Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Наше время - это время перемен. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение научно - технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающем работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Актуальность этого вопроса в том, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явления информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного общества. В следствии этого возникает проблема поиска путей развития творческого мышления учащихся в процессе обучения. Целью данного пособия является оказание помощи учителю в определении сущности и содержания творческих способностей учащихся и в формировании творческой личности. Задачи: -выявление способностей учеников и целенаправленное их развитие; -развитие воображения и творческих способностей
В программе 2030 Н.А.Назарбаев говорит: «Наши дети станут высококвалифицированными рабочими и фермерами, инженерами, банкирами и деятелями искусства, владельцами магазинов, учителями и врачами, владельцами заводов и фабрик, биржевыми маклерами и спортсменами. Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, но для этого они должны уметь творчески мыслить». В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Разработаны основные положения теории для развития творческих способностей учащихся. Значительный вклад внесли в разработку этой теории Б.П.Никитин, Л.В.Занков, И.П.Волков и многие другие выдающиеся педагоги. Несмотря на то, что вопрос о развитии творческих способностей учащихся стоит особенно остро, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Не все учителя в процессе обучения уделяют этому должное внимание. В связи с этим возникают противоречия между потребностью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого мышления у выпускников школ. «Творчество» - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского - «сотворение»).Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка (или взрослого человека), акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Термин "способный" или "способность" значит: 1) природная одарённость; 2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия. Творчество-это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, достичь высоких результатов. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие - упорный труд. Способности не получают в "готовом виде". Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. "Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение". Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них. Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества. Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа. Русский язык - это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Развивать у детей творческие способности - задача сложная и трудная. В своих учениках я стараюсь развивать творческое начало. На уроках перед детьми ставлю проблемные ситуации, которые дают возможность детям находить свои собственные решения. Признаки творчества: -гибкость ума; -креативность; -интеллектуальность; -способность к преобразованиям и генерированию идей; -развитие фантазии. Виды творческих заданий на уроках русского языка:
  1. Дидактические игры.
  2. Загадки и кроссворды.
  3. Сочинение сказок и стихов.
  4. Составление схем.
  5. Различные формы сочинений.
  6. Письма к другу со своим отношением к тому или иному поступку.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым. Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи. Ещё одна особенность этого жанра: загадка - это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: Первый этап - отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо. Второй этап - наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания. Третий этап - собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Приведу несколько примеров - из практики. Составление загадок. Подготовительная работа включает в себя несколько игр, которые помогут детям в подборе наиболее точных и выразительных слов при сочинении загадок.
  1. Игра « Доскажи словечко».
Летом в огороде- Свежие, зелёные, А зимою в бочке- Жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?..( Огурцы.)
  1. Игра « Кто больше подберёт рифм?»- к следующим словам, записанным на доске:
Ножки сидел рожки без дел ложки глядел кошки молодел сороконожки худел
  1. Игра « Что на что похоже?»- подберите сравнения к словам:
Кактус змея ёлка пёстрая ленточка расчёска верёвка щётка пояс тёрка ремешок « Заготовки» к загадке. -На что похож чайник? Кого напоминает? Чайник Для чего нужен? слон воду кипятить слон в беретке чаем поить пузатый слон паровоз Где находится чайник? Что в чайнике? на столе стоит вода кипит на огне сидит пар шумит на плите кипит водица бурлит -Выбрать понравившееся сравнение и составить загадку. Слон в беретке на огне сидит, Сердитый паровоз Воду кипятит Шипит, свистит, Скоро чаем напоит. Дано начало. «Мохнатенька, усатенька...» Дети продолжают. «На солнышке лежит, Прищурившись глядит.» Другой предлагает. «Ее мыши боятся.» Третий. «У нее одна забота: Ночью ходит на охоту!» (Кошка) «Лежит круглый, золотистый На тарелочке на чистой.» -Что же дальше? «Рот раскрыл я, сколько мог, Откусил большой кусок. Думал я, что будет сладкий, Оказался кислый, гадкий!» (Лимон) Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: "Я начну, а ты продолжи". При обучении грамоте в 1 классе каждый урок можно начинать с чтения слоговых слияний, учащиеся придумывают концовки: На-на на- ( в лесу растёт сосна). Ну-ну-ну- (полечу я на луну). Са-са-са-( по полю бежит лиса). Цо-цо-цо-( подарили мне кольцо). Ты-ты ты- ( в норке спрятались кроты). Начиная со 2 класса можно предложить детям закончить четверостишие: 1.