Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация на тему:

«Использование элементов ноосферного образование в начальной школе».

Докладчик: руководитель МО учителей начальных классов школы «Бакалавриат» Косилова Ксения Сергеевна.

Слайд №1.

Здравствуйте! Я хочу спросить вас, кто такой «командир»? давайте проясним значение слова в толковом словаре.

Слайд №2.

Командир - это должностное лицо в вооруженных силах, на которое возлагается руководство подразделением, частью (кораблем), соединением. Командир (перен.) - человек, который любит распоряжаться, командовать.

Знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой командир? Как его зовут?

Внимание! Вопрос: что лежит в этой коробке? (муляж мозга)

Слайд №3.

Это человеческий мозг - наш главный орган, без которого мы не можем жить. Он надежно спрятан в черепной коробке. Человеческий мозг - сложен по строению , но самая его главная часть - это кора мозга. На что она похожа?

Внимание! Вопрос: что лежит в этой коробке? (половинка грецкого ореха)

Сравните спутанные «морщинки - бороздки» мозга и грецкого ореха. Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины индивидуальные, так же как и отпечатки пальцев. Головной мозг является частью системы, которая называется … нервной.

Слайд №4.

Сейчас я показала вам фрагмент внеклассного занятия: «Командир моего организма», на котором ребята узнавали «секреты мозга». А какие «секреты мозга» знаете вы? (мышление, память, внимание, воображение)

Слайд №5.

«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления», - предложил Альберт Эйнштейн. Ибо качество жизни определяет качество мышления.

«Современный подход к образованию никуда не годится!»- кричат в один голос педагоги и родители. А дети? А дети просто наотрез отказываются усваивать все то, чем их усердно пичкаем мы, взрослые.

Что же, видимо действительно назрел кризис: «низы» не хотят, а «верхи» хотели бы, да не могут существовать более в морально устаревшей классно - урочной системе получения знаний.

Слайд №6.

Старые способы, возможности, средства не могут решать проблемы нового времени. Состояние образования во всем мире пришло к краху, многие дети больны и не хотят учиться.

Новые цели поставлены перед образованием, новые требования современности предъявляются психологической педагогике:

- «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»;

- «эффективное усвоение информации и умение ее применять вжизни»;

- «формирование созидательного экологичного мировоззрения».

Слайд №7.

С нашей точки зрения выход - в изменении мышления. Мы все привыкли начинать с малого и постепенно «идя к цели» достигать большего. А что если посмотреть на вещь, понятие, объект не «изнутри», а «снаружи»? Что если нам попробовать не дробить мир на части, а попробовать увидеть его весь сразу, целиком?

Человечество осознает, что выход из кризиса возможен через овладение целостным мышлением. Целостное мышление представляет собой процесс гармонического, экологически здорового, совокупного левополушарного и правополушарного мышления, которое соответствует Законам Природы в ценностных приоритетах человечества.

Так мы начали свой педагогический поиск. Окончив курсы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а так же используя знания Модульной технологии обучения Жанпеисовой М.М., мы пришли к выводу, что ребенок уже на начальной стадии изучения предмета должен иметь перед глазами целостную картину содержания курса.

В 2006 г. мы впервые познакомились с теорией Ноосферного образования, обещающей совершить революцию в традиционной системе обучения. Нам особенно понравилось, что все элементы НО нацелены на соблюдение принципа «Не навреди!», «Твори добро, созидай». Данная технология собрала воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих, нравственных , духовных ценностей. Оценив всю необычность и неординарность подхода НО к уроку и прослушав курс лекций у такого талантливого исследователя, как профессор РАЕН Маслова Н.В., мы ощутили необходимость в продолжении педагогического поиска.

Слайд №8.

Основой системы Ноосферного образования является биоадекватная(природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин, которая относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие и суггестопедические направления педагогики:

Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе».

Слайд №9.

Целью Ноосферного образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением.

