Конспект урока по математике Порядок выполнения действий. Скобки. (В технологии деятельностного метода 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по математике во 2-Г классе 15.10.2015г Тип урока: ОНЗ. Тема: «Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки.» Ф.И.О. учителя: Муслимова Вера Федоровна Основные цели: 1) сформировать представления о порядке действий в выражениях, умение использовать скобки для обозначения порядка действий; 2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать текстовые задачи. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Демонстрационный материал: 1) карточка с изображением Математика (Внимание! Новый материал)
2) задание для пробного действия: «Из числа 8 вычесть сумму чисел 3 и 4»

3) карточка для составления плана выхода из затруднения:

1) К числу 3 прибавить 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.




4) опорный сигнал порядка действий:

1. (…)

2. + или -






Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) карточки с самостоятельной работой (1, 2 варианты);

3) эталоны (образцы) для самопроверки самостоятельной работы (1,2 варианты);

3) «смайлики» для самооценки на этапе 9.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. - Сегодня мы пригласили на урок гостей. Покажите, чему вы научились, что умеете делать. - Как будете работать на уроке? (Дружно, продуктивно, целеустремленно, и т. д.) - Какое у вас настроение? (Хорошее, чудесное, прекрасное, и т. д.) Слайд №1 - Прочитайте девиз: «Орешек знаний тверд, но все же Мы не привыкли отступать! Ученику всегда поможет Простой девиз: «Хочу все знать!» - А вы хотите все знать? (Да.) - Желаю вам плодотворной работы на уроке! - С чего начнем наш урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать умение выбирать среди записей выражения; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. 1) Актуализировать понятие «выражение», виды выражений. Слайды №2, №3, №4, №5 (презентация с анимацией) - Вспомните, что такое выражение? Посмотрите на экран. Какие записи не являются выражением? Почему?

99 < 100

8+9

27 - 7

30 см > 30 мм

1дм 5см = 15см

9 + 6 - 5

16 - 6 + 7


27 +3 - 10


45 - 5 - 20



60 + 4 +1


















  • На какие группы можно разбить выражения? (Выражения, в которых 1 действие и выражения на 2 действия.)
  • Прочитайте выражения, найдите их значения. В каком порядке выполняли действия в выражениях второй группы? (По - порядку, слева направо.)
- Что мы повторили? (Числовые выражения) - Что такое числовое выражение? (Запись, состоящая из чисел и знаков арифметических действий) - Как выполняли действия в выражениях? (По - порядку, слева направо. ) - Почему я выбрала для повторения эти задания? (С их помощью мы откроем новые знания.) - Как вы догадались, что сегодня именно такой урок (ОНЗ)? - На доске карточка с Математиком. (К нам пришел Математик.) - Какие 2 шага учебной деятельности пройдете на уроке? Слайд №6
1 шаг: «Что я не знаю» 2 шаг: «Сам найду способ» - Молодцы! Желаю успеха! - Что я вам предложу? (Что-то новое) Попробуете решить? (Да.) Пробное действие: - Приготовьте планшетки, запишите выражение, найдите его значение. Слайд №7
«Из числа 8 вычесть сумму чисел 3 и 4» (Ребята записывают выражения, находят его значение. Прохожу по рядам, выбираю работы с разными ответами. Дети прикрепляют свои работы на магнитную доску)
3. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения.

- Кто не смог записать выражение и найти его значение? (?) - Посмотрите на доску, какие ответы получили ребята? (Разные) - С чем вы встретились? (С затруднением) Слайд 8. «Затрудненье - не беда, Одолеем? Как всегда! Знаем, что ведет дорога Нас к открытиям тогда! Слайд 9. - Прочитайте какое задание выполняли. - В чем затруднение? В каком порядке нужно выполнять действия?

1) Найти сумму чисел 3 и 4.

2) Из 8 вычесть полученную сумму.





- Умеем ли записать выражение, в котором действия нужно выполнять не по-порядку?

  • Чему будем учиться на уроке? Сформулируйте тему урока. (Корректирую ответы детей, после чего открываю на доске тему урока: «Порядок выполнения действий в выражениях.»
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели.
- Какое выполняли задание?( Повторить еще раз) - Смогли записать выражение, в котором действия выполняются не по-порядку? - Составим план выхода из затруднения.
  • Поработаем в группах:
- Попробуйте выполнить это задание. 1) Расставьте порядок действий в полученном выражении.
2) Придумайте, как выделите сумму, чтобы было понятно, что ее нужно выполнять первой. Слайд 10. Повторите правила работы в группах:
  • В группе должен быть ответственный.
  • Если не понял, переспроси.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Работать должен каждый на общий результат.
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания
Учащиеся работают в группах, ответственные защищают проекты у доски.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учащиеся придумывают свои способы обозначения первого действия. Все варианты обозначения первого действия фиксируются на доске. По очереди каждый ответственный защищает проект своей группы. Ребята делают выводы.