Жила на горе старушонка, Что учила плясать лягушонка (Лягушонок плясать научился И с горы кувырком укатился). 2.Спит будильник. Спит звонок. Просыпается щенок. (Вот и мне вставать пора, В школу мчится детвора.) 3.Соседи наши сверху- чудаки. От них всегда трясутся потолки. 4.Был когда-то я знаком С рыжим мистером жуком. 5.Нашего зайца Все звери пугаются. 6.Я не зря себя хвалю Всем и всюду говорю: 7.Белая мышка всю зиму Продавала соль в магазине. 8.На лодке по реке Катался пёс - и вот 9.Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. После того, как ребята сочинят продолжение стихотворений, можно продумать различные задания: -назвать имена существительные, определить род, число, склонение; - выбрать глагол, определить число, время, спряжение; - найти слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, подобрать проверочные. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, формировать творческие способности учащихся является дидактическая игра. Игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно возрастает. На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в игровой форме, учащиеся запоминают, сами того не понимая. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания, одним словом: - Военнослужащий, стоящий на посту. - Ребёнок, любящий сладкое. - Очень смешной фильм - Промежуток времени в 60 минут Распредели слова на две группы. Найди родственные слова. Выдели корень. Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть… Однажды они пошли… Потом ребята долго вспоминали как… Составь рассказ по опорным словам: - Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения. Слоговой состав слова. Развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создаёт положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам русского языка.. «Анаграммы» Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар). «Неполные слова» На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным. .О..А.А .О..А. .Е.Е.И.О (комната, вокзал, телевизор) «Ступеньки» На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т.д. «Телеграмма» Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе - со второй и т.д. СУМКА «Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация». «Укрась слово» К существительному подобрать как можно больше прилагательных. «Кто что делает» Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие он совершает. «Угадай подлежащее» Чаще всего такая работа встречается в загадках такого типа: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». «Игра-фантазия «Жители предложения» Распределяются роли: 1 - подлежащее, 2 - сказуемое, 3 - определение, 4 - дополнение, 5 -обстоятельство. Кроме этого, могут быть знаки препинания и части речи. Каждому участнику прикрепляется табличка с его ролью. После прочтения фразы ведущим, участники выстраивают ее, четко выполняя отведенную роль. После этого каждый произносит по очереди свое слово из данной фразы-предложения. Не участвующие в работе дети проверяют правильность выполнения задания. «Эстафета-рассказ» Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры - активизировать спонтанную речь детей. «Лингвистические игры» О каком слове идет речь? На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «с ложью не дружит». (Правда) Попробуйте дать толкование слова «правда» (учащиеся работают с толковыми словарями и записывают значение слова в тетрадь). Найдите друзей и врагов слова «Правда» (синонимы, однокоренные слова- это друзья, антонимы -враги). Запишите как можно больше пословиц со словом. Активизируют познавательную и творческую активность, расширяют словарный запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов, шарад. Подобные задания можно давать на дом, на некоторое время (например, на неделю). Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра «Художник». Ребёнок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: Нарисую я портрет, Только чей пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, Чей портрет рисую? Художник даёт устный портрет кого-нибудь из детей: «У него светлые волосы, голубые глаза, весёлая улыбка. На нём коричневая рубашка, синие брюки» и т.п., а учащиеся должны догадаться, о ком идёт речь. Упражнение «Соединяемся и меняемся» Цель. Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание. К доске выходят 10 детей, каждый их них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие: Кто Пришёл Здравствуйте Дедушка Катя Любит Цветы ! ? ! . Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь слова и знаки, и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если слова переставить нельзя, то почему) Варианты: Дедушка пришёл? Дедушка пришёл! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто Катя? • Уже сама возможность подвигаться на уроке для ребёнка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает чувствовать значение слова в предложении. Ребёнок, несущий слово или знак, осознаёт, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространённых ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их, где попало, так как не понимают их значения. Тема: «ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ» Игра «Лишняя буква» Цель. Развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание. В игре участвуют поочерёдно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера. К доске выходит первая группа. Каждый ребёнок получает по одной букве. Задание: составить слово; но их предупреждают, что одна буква лишняя. Вариант для ЖИ, ШИ: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы), ШИЛО(Ы) и т.