Статья на темуПрофессиональное самоопределение слабослышащих школьников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональное самоопределение слабослышащих школьников.

МКОУ «Специальная школа-интернат № 38», г. Новокузнецк

Панфилова Е. В., учитель РСВ и ФП

первая квалификационная категория


Методическая тема нашей школы звучит так: «Социальная адаптация и профессиональная ориентация слабослышащих школьников в рамках компетентностного подхода». Основная задача профориентационной работы в школе - это формирование профессиональных интересов учащихся. В связи с этим профессионально-ориентационную работу необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте. Профориентационная работа со слабослышащими учащимися будет иметь высокие результаты только при условии совместной деятельности всех педагогов школы: воспитателей, учителей, сурдопедагогов, психологов, социального педагога, а также при непосредственном участии родителей. Сегодня мне бы хотелось уделить внимание тому, как профориентационная работа ведется на внеклассных занятиях в начальной школе. Проводится целенаправленная работа по накоплению слухового словаря, совершенствованием фразовой речи, развитием потребности в словесной речи. На занятиях учителями создается благоприятная речевая среда, атмосфера условий обучения, которые будут вызывать интерес и способствовать сознательному усвоению слабослышащими детьми профессиональных знаний.



Внеклассное занятие для 3 класса

Тема: «Все работы хороши….»

Панфилова Е. В., учитель РСВ и ФП

первая квалификационная категория


Цель: расширение знаний учащихся о мире профессий, их роли в жизни людей. Задачи: Обучающие: познакомить с разнообразием мира профессий; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; отработать речевые навыки на тему «Профессии»; закреплять умения составлять предложения. Воспитательные: воспитывать мотивацию и интерес к трудовой деятельности; воспитывать уважительное отношение к людям труда; Коррекционно-развивающие: развивать остаточный слух и совершенствовать произносительные навыки; расширять и обогащать словарный запас; развивать устную речь, формировать умение правильно отвечать на вопросы; развивать память, мышление, внимание; формировать навык работы в группе.

Оборудование:

  • презентация «Все профессии важны»;

  • профессиональные предметы: половник, кастрюля, нож, продукты, стетоскоп, лекарства, градусник, шприц, ножницы, игла, нитки, машина, инструменты шофёра, кепка;

  • стихотворения и диалог для детей;

Ход занятия I. Организационный момент - Слушайте меня внимательно. - Говорите правильно, следите за своей речью и речью своих товарищей.
II. Фонетическая зарядка

  • Автоматизация звука Ш в разных позициях.
Послушай. Повтори.

Ш___________А ША ШОФЁР

Ш___________У ШУ ШУБА

АШ_________А АША ПАША МАША

АШ_________И АШИ МАШИНА

Ш__________ВЕ ШВЕ ШВЕЯ

Скажи на одном выдохе.

ШОФЁР ПАША ВОДИТ МАШИНУ.

ШВЕЯ МАША ШИЛА ШУБУ.


III. Введение в тему (картинки: врач, повар, шофёр, швея; рассыпное слово ПРОФЕССИИ) - Ребята, как одним словом можно назвать эти картинки? Соберите слово. (ПРОФЕССИИ) - Тема занятия - ПРОФЕССИИ.

IV. Основная часть

1. Чтение стихотворений.

-Ребята расскажут стихотворения, а вам нужно отгадать, о какой профессии идёт речь.

1. Нажимает на педаль,

И машина едет вдаль.

Он рулем умело крутит,

Посигналить не забудет.

(ШОФЁР)

2. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты и котлеты,

Все завтраки, обеды?

(ПОВАР)

3. Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
- Ты не бойся и не плачь -
К тебе едет добрый…

(ВРАЧ)

4. На машинке я строчу,

Платье кукле сшить хочу,

Кофту, юбку сшила я.

Дети, кто же я?

(ШВЕЯ)

2. Вставьте пропущенные буквы

ВРА…

…ОФЁР

Ш…ЕЯ

ПО…АР

3. Исправьте ошибки

ШОФЁР ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ.

ШВЕЯ ВАРИТ ОБЕД.

ВРАЧ ШЬЁТ ОДЕЖДУ.

ПОВАР ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ.

4. Беседа

(Дети заранее готовят диалог)

-…, кем работает твоя мама?

-Моя мама …

- …, где работает твой папа?

- Мой папа работает…

-…, спроси у …, кем работает её мама (папа)?

-…, кем работает твоя мама (твой папа)?

-Моя мама (мой папа) работает…

-…, какая профессия тебе нравится?

-Мне нравится профессия…

-…, спроси у …, какая профессия ему (ей) нравится?

-…, какая профессия тебе нравится?

-Мне нравится профессия…

-Молодцы, ребята, хорошо говорили.

5. Физминутка «Массаж пальцев рук»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы растирать.

На кончик пальца нажимаем,

Вниз к ладошке продолжаем.

Каждый пальчик разотрём,

На другой руке начнём.

6. Игра «Угадай профессию»

-Ребята, определите и скажите, какой профессии нужны эти предметы.

Половник, кастрюля, нож, продукты нужны….

Стетоскоп, лекарство, шприц, градусник нужны….

Нитки, ножницы, игла, швейная машинка нужны….

Машина, инструменты, кепка нужны…

(ШОФЁРУ, ВРАЧУ, ПОВАРУ, ШВЕЕ)

7. Игра «Найди профессию»

АРРВАДВРАЧРОЛРПОВАРЫВОУЩИЦЕЗСИШОФЁРРУКПСЫЖШВЕЯУТМШЙДЦ

8. Составьте предложения.

СШИЛА КРАСИВОЕ ШВЕЯ ПЛАТЬЕ

СВАРИЛ ПОВАР СУП И СЛАДКИЙ ВКУСНЫЙ КОМПОТ


V. Итог занятия - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? - Мы говорили о профессиях. - О каких профессиях мы говорили? - Мы говорили о профессиях: повар, шофёр, швея, врач. - Молодцы, вы старались говорить правильно, хорошо, понятно.
Литература:

  1. Внеклассные мероприятия по профориентации. Библиотека «Дефектолог», Серия «Профориентация». - Новокузнецк, 2007.
  2. Профессиональное самоопределение слабослышащих школьников. - Новокузнецк. 2006.
  3. Л.П. Ворнина, Н.А. Червякова Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  4. М.С.Гуткин, А.В.Янковская, Л.И.Смирнова, В.П.Кувшинов Система работы по профессиональной ориентации учащихся /; Под общ. ред. М.С.Гуткина. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 188 с.



© 2010-2022