- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Урок русского языка по теме Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьяненко Н.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», 2 класс
Учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть, авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Урок разработан Лукьяненко Натальей Викторовной, учителем начальных классов МОБУ СОШ № 5 г. Свободного.
Тип урока: рефлексия.
Цели урока: СЛАЙД -повторение знаний о проверке слов с парными согласными в корне слова; -закрепление умения пользоваться способом проверки слов с парными согласными в корне слова; -совершенствование умения обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; -развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков. Оборудование: - проектор: - компьютер; - сигнальные карточки; - эталон; - эталоны для самопроверки; - подробный образец; - алгоритм проверки парных согласных.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
СЛАЙД
Девиз урока: «Не беда ошибиться, беда не исправиться». - Как вы понимаете эти слова? (Дети объясняют) - Как девиз можно отнести к нашему уроку? (Будем учиться исправлять свои ошибки). - Сегодня урок самопроверки. - Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять). - Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ). - Над какой темой вы работали на предыдущих уроках? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова). СЛАЙД - Какая цель нашего урока? (Цель урока: повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова). СЛАЙД − Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения).
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Вспомним алгоритм проверки парных согласных (алгоритм на СЛАЙДЕ и у каждого на парте)
1. Читаем слово.
2. Находим парный согласный.
3. Рассуждаем, вспоминаем правило.
4. Изменяем форму слова или подбираем однокоренное слово.
5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.
- Запишем слова с пропущенными буквами и подберём проверочные слова. (По одному слову объясняют у доски).
Огоро.. - огороды- огород, гря..ка- грядочка - грядка, т.д.
Работа с сигнальными карточками:
- Покажите парный согласный, который напишите в слове:
Сугроб, игрушка, голубь, берёзка, редкий. (По ходу комментируют свой показ буквы). -Что сейчас повторили? (Правило проверки слов с парными согласными в корне слова). − Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе). - Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу). - С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило; чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать).
- Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, алгоритм проверки парных согласных). Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой № 1. Задание 1. Вставь пропущенные буквы: Тра..ка, кро..ки, бли..ко, замо.., дру.. . Задание 2. Подбери проверочное слово для парных согласных: Жидкий - …, глазки - …, тулуп - …, поход - … . − Что теперь вы должны сделать? (Мы должны работу проверить по образцу).
ОБРАЗЕЦ: 1. в, ш, з, к, г. СЛАЙД
- Жиденький (жидок), глаза (глазной), тулупы, походы.
- Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет, то поставим знак «?») - Кто ошибся в задании 1? (Учитель результаты фиксирует на доске). - Кто ошибся в задании 2? (Учитель результаты фиксирует на доске).
3. Локализация затруднений. -Ученикам раздаются ЭТАЛОНЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Эталон для самопроверки № 1
1
Травка
Крошки
Близко
Замок
Друг
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н
2
Жидкий - жиденький, жидок
Глазки - глаза, глазной Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.
Тулуп - тулупы
Поход - походы Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.
Выявляем место и причину затруднений: -Подчеркните в каком месте у вас ошибка. -Почему вы допустили ошибку? -Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
4. Коррекция выявленных затруднений. - У кого задание выполнено правильно? - Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в других заданиях). Задания повышенной трудности: 1) Составь из слов предложения. Зеленеет, сочная, в, травка, лесу. Весной, берёзки, сок, у, появляется, сладкий. Подчеркни слова с парными согласными, требующими проверки.
- Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.) - Повторим алгоритм исправления ошибок: (СЛАЙД, у каждого на парте) 1. Повтори задание. 3. Повтори правило. 4. Подбери проверочное слово. 5. Исправь ошибку. Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполненное задание, повторяют правило проверки слов с парным согласным в корне слова, исправляют свои ошибки с помощью эталона для самопроверки. Учитель даёт тренировочные задания. - Ребята, выберите задание, в котором допустили ошибки в самостоятельной работе. Задание:
- Моро.., ло..ка, опу..ка, лё..кий.
- Морковка -…, берёзка -…, короб -…, арбуз -… .
Подробный образец 1 Мороз, лодка, опушка, лёгкий.
2
Морковка - морковный
Берёзка - берёза
Короб - короба
Арбуз - арбузы
Физкультминутка - Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете, а если начинается на глухой согласный - поднимаете руки вверх: Зайка, пень, трава, сойка, жить, дрова, шить, тень.
5. Обобщение затруднений во внешней речи. - Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше? (Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске). - Проговорите правило. - Проговорите алгоритм проверки парных согласных.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Вариант 1 (для учеников, допустивших ошибки в самостоятельной работе № 1) Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова: Пиро..ки, бли..кий, голу..ь, моро.. . - Проверьте по ЭТАЛОНУ для самопроверки. (листочки на партах)
Эталон для самопроверки № 2
Пирожки - пирожок
Близкий - близок
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н. Голубь - голуби
Мороз - морозы Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.
Учащиеся, которые в самостоятельной работе № 1 не допустили ошибок, проводят самопроверку по подробному образцу:
Подробный образец В лесу зеленеет сочная травка. Весной у берёзки появляется сладкий сок.
- Кто допустил ошибки? - Поставьте на полях знак ? - Кто поставил знак ? - В каком месте допущена ошибка? - Почему допущена ошибка? - Над чем надо поработать?
7. Включение в систему знаний и повторение. - Запишите слова в три столбика, докажите своё решение: СЛАЙД Улыбка, далёкий, солёный, пальто, тропинка, рыбка, листопад, пальчики, голубь, мальчик.
8. Рефлексия деятельности на уроке. - Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова). - Вспомните девиз нашего урока. СЛАЙД «Не беда ошибиться, беда не исправиться». - Вам удалось достичь цели? - Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило). - Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях). - Над чем ещё нужно поработать? - Над чем работали те, кто выполнил самостоятельную работу без ошибок? - Оцените свою работу на уроке. (Оценивание работы в дневниках, объяснение своей оценки).
Домашнее задание (по выбору):
- стр. 118 упр. 177;
- придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.