- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе»
Выступление на семинаре: «Использование элементов ноосферного образование в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Косилова К.С. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Презентация на тему:
«Использование элементов ноосферного образование в начальной школе».
Докладчик: руководитель МО учителей начальных классов школы «Бакалавриат» Косилова Ксения Сергеевна.
Слайд №1.
Здравствуйте! Я хочу спросить вас, кто такой «командир»? давайте проясним значение слова в толковом словаре.
Слайд №2.
Командир - это должностное лицо в вооруженных силах, на которое возлагается руководство подразделением, частью (кораблем), соединением. Командир (перен.) - человек, который любит распоряжаться, командовать.
Знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой командир? Как его зовут?
Внимание! Вопрос: что лежит в этой коробке? (муляж мозга)
Слайд №3.
Это человеческий мозг - наш главный орган, без которого мы не можем жить. Он надежно спрятан в черепной коробке. Человеческий мозг - сложен по строению , но самая его главная часть - это кора мозга. На что она похожа?
Внимание! Вопрос: что лежит в этой коробке? (половинка грецкого ореха)
Сравните спутанные «морщинки - бороздки» мозга и грецкого ореха. Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины индивидуальные, так же как и отпечатки пальцев. Головной мозг является частью системы, которая называется … нервной.
Слайд №4.
Сейчас я показала вам фрагмент внеклассного занятия: «Командир моего организма», на котором ребята узнавали «секреты мозга». А какие «секреты мозга» знаете вы? (мышление, память, внимание, воображение)
Слайд №5.
«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления», - предложил Альберт Эйнштейн. Ибо качество жизни определяет качество мышления.
«Современный подход к образованию никуда не годится!»- кричат в один голос педагоги и родители. А дети? А дети просто наотрез отказываются усваивать все то, чем их усердно пичкаем мы, взрослые.
Что же, видимо действительно назрел кризис: «низы» не хотят, а «верхи» хотели бы, да не могут существовать более в морально устаревшей классно - урочной системе получения знаний.
Слайд №6.
Старые способы, возможности, средства не могут решать проблемы нового времени. Состояние образования во всем мире пришло к краху, многие дети больны и не хотят учиться.
Новые цели поставлены перед образованием, новые требования современности предъявляются психологической педагогике:
- «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»;
- «эффективное усвоение информации и умение ее применять вжизни»;
- «формирование созидательного экологичного мировоззрения».
Слайд №7.
С нашей точки зрения выход - в изменении мышления. Мы все привыкли начинать с малого и постепенно «идя к цели» достигать большего. А что если посмотреть на вещь, понятие, объект не «изнутри», а «снаружи»? Что если нам попробовать не дробить мир на части, а попробовать увидеть его весь сразу, целиком?
Человечество осознает, что выход из кризиса возможен через овладение целостным мышлением. Целостное мышление представляет собой процесс гармонического, экологически здорового, совокупного левополушарного и правополушарного мышления, которое соответствует Законам Природы в ценностных приоритетах человечества.
Так мы начали свой педагогический поиск. Окончив курсы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а так же используя знания Модульной технологии обучения Жанпеисовой М.М., мы пришли к выводу, что ребенок уже на начальной стадии изучения предмета должен иметь перед глазами целостную картину содержания курса.
В 2006 г. мы впервые познакомились с теорией Ноосферного образования, обещающей совершить революцию в традиционной системе обучения. Нам особенно понравилось, что все элементы НО нацелены на соблюдение принципа «Не навреди!», «Твори добро, созидай». Данная технология собрала воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих, нравственных , духовных ценностей. Оценив всю необычность и неординарность подхода НО к уроку и прослушав курс лекций у такого талантливого исследователя, как профессор РАЕН Маслова Н.В., мы ощутили необходимость в продолжении педагогического поиска.
Слайд №8.
Основой системы Ноосферного образования является биоадекватная(природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин, которая относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие и суггестопедические направления педагогики:
Слайд №9.