8 - 3 + 4 = 1


1

2222


8 - 3 + 4 = 1


1

2


8 - 3 + 4 = 1

1

2







Учитель уточняет: - В математике ученые договорились обозначать первое действие в выражении скобками, чтобы не было путаницы. Уточним тему нашего урока: «Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки.» Открываю на доске последнюю карточку с темой урока:(Скобки)

Слайд 11. Выводы:

  1. Скобки изменяют порядок выполнения действий в выражении.


  1. Действия, записанные в скобках, выполняют первыми.


- Ребята, а где мы можем проверить правильность своих выводов? (В учебнике.) Откройте с. 38. Прочитайте правило в рамке. Приведите примеры.
  • Мы прочитали правило в учебнике. Сделали вывод, что первое действие берется в скобки. Поэтому выражение должно выглядеть так:


8 - (3 + 4) = 1

1

2








  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете? (Записывать выражения, где действия выполняются не по порядку, а так же находить значение таких выражений.)
  • Давайте составим эталон. Как же вы будете искать значение выражения, если в нем есть скобки? (Сначала делаем действие в скобках.)
  • А потом? (Действия по порядку слева направо.) Учитель прикрепляет на магнитную доску опорный сигнал порядка действий:

1. (…)

2. + или -





  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить наши знания.)



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи умение составлять программу действий.


1) Фронтальная работа. № 1, стр. 38

Учитель диктует задания. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Первое действие делаем в скобках. Поэтому цифрой 1 обозначаем действие 3+1. Затем действия по порядку слева направо: к 6 прибавить сумму 4 получим 10.

Остальные выражения комментируются аналогично.

Слайд №11.

Физкультминутка

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки, находить значение выражений.

Слайд №13

Самостоятельная работа

1 вариант: 2 вариант:

5 + (9 - 4) = (4 + 6) - 3 =

4 + (6 - 3) = (5 + 9) - 4 =

4 - (1 + 2) = 6 + (14 - 5) =

18 - (6 + 2) = 8 - (5 + 1) =

Ребята работают самостоятельно, по карточкам №1. Проверка организуется по эталону (образцу), карточка №2.

Слайд №14

Эталон для самопроверки:

1 вариант: 2 вариант:

(4 + 6) - 3 = 7 5 + (9 - 4) = 10

4 + (6 - 3) = 7 5 + (9 - 4) = 10

4 - (1 + 2) = 1 6 + (14 - 5) = 15

18 - (6 +2) = 10 8 - (5 + 1) = 2




- Кто из вас ошибся?

  • В чем ошибка? (Не правильно расставил порядок действий, не правильно расставил скобки.)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новое знание в систему знаний; 2) тренировать умение решать текстовые задачи.

В конце урока предлагаю потренироваться в решении задач.

Слайд №15

Прочитайте задачу:

Летом Коля прочитал 10 книг, а Марина на 3 книги меньше.

Сколько всего книг прочитали дети летом?

Решите данную задачу. Объясните ее решение.

Один из учащихся решает у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

В задаче нужно узнать целое. Это сумма книг, прочитанных Колей и Мариной. Но сначала нужно узнать, сколько книг почитала Марина. Возьмем разность в скобки: 10-3.

К 10 + (10 - 3) получится 17. В этом выражении есть скобки. Значит, сначала выполним действие в скобках. А затем найдем сумму, целое число, сумма равна 17.

Слайд №16. - Где вам может пригодиться умение расставлять скобки? (В составлении выражений к задачам.) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить домашнее задание.

  • Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Открыть способ выделения первых действий.)
  • Нам удалось достичь цели? (Да.)
  • Кому удалось «открыть» новое самому?
  • Кому не удалось? Почему?
  • Кто приходил к вам на урок? (Математик.)
  • Кто работал на уроке активно?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
  • Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, если вы можете объяснить новый материал маме, товарищу, учителю, то возьмите желтый смайлик. Если вы выполнили самостоятельную работу, допустили ошибку и у вас остались вопросы, если вы затрудняетесь при объяснении нового материала, возьмите оранжевый смайлик. Учащиеся показывают свои результаты. Учитель анализирует результаты оценивания.
  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?
  1. Домашнее задание:

  •  № 2, № 3, с.38
  • ☺ в электронном приложении к учебнику, найдите новую тему, прослушайте объяснения, выполните тренировочные упражнения.


© 2010-2022