- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Учимся быть пешеходами
Конспект урока по окружающему миру Учимся быть пешеходами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косолапкова Н.Л. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Учитель: Косолапкова Наталия Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10» г. Череповца Вологодской области
Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа 2100»
Тема: "Учимся быть пешеходами", 17 урок в теме
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока и ожидаемый результат: узнать, какие правила разумного поведения на улицах города должен соблюдать пешеход и какие группы дорожных знаков бывают.
Задачи урока:
- Подвести обучающихся к теме урока от побуждающего диалога.
- Создать условия для постановки учебной проблемы о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход.
- Обеспечить решение учебной проблемы подведением к знанию правил дорожного движения, организуя работу обучающихся в группах и в парах.
- Способствовать применению обучающимися субъективно нового знания.
- Организовать самоанализ и самооценку деятельности обучающихся на уроке с использованием компьютерной поддержки.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
- проявлять положительное отношение к изучению окружающего мира, к учебному материалу;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- слышать другое мнение и принимать его;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
- организовывать своё рабочее место;
- определять проблему урока;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- выполнять самопроверку учебного задания в форме сличения с эталоном;
- контролировать и оценивать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
- извлекать информацию из иллюстрации, текста;
- осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
- давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- строить понятные высказывания;
- осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре, группе;
- объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Методы обучения:
практические (работа с различными источниками информации: учебник, тетрадь, словарь, энциклопедия; складывание пазлов),
наглядные (иллюстрации, изображения, модели),
словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
частично-поисковые - сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
Информационный материал: учебник «Окружающий мир», 1 класс, 2 ч. (авторы : Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (авторы : Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. ), словарь русского языка , энциклопедия «Всё обо всём».
Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, пазлы со знаками дорожного движения.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка учебной проблемы, планирование деятельности, открытие и применение нового знания, первичное закрепление и систематизация знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Второй этап урока - подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовались методы наглядности (презентация на слайдах), практический (работа со словарём) и проблемно - поисковый, которые помогли сформулировать тему, цель урока, составить план действий. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов), групповая, парная и индивидуальная формы работы. Для решения 1 задачи дети работали по маршрутным листам в группах, где каждый имел свою роль: хранителя времени, собирателя идей, оформителя идей или докладчика. Для решения 3 задачи использовалась парная форма работы. Дети собирали пазл, результат сличали с эталоном. Для снятия усталости и утомления на уроке была использована двигательная физминутка, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их. Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, с занесением в «оценочный лист». Рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке, и какие проблемы будут решать они на последующих уроках окружающего мира.
Конспект урока
Этапы урока;
задачи
деятельности
обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ι. Организацион-ный момент.
Мотивация
к учебной
деятельности Прозвенел звонок и снова
Мы к уроку все готовы
На столе должны лежать
Пенал, учебник и тетрадь.
Будьте все внимательны,
Собраны, старательны.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
Посмотрите-ка вокруг,
Рядом ли ваш лучший друг,
Лишь совместный труд, ребята,
Принесёт нам результаты.
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего нас мира.
- Что пригодится нам для успешной работы на уроке?
Наши знания, умение работать вместе, помощь друг другу, умение внимательно слушать.
Личностные
(мотивация к учебной деятельности)
Познавательные
(логические)
Коммуникативные
(умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).
ΙΙ. Актуализа-ция знаний и постановка учебной проблемы
Сформулиро-вать вопрос, исходя из темы урока. - Посмотрите на слайд (слайд 1). - Что вы видите? Где происходит действие? - Что такое улица? Где можно уточнить это понятие? -Прочитайте определение, данное в словаре. - Рассмотрите 2 рисунка улиц (слайд 2). Чем они различаются? В каком городе опаснее жить? Почему? -Как вы думаете, о чём будет наш урок? - По содержанию учебника определите тему урока и страницу учебника. - Как определить, верно, ли вы открыли страницу учебника? -Тема урока: «Учимся быть пешеходами».
- Какой вопрос у вас возникает, исходя из темы урока? Ответы детей
- В словаре. Дети уточняют понятие «улица» в словаре. Ответы детей
-Название темы урока на странице в учебнике совпадает с темой урока в содержании.
-Какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход на улицах города?
Коммуникативные
( умение оформлять свои мысли в устной форме)
Познавательные (информационные: извлечение информации из иллюстраций, текста)
Коммуникативные (моноло-гические высказывания)
Познавательные (информационные: извлечение информации из текста)
Познавательные
(логические)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
Познавательные (постановка проблемы)
ΙΙΙ. Планирование деятельности
Поставить цель, учебные задачи, наметить план действий для открытия новых знаний
-Это и будет цель сегодняшнего урока.
- Какой план действий наметим для поиска решения?
Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план:
- Познакомиться с правилами разумного поведения на улице.
- Повторить сигналы светофора.
- Познакомиться с группами дорожных знаков.
- Сделать вывод.
-
Оценить свою деятельность на уроке.
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные
(планирование действий)
ΙV. Открытие и применение нового знания
Развивать умения извлекать информацию из разных источников (учебник, иллюстрации, детская энциклопедия), обобщать и делать простейшие выводы.
Развивать умения пред-ставлять информацию, делать умо-заключения, выводы.
