Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 28

р.п. Чунский Чунского района Иркутской области

«Рассмотрено»

на метод. объединении

_________________ 20__г.

протокол №___________

Предс. методического объединения (Ф.И.О.)

/_ШахабудиноваО.Н./

роспись_____________

«Согласовано»

____________ 20__г.

Зам.директора по УВР

МОБУНОШ №28

/Панасюгина И.В./

роспись ____________

«Утверждаю»

директор МОБУНОШ №28 р.п.Чунский

______________20__г.

/Рахимова С.В./

роспись_______________


Рабочая программа учебного предмета

изобразительное искусство по индивидуальному обучению на дому (VIII вид)

для обучающегося 3а класса Комзина Евгения

на 20134/2015 учебный год

( система Л.В. Занкова)













Разработчик программы

учитель начальных классов

Мухамедзянова Светлана Васильевна

Педстаж 33 года,

высшая квалификационная категория






2014г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по литературному чтению 2011 года, разработанной В.Ю. Свиридовой. Издательство «Учебная литература»:Издательский дом « Фёдоров» ,в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствования их познавательных способностей, развитие эмоционально - волевых и нравственных качеств. Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно - нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. Цель курса литературного чтения- воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средство познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Задачи курса: 1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно- нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле; 2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; 3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования; 4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении , в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам; 5) развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему) В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных жанров на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Читательский багаж пополняется за счёт мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике. Учебник знакомит младших школьников с понятием «миф» как общим для всего человечества способом жизни и восприятия мира в дописьменный период. Миф является связующим звеном многих форм литературного творчества и прародителем родов литературы. В связи с этим рассматриваются малые жанры фольклора (закличка, считалка, загадка и т.д), а также другие жанры древнего происхождения: сказка, басня. В учебнике представлены произведения русского и зарубежного фольклора и авторские тексты, прозаические и поэтические тексты, разнообразные по жанрам и эмоциональной окраске. Учебник проводит школьника через семь глав. Их содержание отражает различные сферы формирования общей культуры человека : любование природой, удивление перед красотой мира, всматривание во внутренний мир человека, осознание хрупкости и беззащитности мира (и мира природы, и мира человеческих чувств), проникновение в тайны искусства, любовь к Родине, гордость и уважение к прошлому своей страны. Главы учебника объединяют материал не тематически, но концептуально - тематически, метафорически описывая путь становления человечества и человека. Каждая глава имеет своё концептуальное название и эпиграф, они делают проблематику главы более понятной для ученика, который словно проделывает путь нравственной работы над собой. По ходу изучения текстов внутри каждой главы школьники учатся «примерять» название главы и эпиграф к её содержанию; убеждаются в подвижности границ между главами. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира. Они показывают ребёнку, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств. Работа с разнообразными поэтическими текстами нацелена на то, чтобы помочь ученику погрузиться в атмосферу поэтического чуда, создать все необходимые условия для того, чтобы «открытие» очередной поэтической тайны состоялось. Не делая введение литературоведческой терминологии целью анализа, учебник стремится сделать всё возможное, чтобы ребёнок почувствовал особенности выражения художественного образа. Отсюда пристальное внимание уделяется поэтическим приёмам (эпитету, олицетворению, метафоре), контрасту, повтору, рифме, ритму, звукописи. Необходимость направить внимание ученика на ту или иную особенность текста реализуется в серии открытых вопросов. При этом сначала даётся возможность детям выразить своё эмоциональное отношение и высказаться о тех мыслях, которые вызвал у них текст, затем следуют вопросы, стимулирующие познавательную активность. Кроме того, школьники обращаются к «Картинной галерее», которая содержит цветные репродукции произведений известных русских и европейских художников, чьи образы могут помочь ребёнку более объёмно и полноценно переживать очередное открытие в мире литературы. Работая над выработкой навыка осознанного, беглого и выразительного чтения, одного из базовых навыков, заявленных в Стандарте, является важнейшей задачей курса литературного чтения. Техника чтения отрабатывается в ходе анализа текста. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы организовать и мотивировать многократное обращение к тексту. Ученик несколько раз обращается к тексту произведения, перечитывает его, решая ряд познавательных задач: чтение с определённой информацией, в разном темпе, с различной громкостью, выражение в чтении настроения текста, передача характера героя, поиск завязки и развязки истории ит.д. При этом углубляется понимание смысла текста, подбирается наиболее точная манера чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное, осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется выборочное чтение, просмотр текста, чтение по ролям, чтение наизусть. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Содержание учебников «Литературное чтение» ориентировано на достижение одной из основных целей ФГОС НОО - формирование универсальных учебных действий. В контексте данного предмета открываются возможности для формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД «с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации». Формирование УУД ведётся путём активизации деятельности разных видов. Речевой ( слушание, говорение, чтение, письмо); познавательной ( наблюдение, учебный диалог), творческой ( устное и письменное высказывание на свободную тему, описание, рассуждение, отзыв). Страницы « Проверь себя» после каждой главы помогают ученику обобщить пройденное, проверить уровень усвоения, выполнить проектные задания. В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 136 часов при 4 часах в неделю.