Целью Ноосферного образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением.
Ноосферное образование может быть охарактеризовано с разных точек зрения:
- Экологичное, здоровое, непатологичное, естественное
- Биосферное
- Научное
- Системное
- Креативное
- Виртуальное
- Биоритмическое (релаксационно-активное)
- Гармоничное
- Гуманное
- Инструментальное
- Экономичное
- Опережающее
- Инновационное
- Прогрессивное
- Оптимальное
Слайд №10.
Система принципов природосообразной педагогики.
Слайд №11.
Первым важнейшим природосообразным принципом подачи нового материала является его структурирование по правилу золотых пропорций:
30 % учебного материала может быть незнакомо учащимся, 65 % учебного материала должно быть известно из уже пройденного курса изучаемой дисциплины или общеизвестно из других общедоступных источников и быть «на слуху». И только 5% из всей информации (новой или известной) может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Поэтому-то, какие слова, какую эмоцию выбирает учитель для презентации учебной информации или для общения с учениками, подчас имеет больше значения, чем его учебная интеллектуальная составляющая.
Слайд №12.
Этапы биоадекватной методики соответствуют этапам восприятия информации.
Слайд №13.
Практическое применение элементов НО.
Мы стали стараться преподносить материал посредством ярких природных образов - схем (образонов), структурированных опорной информацией по теме, с последующим текстовым пояснением в традиционной форме, упражнениями и творческими заданиями.
Слайд №14.
Дети с радостью включались в новую игру, совершенно не думая о том, что идет обучения таким сложным темам, как «Части речи». Надо ли говорить, что качество усвоения учебного материала, преподнесенного без насилия над психикой ребенка, без сопротивления с его стороны, значительно улучшается.
Слайд №15.
Конечно, для развития творческого полушарного восприятия учебного материала уже не подходили наши старые строгие сухие схемы. Но ведь и логику никто не отменял. Поразмыслив над этим, мы решили воспользоваться техникой наложения четкой научной информации на яркий природный образ. У нас получилась веселая схема по некоторым разделам морфологии русского языка, которая сразу понравилась детям и вызвала интерес педагогов.
Своеобразным новаторством является то, что разделы и темы русского языка не даны по отдельности, а показана их неразрывная связь: морфология, орфография и синтаксис - это части единого целого. Замечательно то, что на уроке языка в школе дети учатся не столько правилам правописания, сколько научаются складывать единую картину мира, не упуская ни малейшей ее части.
Слайд №16.
На одном из этапов урока предполагается введение релаксации. Если раньше к релаксации мы относились как к приятному дополнению, то теперь она выступает ключевым звеном в процессе усвоения новых знаний. Для нас, учителей, было открытием, что именно в режиме расслабления, мозг воспринимает и надолго удерживает наибольшее количество информации, особенно если предложить ее в виде образов. Поэтому мы с особой тщательностью разрабатывали тексты для релаксации и подбирали музыкальное сопровождение.
Слайд №17.
Релаксация. (См. приложение №1)
Слайд №18.
Используя на своих уроках здоровьесберегающие биоадекватные методы, мы пришли к выводу, что такой подход позволяет легко, сравнительно быстро, не развивая у детей комплекса «Я никогда этого не смогу», вызывая только положительные эмоции и моделируя «ситуацию успеха» для всех, добиться повышения качества знаний учащихся, сохраняя их здоровье и позволяя им находиться в Мире и Гармонии с собой и с Природой.
Слайд №19.
Язык Человека живет, развивается...
Природы язык для людей открывается...
Как в море прекрасных жемчужин соцветья,
Как в небе индиго созвучья созвездий...
Законы Мира, Природы узнав,
Осмыслив, почувствовав и поняв,
Человек, наконец, разберется в себе,
Откроет, что жизнь - это путь в красоте.
Услышит во времени и пространстве
После мытарств и научных странствий,
Что со Вселенной в Космодиалоге
Человек говорит на языке Природы.