Физкультми-нутка «Пешеходы» (компьютерная программа)
Первичное закрепление и систематизация знаний
-1-ю задачу будем решать, работая в группах по маршрутным листам (по выбору). Время работы 5 минут. Маршрутный лист №1. Подготовить небольшое сообщение о том, как появились первые дороги, используя дополнительные источники информации. Маршрутный лист №2. Обсудить в группе, как называется часть улицы, по которой движутся машины, и по которой ходят люди; что такое дорожная разметка, и для чего она необходима. Маршрутный лист №3. Рассмотреть рисунки в учебнике (с.15) Обсудить в группе, почему некоторые из них художник зачеркнул. -Сейчас каждая группа представит отчёт о проделанной работе. Вы внимательно слушаете, затем можете задать уточняющие вопросы. -Кто представит отчёт о выполнении задания по маршрутному листу №1? (№2? №3?) - Какие уточняющие вопросы у вас будут? - Какой вывод можно сделать? Как нужно вести себя на улице? - Проверим наши предположения. Прочитайте вывод на с. 15.
- А сейчас давайте немного отдохнём.
-2-ю задачу будем решать, работая с опорой на учебник. -Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике (с.16) -Определите, кому движение разрешено, а кому запрещено? Как вы догадались? Он на дорогах всей планеты, 130 долгих лет стоит, Он шлёт зелёные приветы тому, Кто все сигналы чтит. -Сколько сигналов у светофора? Как они расположены? Что обозначает каждый сигнал?
-А теперь поработаем в тетради. -На какой странице нужно открыть тетрадь? Как вы это определили? - Что вам помогло быстро найти нужную страницу? - Задание № 1 с.42.
- 3-ю задачу будем решать, работая в парах.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике (с.17). Что вы видите?
-Для чего люди придумали дорожные знаки? На какие группы их можно разделить?
-Рассмотрите форму, цвет дорожных знаков каждой группы? Обсудите с товарищем, где могут быть они размещены.
-Расскажите о своих наблюдениях и предположениях.
-Соберите, работая в парах, дорожный знак из пазлов. Определите его название и группу, к которой он относится. Группы обучающихся выбирают маршрутные листы.
В группах дети распределяют роли: хранитель времени; собиратель идей; оформитель идей; докладчик.
От каждой группы 1 ученик представляет рассказ (отчёт) о работе по маршрутному листу, затем дети задают ему уточняющие вопросы, если что-то осталось не понятным.
Постовой стоит упрямо
(ходьба на месте)
Людям машет: «Не ходи!» (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
«Здесь машины едут прямо
(руки перед собой),
Пешеход, ты погоди!»
(руки в сторону)
Посмотрите, улыбнулся
(руки на пояс)
Приглашает нас идти
(шагать на месте)
«Вы, машины, не спешите!» (хлопки руками)
«Пешеходов пропустите!» (прыжки на месте)
Ответы детей
Дети читают стихи о сигналах светофора:
Красный свет - он самый строгий
Если только он горит…
Знает Петя, знает Вова.
Что сейчас их путь закрыт.
Жёлтый свет - стой и жди!
Влево, вправо, ты, гляди!
Подмигнул зелёный свет-…
Путь открыт! Препятствий нет!
- Тема урока в учебнике совпадает с темой урока в тетради.
-Содержание тетради.
Дети раскрашивают сигналы светофора. Проверка: сличение с эталоном (слайд 3)
-Дорожные знаки.
-Запрещающие, сообщающие.
предупреждающие, разрешающие.
Работа в паре.
Ответы детей.
Работа в паре.
Проверка: сличение с эталоном (слайд 4)
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Коммуникативные
(взаимодействие в группе,
умение договариваться)
Познавательные (информационные: извлечение информации из текста, иллюстрации)
Познавательные
(общеучебные: следование инструкции)
Познавательные
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)
Познавательные
(информационные: представление информации)
Коммуникативные
(монологические высказывания)
Познавательные
(логические: умозаключение)
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Познавательные (информационные: извлечение информации из текста, иллюстрации)
Познавательные
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)
Коммуникативные
(монологические высказывания)
Познавательные (информационные: извлечение информации из текста)
Регулятивные (контроль в форме сличения действия и результата с эталоном)
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Познавательные (информационные: извлечение информации из текста, иллюстрации)
Познавательные
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)
Коммуникативные
(взаимодействие в паре,
умение договариваться)
Познавательные
(общеучебные: следование инструкции)
Регулятивные (контроль в форме сличения действия и результата с эталоном)
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Формировать умения оценивать себя -Какой вывод можно сделать по уроку? -Ответили мы на поставленный вопрос в начале урока? -Сумели мы выполнить весь план действий? -С какими трудностями встретились в ходе работы? -Оцените свою работу на уроке по критериям, обозначенным в ученическом дневнике. - Сказать нам больше нечего, Для всех один закон- Для кошек и кузнечиков, Людей, кротов, ворон: Быть очень осторожными, Чтоб нас не огорчить, И правила дорожные
Как следует учить! Дети называют правила дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход.
Ответы детей.
Самоанализ и самооценка детьми своей работы в ученическом дневнике.
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Регулятивные (внесение корректив)
Личностные (компетенции в поступках и деятельности)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)