Содержание программы


Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению. Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме : с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом ( распознать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский тест, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного или художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного текста. Передача впечатлений ( из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини- сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста : художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры ; деление текса на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя тест. Привлечение справочных и иллюстративных материалов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно- популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста : деление на текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде высказывания. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России) Библиографическая культура . Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно- иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующим возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы .Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актёра и режиссёра. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, « двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасёнок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за диалогом и монологом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Преставление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением. Сказки о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа . Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви ( в авторской сказке) Общие мотивы в сказках разных народов. Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объёмном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характера персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя :портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развёртывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности : олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы, и повтора. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Круг чтения третьего года обучения. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора: считалки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы «Калевала» Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок- золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «У страха глаза велики», докучные сказки, «Коза с орехами» «Хитрая лиса»(корякская сказка), «Почему звери друг от друга отличаются»(нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши»(мансийская сказка), «Медведь и бурундук»(нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина»(арабская сказка) Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы Ш.Перро « Рикке с хохолком»; В.Гауф « Маленький Мук»; Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»; А.Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Басни Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; С.Михалков «Бараны». Классики русской литературы А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, В.Жуковский, Е. Баратынский, А. Кольцов, Я. Полонский, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников, Саша Чёрный, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби», «Собака»; Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»; Н.Гарин- Михайловский «Детство Тёмы»; В.Гаршин «Лягушка- путешественница»; П. Бажов « Серебряное копытце»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», Ю.Олеша « Три толстяка»; А Гайдар « Тимур и его команда» Современная русская и зарубежная литература М.Исаковский, Н. Рыленков, Е.Евтушенко, С.Маршак, А.Барто, Б.Заходер, М.Бородицкая, Г.Новицкая, М.Яснов, Э.Мошковская, Ю. Мориц, Ю.Кушак, П.Барто, Тим Собакин, С.Махотин, Н.Матвеева. М Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»; Ю.Коваль «Тузик», « Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи », «Шамайка»; К.Паустовский « Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрёпанный воробей»; Г.Снегирёв «Чудесная лодка»4 Н.Носов «Шурик у дедушки»; В.Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;С.Козлов « Такое дерево», «как поймать облако»; И Акимушкин «Обезьяньи носы», « Броненосцы»; И.Пивоварова « Плохие сны», В.Чаплина,Д. НАгишкин; В.Голявкин « Был не крайний случай», «Рассказы»; Ю.Дмитриев «О природе для больших и маленьких»,Ю. Раскин «когда папа был маленьким»,Я.Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; А.Волков «Волшебник Изумрудного города», Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»; С.Лагерлеф « Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»; Д. Дарелл «Моя семья и другие звери»; Л.Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»; А.Милн «Винни Пух и все-все- все»; Ф.Баум «Волшебник страны Оз»; П.Треверс «Мери Поппинс». Японские трёхстишия.