Ноосферное образование может быть охарактеризовано с разных точек зрения:

- Экологичное, здоровое, непатологичное, естественное

- Биосферное

- Научное

- Системное

- Креативное

- Виртуальное

- Биоритмическое (релаксационно-активное)

- Гармоничное

- Гуманное

- Инструментальное

- Экономичное

- Опережающее

- Инновационное

- Прогрессивное

- Оптимальное

Слайд №10.

Система принципов природосообразной педагогики.

Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе».

Слайд №11.

Первым важнейшим природосообразным принципом подачи нового материала является его структурирование по правилу золотых пропорций:

30 % учебного материала может быть незнакомо учащимся, 65 % учебного материала должно быть известно из уже пройденного курса изучаемой дисциплины или общеизвестно из других общедоступных источников и быть «на слуху». И только 5% из всей информации (новой или известной) может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Поэтому-то, какие слова, какую эмоцию выбирает учитель для презентации учебной информации или для общения с учениками, подчас имеет больше значения, чем его учебная интеллектуальная составляющая.

Слайд №12.

Этапы биоадекватной методики соответствуют этапам восприятия информации.

Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе».

Слайд №13.

Практическое применение элементов НО.

Мы стали стараться преподносить материал посредством ярких природных образов - схем (образонов), структурированных опорной информацией по теме, с последующим текстовым пояснением в традиционной форме, упражнениями и творческими заданиями.

Слайд №14.

Дети с радостью включались в новую игру, совершенно не думая о том, что идет обучения таким сложным темам, как «Части речи». Надо ли говорить, что качество усвоения учебного материала, преподнесенного без насилия над психикой ребенка, без сопротивления с его стороны, значительно улучшается.

Слайд №15.

Конечно, для развития творческого полушарного восприятия учебного материала уже не подходили наши старые строгие сухие схемы. Но ведь и логику никто не отменял. Поразмыслив над этим, мы решили воспользоваться техникой наложения четкой научной информации на яркий природный образ. У нас получилась веселая схема по некоторым разделам морфологии русского языка, которая сразу понравилась детям и вызвала интерес педагогов.

Своеобразным новаторством является то, что разделы и темы русского языка не даны по отдельности, а показана их неразрывная связь: морфология, орфография и синтаксис - это части единого целого. Замечательно то, что на уроке языка в школе дети учатся не столько правилам правописания, сколько научаются складывать единую картину мира, не упуская ни малейшей ее части.

Слайд №16.

На одном из этапов урока предполагается введение релаксации. Если раньше к релаксации мы относились как к приятному дополнению, то теперь она выступает ключевым звеном в процессе усвоения новых знаний. Для нас, учителей, было открытием, что именно в режиме расслабления, мозг воспринимает и надолго удерживает наибольшее количество информации, особенно если предложить ее в виде образов. Поэтому мы с особой тщательностью разрабатывали тексты для релаксации и подбирали музыкальное сопровождение.

Слайд №17.

Релаксация. (См. приложение №1)

Слайд №18.

Используя на своих уроках здоровьесберегающие биоадекватные методы, мы пришли к выводу, что такой подход позволяет легко, сравнительно быстро, не развивая у детей комплекса «Я никогда этого не смогу», вызывая только положительные эмоции и моделируя «ситуацию успеха» для всех, добиться повышения качества знаний учащихся, сохраняя их здоровье и позволяя им находиться в Мире и Гармонии с собой и с Природой.

Слайд №19.

Язык Человека живет, развивается...

Природы язык для людей открывается...

Как в море прекрасных жемчужин соцветья,

Как в небе индиго созвучья созвездий...

Законы Мира, Природы узнав,

Осмыслив, почувствовав и поняв,

Человек, наконец, разберется в себе,

Откроет, что жизнь - это путь в красоте.

Услышит во времени и пространстве

После мытарств и научных странствий,

Что со Вселенной в Космодиалоге

Человек говорит на языке Природы.



© 2010-2022