ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 г. ГЕОРГИЕВСКА





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №7

_________Н.Д.Матвеева

«_____»________ 20___г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2011 -2012 УЧ.Г.








Составитель программы:

учитель начальных классов

Санаева Светлана Николаевна













г. Георгиевск, 2011г.

Пояснительная записка Актуальность. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда; б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; в) формирование картины мира. Внимание методической науки к проблеме геометрической подготовки учащихся 1 - 4 классов обусловлено результатами психологических исследований, в которых было доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет (И.С. Якиманская).

Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.

Основная цель дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - воспитание личности с нестандартным мышлением.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,

- дать начальные геометрические представления,

- усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,

- сформировать начальные элементы конструкторского мышления. Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Теоретико-методологическую основу данной программы составили положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов); принцип ведущей роли обучения в развитии; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (Н.Б. Истомина); современная концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович); взгляды методистов-математиков начальной и средней школы на начальное геометрическое образование (И.Ф. Шарыгин, Г.Д. Глейзер, Н.С. Подходова, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, И.М. Смирнова). Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах. Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий. Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представливания и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий). Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 6-7 лет. Сроки реализацииданной дополнительной образовательной программы - 2011-2012 учебный год.

Режим занятий -1 раз в неделю, во второй половине дня. Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа .

Прогнозируемые результаты Учащиеся должны иметь представление: - о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке; - о замкнутых и незамкнутых линиях; - о взаимном расположении линий и точек на плоскости - об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними; - о многоугольниках и их классификации по числу углов; - о разнице между плоскостными и объемными предметами; - об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Знать: - термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Уметь: - чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита; - строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки; - находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

Учебно - тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Всего часов

Практических

Теоретических

Сроки реализации




1

Путешествие в страну Геометрию.

Знакомство с Веселой Точкой.

1


1


2

Цвета радуги. Их очередность.

1

0,5

0,5


3

Урок-игра.Сравнение величин. Взаимное расположение предметов

1

1







4

Линии. Прямая линия и её свойства.

1


1


5

Кривая линия.

1


1


6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

1



7

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1


1


8

Решение топологических задач.

1

0,5

0,5


9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

0,5

0,5


10

Пересекающиеся линии.

1

1



11

Вертикальные

и горизонтальные прямые линии.

1

1



12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

0,5

0,5


13

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

1



14

Урок- практикум. Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

1



5




15

Отрезок. Имя отрезка.

1


1


16

Отрезок. Закрепление изученного.

1

1



17

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

1



18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

1

0,5

0,5


19

Урок- путешествие в сказку.

Луч. Спектральный анализ света.

1

1







20

Угол. Стороны и вершины угла.

1


1


21

Угол. Разные виды углов.

1

0,5

0,5


22

Многоугольники. Классификация многоугольников по числу углов.

1

0,5

0,5


23

Математическая викторина

1

1







24

Треугольник.

1


1


25

Урок - моделирования.

Виды треугольников.

1

1







26

Четырёхугольники. Общее понятие.

1


1


27

Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник.Блиц - турнир.

1

0,5

0,5






28

Окружность и круг. Циркуль помощник.

1


1


29

Урок - практикум.

Радиус и диаметр круга

1

1







30

Объёмные предметы.

1


1


31

Выделение групп предметов сходных по форме.

1


1


32

Обобщение материала, изученного в 1 классе.Олимпиада.

1

1



33

Урок- праздник «Хвала геометрии!»

1

1



ИТОГО:

33

18

15



Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1- (3 часа)

Понятие «Геометрия», «Точка».Знакомство с ориентацией в пространстве и на плоскости (через демонстрацию и словесные пояснения): «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «за», «посредине», «между», а также их сочетание (например «вверху справа»).Цвета радуги, их очередность.

Раздел 2 - (11 часов)

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Представление о бесконечности прямой. Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Топологические понятия: «внутренняя область», «граница объекта», «внешняя граница».Ориентация на местности (в классе, коридоре).

Раздел 3 - (5 часов)

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи линейки. Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв. Построение отрезка, равному данному при помощи циркуля и чертёжной линейки. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Раздел 4 - (4 часа)

Первое представление об угле. Стороны и вершины угла. Разные виды углов: прямой, тупой, острый. Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Их обозначение буквами. Сравнение углов наложением друг на друга. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов.

Раздел 5 -(2 часа)

Треугольник. Виды треугольников: прямоугольный, равнобедренный, равносторонний. Видение треугольной формы в предметах повседневной жизни.

Раздел 6 - (2 часа)

Четырёхугольники. Общее понятие. Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник.

Раздел 7 - (2 часа)

Круг. Признаки круга.Окружность. Место положения окружности по отношению к кругу. Радиус и диаметр круга.

Раздел 8 - (4 часа)

Объёмные предметы. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы -планируемые формы занятий, приемы и методы: Индивидуальные, фронтальные, коллективные формы занятий; познавательные игры (ролевая игра,деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.
-перечень оборудования:

плакаты с изображением геометрических фигур, краски, бумага, кисти , ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши, нитки и проволока для конструирования, пластилин, набор палочек, набор моделей геометрических фигур, набор острых и

тупых углов разного размера и цвета,раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), модели циферблатов, циркуль,звукозаписи песен и сказок, кроссворды, ребусы, шарады, компьютер, мультимедийная приставка.


Список литературы

Литература, используемая для разработки программы: Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. -М., Вако, - 2004, Алексеева С. Кто отгадает// журнал « Начальная школа»,№4,-2002. Аржановская Н.В. Математический КВН//журнал«Начальная школа»,№8,- 2003. Батова А.С. Графический диктант// журнал « Начальная школа», №9,-2003. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// журнал « Начальная школа», №10,- 2001. Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4, - 2002. Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,-2000 Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии// « Начальная школа», №1,- 2002. Селиверства Н.Ю. Найди закономерности // журнал «Начальная школа», №5, - 2003. Соколова С.В. Оригами для дошкольников - СПб., 2003 Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // журнал « Начальная школа», №11,- 2002. Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике// журнал « Начальная школа», №5, - 2001. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002. Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии// журнал « Начальная школа», №10, - 2001.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей: Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь, издательство:Федоров Учебная литература,- 2004 . Петерсон Л.Г. Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 1 класс, -2009. Волкова С.И., СтоляроваН.Н.Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса.- М.: Просвещение, -1993г. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, -1999. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. - СПб.: Литера,- 2002. Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. - М.: Астрель, АСТ,- 2001. Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Тетрадь № 1, Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль,- 2003.









7


© 2010-2022