Тематическое планирование (136 часов)

Глава 1. Человек вступает в неизведанный мир (18 часов)


Что такое миф. Отношения человека и природы в древности (по фрагментам древнегреческих мифов, карельских мифов «Калевала», славянских мифов). Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой».Пространственные представления древнего человека. Народная сказка «Яичко» (принцип кумулятивного построения- накопления героев и событий). С.Маршак « Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой, М. Бородицкий «Убежало молоко». Учимся сочинять докучные сказки и загадки. Образ Мирового дерева. Русская народная сказка « Петушок-золотой гребешок и жерновцы». Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русских народных сказках «Царевна- лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка»: особенности внешности и социального положения героя (героини) сказки, обращение к числовой магии и магии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшебный ) мир. Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: картины М.Врубеля «Пан», « Сирень»; Ф. Тютчев « Полдень», И Бунин «Всё лес и лес», Г.Новицкая «Берёза», Н.Носов «»Шурик у дедушки». Мир волшебной сказки в живописи: И.Билибин, В. Васнецов, Т.Маврина.

Глава 2. В единой семье всего живого (22 часа)


Античные мифологические мотивы и сюжетные линии, характерные для международного фольклора. Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя. Подвиги героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы (по древне греческому мифу о Прометее, мифы о подвигах Геракла в хрестоматии) Представление о пантеоне богов у разных народов ( древние греки, древние славяне). Образ родины в поэзии : В. Жуковский «Родного неба милый свет…», А. Толстой «край ты мой…». Одухотворение сил природы. Русская народная сказка « Мороз, Солнце и Ветер». Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А. Майков «Колыбельная песня», М.Исаковский «Ветер», А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»; картины А. Рылова « В голубом просторе». «Что за прелесть эти сказки» (А. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Олицетворение в поэтическом и живописном образах: А.Фет «Глубь небес опять ясна…», «Летний вечер тих и ясен…», Е. Евтушенко « Заря у клёна на руках…». Сравнительная работа по стихотворению М. Лермонтова « На севере диком…» и картине И. Шишкина «Сосна». Необычное в обычном: поэтические открытия. С. Есенин « С добрым утром!», хокку Басё, Кикаку, Исса. С. Козлов « такое дерево», «Как поймать облако». Г. Снегирёв «Чудесная лодка». Картина М. Шагала «Синий дом»

Глава 3. Открываем мир заново (20 часов)


Пословицы о земле- матери. Связь таких жанров устного народного творчества, как загадка, закличка, считалка, с древними мифологическими представлениями о мире и человеке. Времена года в художественной литературе: К.Паустовский « Прощание с летом». Точность поэтических образов Ф. Тютчева («Чудная картина…»), М. Лермонтова (« Горные вершины…»). Народная корякская сказка «Хитрая лиса». Особый почерк писателя Д. Мамина-Сибиряка ( по сказке « Серая Шейка»; сказка или рассказ? Особая повествовательная манера писателя П. Бажова (по сказке « Серебряное копытце»). Поэтические образы малой родины в стихотворении Н.Рыленкова « Все в тающей дымке…», картине И. Левитана « Тихая метель».

Глава 4. Времена, когда звери говорили (26 часов)


Этиологические сказки разных народов.: нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются», мансийская сказка « Отчего у верблюда горб», рассказам И. Акимушкина «Обезьяньи носы», «Броненосцы», стихотворению Тима Собакина « Две коровы и коровка». Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных, представленных в хрестоматии. Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко»; рассказ или сказка? Рассказ о родной стороне в произведении К.Паустовского. Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.Бунина «Родник», А. Фета «Весенний дождь», рассказы Ю.Коваля, картины В.Бакшеева «»Голубая весна, В Кандинского «Два овала». Особое зрение искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Маршака « Ландыш», Н.Матвеевой «Солнечный зайчик». Рассказ В. Драгунского «Красный шарик в синем небе», картины В.Поленова «Заросший пруд», И. Грабаря « Мартовский снег».

Глава 5. Всмотрись в мир своей души (16 часов)


Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств. Знакомство с жанром басня. Басня- древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворона и лисица», «Лисица и виноград»). Присутствие в ней морали. Поэтические басни И.Крылова « Ворона и Лисица», « Лисица и Виноград». Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиция, эмоциональная окраска, смысл морали. Работа в « Картинной галерее» с иллюстрациями В.Серова к басням И.Крылова. Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.Михалкова « Бараны». Творческая работа детей, сочинение басни в прозе. Сказка, похожая на басню. Народная сказка « У страха глаза велики». Поучительный смысл сказки В.Гаршина «Лягушка- путешественница». Басенная основа сказки ( фрагмент из « Панчатантры»). Работа с жанром поучительного, юмористического или ироничного рассказа : К. Паустовский « Кот Ворюга», И. Пивоварова « Плохие сны», В.Галявкин « Был не крайний случай».