п.; для ЧА,ЩА;ЧУ,ЩУ - аналогично. Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. (Отдаленность этой «лишней» буквы от используемых нужно подчеркнуть другим цветом.) многогранное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ её несовместимости с ним. Кроме того, эта игра даёт детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение. Тема: « Перенос» Игра «Разноцветные шарики» Цель. Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Описание. Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить, обратно называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называет слово, которое переносить нельзя. • Случайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова - односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса. Упражнение «Что нельзя переносить?» Цель. Развитие внимания, памяти, операций мышления. Описание. Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове тридцать все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает всё, что нашёл, остальные дополняют. В заключение все вместе ещё раз проверяют. • Самостоятельный поиск односложных названий предполагает «отбрасывание» неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не казалось слишком лёгким и поэтому скучным. Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными» Упражнение «Медведь и медвежата» Цель. Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активацию слухового анализатора и артикуляции. Описание. Учитель рассказывает сказку: «Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький «тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют медведи по - разному: большой поёт грубым, твёрдым голосом, а маленький - ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду большой медведь, а вы - маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так: - Ла-ла-ла! - а медвежата - … - Ду-ду-ду! - а медвежата - … » • Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как «твёрдые» и «мягкие». Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания. Упражнение «Внимательные руки » Цель. Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления. Описание. Учитель читает текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если «что?» - левую, если оба не подходят - руки остаются - лежать на столе. • Необходимость после каждого предъявленного слова проделывать определённое движение стимулирует к сосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово к одной из двух возможных категорий. Таким образом, тренируется умение анализировать слуховую информацию. Тема «Глагол» Упражнение «Мячик с путаницей» Цель. Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка. Описание. Учитель, бросая мяч, называет одушевлённое существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но «неподходящим» (ворона…МЫЧИТ, врач...ЧИРИКАЕТ и т.д.) • Условие (подбирать «неподходящий» глагол) не только даёт детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности. Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. "Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок". Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, вожу детей на одно и то же место для наблюдений. Так появляются "Зимняя сказка", "Майский лес", "Красавица Осень". Традиционными стали мини-сочинения "Красота вокруг нас". Герой сочинения - любой предмет, увиденный, замеченный детьми. Вот строчки из них: "Зимой моя берёза в наряде из инея…". "У меня новое платье. Яркие цветы на нём переносят меня в лето…". "Листья сыплются, как золотой дождь". На уроках использую открытки с пейзажами для мини-сочинений. Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие-то образы. "Времена года", "Вальс цветов", "Утро", "Золотые рыбки", "Ночь" - все эти произведения служат источниками для детского словесного творчества. Для творческого развития ценны сочинения по началу. "Однажды две подружки отправились в лес на прогулку". А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком,летающей тарелкой… Интересны сочинения "Если был бы я волшебником…" (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства - выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной. Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы: 1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон. 2. Возрастает интерес к изучению русского языка. 3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению. 4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей. 5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1988

  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. -М. «Аст-ПРЕСС», 1999

  3. Гагай В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников. //Начальная школа, №6, 1991, с.2-5

  4. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.-М. Просвещение, 1996

  5. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. //Вопросы психологии, №6, 1990, с.86-92

  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Я.: Академия развития, 1997

  7. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: ДРОФА,2002

  8. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. //Начальная школа, №11-12, 1992, с.25-29

  9. Романовская З. И., Полякова А.В. Обучаем по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1996



© 2010-2022