Методическая разработка: Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка: Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка во 2 классеМетодическая разработка: Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка во 2 классеМетодическая разработка: Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка во 2 классе


Формирование регулятивных универсальных учебных действия на уроках русского языка во втором классе.




Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию - важнейшая задача современной системы образования. Умение учиться - это фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку. Фактор, позволяющий формировать умения и компетенции, видение образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [1,4]. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные универсальные умения - «способность справляться с жизненными задачами, контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты, способность решать задачи, способность принимать решения и вести переговоры» [2, 29] Освоение данного вида УУД позволит школьнику регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценивать качество усвоения; стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция). Ведущее место в начальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык», поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Неоспоримо и то, что успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. На уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий, подготовить почву для личностного восприятия. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Возникает проблемная ситуация. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирует и направляет мышление. Значит необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, чтобы захотел это узнать. На уроках надо научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из этого, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть, определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи). Функция регулятивных УУД - научить детей организовать учебную деятельность, уметь её регулировать. К регулятивным универсальным учебным действия относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Целеполагание организует мотивирование к учебной деятельности. У ребенка должен возникнуть интерес, мотив для решения проблемы. Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания. Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для изучения.

Например, на уроке русского языка по теме «Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений» учащимся предлагается записать слова часы и чистюля. Варианты ответов у детей могут быть разными, в том числе и правильными. Решается проблема «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее - не всё знаем о написании слов с сочетаниями ча-ща. «Какова же цель нашей работы на уроке?». Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Помогает определить тему урока и поставить цель такие приемы: найти ошибку, вставить буквы, слова, собрать текст, восстановить текст, привести пример, группировка, работа над понятием.

При изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? Что сделал? и др.» детям предлагается два слова желтый и желтеет. И сообщается, то эти слова отвечают на вопрос какой? потому что обозначают цвет.

При изучении темы «Связь слов в предложении». Детям предлагается предложение: Густой сад растет большой дерево. Необходимо найти ошибки в предложении.

Работу над понятием во втором классе можно предложить при изучении темы «Орфограмма. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». Предложить детям прочитать тему урока и ответить, какое понятие новое. Над значением данного понятия ученикам предлагается с помощью словаря. Для постановки цели можно использовать слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим. Поставить учебную проблему помогает мотивирующий прием «яркое пятно»: фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы, кроссворды, шуточные стихи. Например, при изучении темы «Приставки» можно предложить определить тему урока по схеме. ^ ¬ Таким образом, приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Этап прогнозирования организует подготовку и мотивацию к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию. Прогнозирование - умение видеть то, что будет, с целью внесения коррективов в выполнение. Ученики вспоминают изученные способы действий, пробуют выполнить учебное действие самостоятельно, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия. Задания для формирования универсального учебного действия прогнозирование. «Как ты думаешь, какой результат может получиться? Как ты думаешь, достаточно знать….. для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?». Планирование - определение последовательностей промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. [2, 29] На первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий для решения учебной задачи. План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой. Для формирования универсального учебного действия планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приемы: - обсуждение готового плана решения учебной задачи; - работа с деформированным планом решения учебной задачи; - использование плана с недостающими или избыточными пунктами; - составление своего плана решения учебной задачи; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебником, т.е. необходимо ответить на вопросы, что предлагают авторы учебника, будет ли новый материал, вопросы по иллюстрациям, цель упражнений и т.д. Например, на уроке по теме «Раздельное написание предлогов словами» предлагаю учащимся дополнить план, используя ключевые слова.

  1. Узнать новое (о предлогах.)
  2. Для чего (нужны предлоги?)
  3. Как (они пишутся?)
В данном случае план составлен как промежуточные цели с учетом темы урока. Тема «Роль суффиксов в слове. Определение суффикса».
  1. Что такое (суффикс?)
  2. Какие (бывают суффиксы?)
  3. Зачем (в слове нужен суффикс?)
Пример работы с использованием избыточных пунктов плана. Тема «Написание букв и, а, у после шипящих». Какие пункты плана лишние?
  1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
  2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.

  1. Выучить песню с сочетаниями ча-ща, жи-ши, чу-щу.

  1. Графическое обозначение буквосочетаний.
  2. Нарисовать рисунок.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически к нему возвращаться; отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Планирование своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. В парах, группах обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели. Контроль и оценка. Контроль в начальной школе проходит в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще неизвестно, осознание качества и уровня усвоения. [2,29] Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Формирование регулятивного действия оценивания осуществляется по следующей схеме:
самооценка ученика


оценивание работы другими учениками

оценка учителя

После ответа ученика, самооценка производится по следующему алгоритму.

Алгоритм самооценки.

  1. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

  3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

  4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

  5. Какую ты ставишь себе отметку?

При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. При оценивании применимы различные формы работ:

  1. Взаимооценивание письменных работ. При этом необходимо обговорить нормы и критерии оценивания. На уроках русского языка, например, оценивают словарные диктанты.
  2. Ответы на вопросы по итогу урока и использование листов обратной связи. Зелёный цвет - «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет - «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет - «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
  3. Ученик оценивает себя, затем обменивается с одноклассниками тетрадями и происходит оценивание в паре (группе).
  4. Проверка с эталоном написания букв на минутке чистописания.
  5. Проверка по словарю.
  6. Портфолио. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен. В портфолио ученики заполняют листы самооценки по предметным и метапредметным результатам в конце каждой четверти [1,116]

Регулятивные УУД

Умеешь ли ты организовывать свои дела?

Самооценка и подтверждение учителя

I

II

III

IV

  1. Определять цель работы на уроке с помощью учителя или самостоятельно.


  1. Находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.


  1. Планировать работу на уроке.


  1. Высказывать свою версию, предлагать способ ее проверки.


  1. Работая по плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты.


  1. Определять, успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем.


  1. Понимать причины своего успеха или неуспехи в диалоге с учителем.


овладел полностью

овладел частично

еще нужно овладеть

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы. Оценка напрямую связана с действием контроля. Самооценка - ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении их к разным конкретным ситуациям под руководством учителя, взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Саморегуляция - способность к волевым усилиям, к самоконтролю в поведении и учебной работе, способность к рефлексивному контролю. Задания на формирование саморегуляции: тренинговые упражнения психологического характера, дыхательная гимнастика. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.























Список литературы: 1. Дневник школьника. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. М.:Баласс, 2014. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009г.

© 2010-2022