Глава 6. Пересоздаём мир в творчестве (20 часов)


Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). Чудеса поэтических и живописных образов: М. Бородицкая «Художник», Ю.Коваль « Соловьи», А. Герасимов «После дождя». Что такое стихи (по одноимённому стихотворению Б. Заходера). Особый взгляд на мир ( по стихотворениям К.Бальмонта « Трудно Фее», «Гномы»). Чудеса волшебной сказки г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Испытания героини сказки, которые она проходит для обретения счастья. Работа с жанром повести- сказки. Знакомые сюжетные линии в новом тексте (по отрывку из сказочной повести С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). Характер главного героя и других персонажей. Нравственная проблема текста С. Лагерлеф. Как трудно стать человеком. Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру (М. Пришвин «Разговор деревьев», М.Бородицкая «В гостях у лесника», работы И.Шишкина «Сныть-трава», А. Дюрера «Заяц», « Трава».

Глава 7.Без тебя мир неполный (14 часов)


Нравственные уроки литературы. Необходимость развивать не только способность замечать красоту в природе и любоваться ею, но и чувство ответственности за эту красоту, желание её сберечь, сохранить. Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы», Ю.Кушак «Подарок в день рождения», М. Бородицкая «Котёнок». Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Красота спасёт мир. Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека (по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре»). Способность художника обнаруживать необычное и творить красоту в окружающем нас мире (по картинам М. Шагала « Автопортрет с семью пальцами», «Часы»).

Планируемые результаты освоения программы


Глава 1 . Вступаем в неизведанный мир (18 часов)
Личностные универсальные учебные действия У обучающего будут сформированы : -интерес к содержанию и форме художественных произведений; -интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; -чувство сопричастности к своему народу; -эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события 4 бережное отношение к окружающему миру, природе; -способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом своего народа; -у умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений; - представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. Обучающий получит возможность научиться: - принимать учебную задачу, отбирать способы её решения; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать свои результаты; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающий научится: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части; -- находить в тексте ответ на заданный вопрос; - пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; - ориентироваться в содержании учебника; - сравнивать художественный и научно-популярный текст; - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Обучающий получит возможность научиться: - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами, с видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающий научится; - проявлять интерес к общению и групповой работе; - адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; - уважать мнение собеседника; - следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы. Обучающий получит возможность научиться: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. Глава 2. В единой семье всего живого (22 часа ) Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы : - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Обучающийся получит возможность для формирования: - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающий научится; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части; - пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; - ориентироваться в содержании учебника; - отличать художественный текст от научного и научно- популярного; - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; - структурировать знания при сопоставлении текстов. Обучающий получит возможность научиться: - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи: - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации: - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы: - искать информацию, представлять найденную информацию: - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное: - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства: - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающий научится; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе: - участвовать в учебном диалоге. Обучающий получит возможность научиться; - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания: - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях: - выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе; - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; - осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
Глава 3. Открываем мир заново (20 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающего будут сформированы; - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений: - чувство сопричастности к своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Обучающий получит возможность для формирования; - понимания моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности: - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов: - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающий научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы её решения ; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; - видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого. Обучающий получит возможность научиться: - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающий научится: - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться в содержании учебника; - отличать художественный текст от научного и научно- популярного; - пересказывать текст по плану; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - искать информацию, представлять найденную информацию. Обучающий получит возможность научиться; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - пересказывать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета: - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающий научится: - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; - участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях, Обучающий получит возможность научиться: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); -проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе: осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Глава 4. Времена, когда звери говорили (26 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания моральных норм при оценке поступков литературных героев; - общего представления о мире разных профессий, их значении и содержании; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: -соотносить внешнюю оценку и самооценку; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; -уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. Глава 5.Всмотрись в мир своей души (16 часов) Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раз_ дела программы; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве(20 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в систем личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; Искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - участвовать в учебном диалоге; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. Глава 7. Без тебя мир неполный (14 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

© 2010-2022