Конспект урока по литературному чтению В. М. Гаршин сказка Лягушка - путешественница

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Всеволод Михайлович Гаршин

сказка «Лягушка - путешественница».

Цель:

-продолжение работы по формированию умения полноценного восприятия художественного произведения, проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; -выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

-воспитание интереса к чтению и книге;

Ход урока.

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.

2. Цели и задачи урока

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

- О каком времени года это стихотворение? Слайд № 2

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать.

1. Подрастала - хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла - зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

2. Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух -

И в воду - плюх! (Лягушка)

3. На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка) Слайд № 2 Клик 1

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница». Слайд № 3

3. Эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Вступительное слово учителя. Слайд № 4

14 февраля 1855года родился Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888), русский писатель. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.

Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина. Слайд № 5

Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы - читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.

Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина «Лягушка - путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.

4. Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель (или аудио запись) и подготовленные ученики).

Все дети следят по учебнику с карандашом в руке. Слайд № 6

5. Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.

-Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

(примерные ответы:

беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;

разочарование - за малым не увидела большое;

сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;

облегчение: всё закончилось благополучно;

сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)

-Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)

-По каким признакам определили, что это сказка?

( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).

- Назовите главного героя сказки. Слайд № 7

6. Словарная работа.

-Кто такие путешественники?

Словарь С.И.Ожегова. Слайд № 8

Путешественник - тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.

проишествие - событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.

-Что означает выражение « не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)

- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение. Слайд № 9

Присутствие духа т.е.силы воли.

Захватило дух - стало страшно, замерла от испуга.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Прыгало сердце - радовалась.

Полетела вверх тормашками - головой вниз.

Закричала во все горло - слишком громко.

7. Работа над текстом сказки.

Аналитическое чтение по смысловым частям.

-Просмотрите текст сказки.

-Какая бала жизнь у лягушки на болоте? (тихая и спокойная) Слайд № 10

-Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? (появилась мечта)

Слайд № 11

-Отправилась ли лягушка на юг? (да)

-Какой момент в путешествии явился решающим судьбу героини? (решила всем прокричать, похвалиться) Слайд № 12

-Сбылась ли мечта лягушки? ( нет или частично: она летала, но до юга не долетела)

-Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? ( на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец).

-Запишите план в свою тетрадь. (1-2 ученика читают составленный план).

8.Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение.

- Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)

Слайд № 13

- Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?

-Лягушка-квакушка (простая)

-Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)

-Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком ( довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).

-Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).

-Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Слайд № 14

Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? ( любопытная , но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)

-Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»

-Почему утки согласились на предложение лягушки? ( Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).

-Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)

-Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная) Слайд № 16

-Помогло лягушке хвастовство или навредило?

-С каким чувством автор описывает падение лягушки? Слайд № 16 Чтение абзаца « И с этим криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).

Учитель:

-У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

-Вот эти словосочетания.

Слайд № 19

-Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.

-ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка.

-За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

-Перестала хвастаться лягушка после падения? ( Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

9.Выполнение заданий на карточках. Работа в парах.

- Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.

(Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, воспитанная, , любознательная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная.)

- Разделите названные качества на положительные отрицательные с помощью карандаша.

-Прочитайте только положительные качества. (1-2 ученика). Слайд № 20

Вывод. Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
АЛЛЕГОРИЯ - иносказание , выражение мысли, идеи в конкретном образе. Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?( Образ лягушки из сказки Гаршина - это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)
10.Выделение главной мысли произведения. Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хочется послушать ваше собственное мнение. -Сочувствуете ли вы лягушке? -Что погубило мечту главной героини? -Что бы вы ей посоветовали при встрече? -Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь. -Какие пословицы подходят к сказке? Слайд № 21 Хвастовство само себя накажет. Кто хвалится, тот с горы свалится. Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
Вывод (заключительное слово учителя).

-Я бы назвала сказку Гаршина романтической. В ней автор противопоставил высокую мечту пошлой самовлюблённости, которая одним мешает оторваться от земли, другим, даже оторвавшись от болота, употребить свой ум на перелёт на… другое болото. Чванливость, самовлюблённость, хвастовство - несчастье человека. Но автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.

11.Информационные сообщения знатоков.

-А что вы знаете о лягушках?

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных - бесхвостые. Их существует тысячи разновидностей.

Удивительное существо - лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утончённости нарядов не уступит любой царевне. Лягушки - очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.

Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.

12.Рассказы детей о лягушках.

-Мы хотим рассказать вам о 10 самых странных лягушках в мире.

1. Радужная лягушка - предмет поклонения в Индии.. Лягушка, постоянно меняющая окрас, считается богом в Индии.

2. Стеклянная или прозрачная лягушка. Так названа из-за своей прозрачной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид амфибий.

3. Лягушка-арлекин известна под многими названиями, например, лягушка-клоун или жаба-арлекин Коста-Рикию. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу.

4. Северная леопардовая лягушка считается необычным видом, достигающим в длину до 9 см. Расцветки на ее спине варьируются от коричневого до темно-зеленого, а круглые пятна выделяются белой линией.

5. Как считается, чем больше географическая высота, тем крупнее животное, обитающее там. Однако самая маленькая в мире лягушка обитает как раз на высоте - в Андах южного Перу на высоте 3 - 3,19 метров.

6. Красящий древолаз, как, например, этот синий подвид, - общее название группы лягушек в семействе древолазов, которое обитает в Центральной и Южной Америке. В отличие от большинства лягушек, этот вид активен днем и почти всегда имеет яркие тела. Хотя все древолазы в какой-то мере ядовиты, уровни яда варьируются в зависимости от подвида и популяции. Многие подвиды находятся в опасности вымирания. Американские индейцы использовали их яд для своих стрел и дротиков.

7. Лягушка-голиаф - крупнейший сохранившийся вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину от морды до клоаки, а весит она до 3 кг. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.

8. Вьетнамская болотная лягушка - это вид лягушки семейства веслоногих. Ее можно найти во Вьетнаме и, возможно, в Китае. Лягушку также часто называют моховой из-за того, что ее кожа напоминает мох, растущий на скале, который, кстати, предоставляет ей отличную маскировку

9. Как ясно из названия, лягушка Мантелла имеет красный/оранжевый окрас. Это маленькие лягушки, достигающие в длину до 2,5 см. Обитает она на Мадагаскаре.

10. Эта рогатая лягушка может дорасти до 15 см в длину, она обитает в Уругвае, Бразилия, а также в северной Аргентине. Хоть эта громадина и похожа на лепешку (или подушечку для иголок, если хотите), она очень быстро реагирует, когда мимо пробегает ящерица, мелкий грызун, лягушка или пролетает птица.

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками.

По поведению лягушки можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

Приметы про лягушку

Вместе с лягушкой в дом входит удача. Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают. Если убить лягушку, то дождь пойдет. Лягушки квакают к сильному ненастью.

V. Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.) -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.) -Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.) -Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки - лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.) -Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)


VIII Рефлексия. Закончите фразы. Я сегодня на уроке узнал……………………. Самым интересным на уроке было…………………… Над чем я продолжу работать дома: 1.Нарисую героев сказки. 2.Составлю кроссворд по сказке. 3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.




Конспект урока по литературному чтению В.М.Гаршин сказка Лягушка - путешественница

© 2010-2022