух, слон, карандаш, Дюймовочка) СЛАЙД

-А в каких произведениях они встречались? СЛАЙД

Туве Янсон «Шляпа волшебника» (Муми-троль)

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Джон Роналд Руэл Толкин (Бильбо Бэгинс)

Алан Милн «Винни -Пух» (Винни-Пух, Пятачок)

-Молодцы! Всё помним! (Проблемная ситуация)

Б)Волшебство продолжается .Смотрите , ребята, я принесла шкатулку.В ней лежит какой-то предмет .Для того, чтобы её открыть , надо отгадать загадку .

СИДИТ ДЕД , ВО СТО ШУБ ОДЕТ.КТО ЕГО РАЗДЕВАЕТ, ТОТ СЛЁЗЫ ПРОЛИВАЕТ.

-Правильно , лук.А вы знаете как звучит слово «луковица» по -итальянски?

(Чиполлино)

-Кто может сказать , о ком мы будем читать произведение? (О луковке Чиполлино)

-А жанр произведения вы узнаете легко . Маша Дружинина почитает как в толковом слове Ожегова о нём пишется «Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных , фантастических сил »

(сказка) -И так , тема сегодняшнего урока : : Сказочный герой Чиполлино и его семья (Джанни Родари «Приключения Чиполлино»).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.







2 4 3 1 1 2 3 I. Работа с авторским текстом (с. 153). Текст читает учитель. Вопросы после чтения: - Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чиполлино? (Обе сказки имеют отношение к сказке Коллоди «Приключения Пиноккио».) (Слайд)Джани Родари Рассказ девочек. (Марина Рыжова) Джанни Родари родился, рос, учился в Италии. Потом он сам стал учить маленьких непоседливых детей. И когда они особенно шалили, молодой учитель не наказывал их, а присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку своего детства «Приключения Пиноккио». Маленькие мальчики и девочки затихали, покорённые рассказчиком, и только раздавалось просительное: «Ещё, пожалуйста!» - когда дети чувствовали, что сказка подходит к концу... (Белоусова Диана) И тогда учитель на ходу выдумывал новые приключения Пиноккио. И чудеса продолжались! Весело смеялись дети, и вместе с ними заразительно смеялся их молодой учитель, наделённый даром фантазии. Возможно, именно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино, но напишет он эту книгу намного позже, после войны. Марина Ендылетова Я хочу дополнить . Его отец , булочник по профессии, умер , когда Джани было только 10 лет. Матьбыла служанкой и тоже рано умерла . Он много работал у богатых людей . Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения . Вопрос : Какую бы отметку вы поставили за рассказ девочкам ?(взаимооценка) Посмотрите на Италию . Какие очертания имеет Италия ? Включите воображение . (Сапог) ?Слайд?
Учитель- Похожи и герои сказок - Буратино и Чиполлино. Что в переводе с итальянского означает слово Буратино?(деревянная кукла) А слово Чиполлино?(луковка) Рассказ девочек Маша Ох. И Маша Дружинина (Маша Ох.)Чиполлино - шустрый и смышлёный мальчик Луковка, герой сказки Родари, где все персонажи - овощи или фрукты: кум Тыква, сапожник Виноградинка, адвокат Горошек, девочка Редиска и мальчик Вишенка, профессор музыки Груша, старый Чиполлоне - т.е. Лук - с многочисленными детьми-луковками и др. (Маша Др.)В этом сказочном огородном сообществе все действуют, как и в жизни, есть скромные бедняки вроде кума Тыквы и старого Чиполлоне и есть их притеснители - злой и жадный синьор Помидор, чванливый принц Лимон с армией Лимончиков и спесивые графини Вишни.
- Хотите познакомиться с героями ? Тогда смотрим . хоровое чтение II Просмотр и хоровое чтение .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- … Он досаждает синьору Помидору, находит себе верных друзей (ловкую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку) и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников. С криком «Долой принца Лимона!» вся овощная деревня в конце концов загонит в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превратится в весёлый Дворец детей, куда огородные малыши во главе с Чиполлино будут ходить играть и учиться. - Хотите узнать, что будет дальше? III. Работа с текстом отрывка из сказки (часть 1). 1. Работа с текстом до чтения: с.154 - Всю ли сказку мы будем читать? Как вы об этом узнали? - Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса? Прочитайте подзаголовок после названия сказки. - О чём будет говориться в этом отрывке? - Как это - одурачил? Подберите синонимы к слову.В. Какие слова называются синонимами ? (Обманул, провёл...) 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Буксирное чтение (учитель- ученик) После чтения 1-го абзаца: - Дюжина Лимончиков - это сколько? (Двенадцать. Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву.) - Обратите внимание: кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается глагол прикатил от близких по смыслу слов приехал, прибыл? (Чувствуется отношение автора к герою - отрицательное. Вот сколько важной информации может заключаться только в одном слове!) - Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса? (Очень маленький, как собачья будка. Но это всё, что было у кума Тыквы!..) После чтения 2-го абзаца: - Что ещё узнали об этом герое? (Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит - боялись.) Какое слово подсказало? (Угрожающе посматривая вокруг...) - Что значит - пришлый оборванец?(человек в изорванной , изношенной одежде) О ком так говорит Помидор? Догадались? (О Чиполлино, он из семьи бедняков.) После завершения чтения текста 1-й части: - Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка? - Что чувствовал кум Тыква? Как он выражает свои чувства? - На какие группы вы бы разделили всех героев, с которыми познакомились в этой части? (Помидор, Лимончики, Мастино - Тыква, Виноградинка, Чиполлино.)Почему так? -Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечкиКонспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечкиКонспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечкиЧто мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали? (умение работать с информацией)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

Рефлексия - Что вы узнали о Чиполлино и его семье? Озаглавить 1 часть ? в тетради (Чиполлино из семьи бедняков) - Мы только начали читать сказку, но тем не менее попробуйте сказать, чем так похожи деревянный Буратино и луковый Чиполлино? (Они оба были мальчиками )



Вы, ребята, молодцы! Вы были трудолюбивы .Поднимите руку у кого сегодня многое получилось , кто был доволен собой и хочет дальше также работать - С каким настроением уходите с урока?(Можно раздать карточки) - Как бы вы сами оценили свою работу? -Трудности испытывали вчём?

ΙV. Домашнее задание.
1. Выразительно читать ч. 1 (с. 154-155).

2. Выполнить задание 4 в Тетради по литературному чтению (с. 21).

Деятельность учащихся:

- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. - Пересказывать текст подробно и выборочно.


Чему же учит эта сказка? (Мужеству в преодолении невзгод, делать добро другому, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке. Но чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо прочитать полностью сказку Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)

Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечкиКонспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечки

© ООО «Баласс», 2012

9

© 2010-2022