Открытый урок по чтению на тему Обучение правильному чтению рассказа Е. Чарушин «Ёж» с элементами пересказа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано:

Заместитель директора по учебной работе

_______________________ О.Ф. Цепелева

«____»_____________________ 2014г.





Урок чтения во 2 классе



Подготовила и провела урок

Покровских Любовь Алексеевна, учитель начальных классов,

Первая квалификационная категория.

Сроки и место проведения: 12 ноября 2014 год с 11.30 до 12.10

в учебном кабинете 2 класса.

Тема урока: Обучение правильному чтению рассказа Е.Чарушин «Ёж» с элементами пересказа

Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения. Задачи: Коррекционно-образовательные: - формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.И. Чарушина, через ознакомление с рассказом «Ёж»; - формирование представления учащихся об образе жизни и особенностях поведения дикого животного - ежа, взаимосвязи явлений живой и неживой природы; - формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;

- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;

- формирование умения читать текст выразительно, правильно. Коррекционно-развивающие: - коррекция и развитие связной устной речи на основе пересказа прочитанного текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста; - коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы; - коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;

- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: - способствование развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; - воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе; - воспитание нравственных качеств учащихся; - формирование познавательного интереса к литературе, произведениям Е.И. Чарушина. - формирование положительной мотивации учащихся к обучению, формирование познавательного интереса к учебным предметам.

-рефлексия.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока:

учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Еж" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

ориентироваться в причинно-следственных связях;

пересказывать содержание рассказа с опорой на рисунки к тексту, включённые в презентацию с частичной помощью учителя.

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, слайды с изображением собаки, кошки, ежа и коровы; опорная схема для пересказа текста в слайдах презентации, учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, цветные карандаши, закладки.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

На меня все посмотрели

Улыбнулись, тихо сели. - Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости. Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного (Настя К) - Какой урок? (Ответы детей) - Который по счету? (Ответы детей) - Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей) -Где пригодится умение читать? (Ответы детей)


  1. Логопедическая зарядка

Слайд № 1

Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.

для губ

1) -произносим звуки /а/ /у/ /ы/ /и/ /о/

- Какие это звуки?

2) - улыбаемся - серьезны (несколько раз)

для языка

1) - цокают лошадки

2) - чистоговорка

За-за-за - уходи коза.

Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.

- Какой звук слышим чаще?

3) - скороговорка

У зайки Бубы заболели зубы.

Молодцы.

Мы готовы к проверке домашнего задания.

3. Проверка домашнего задания.

Стихотворение А.Барто «Собака» Слайд № 2

- Как называется стихотворение, которое мы с вами читали на прошлом уроке?

Чтение учащимися вслух. (Настя К, Данил С.)

- Что значит «пожилая собака»?

- Как ведет себя пожилая собака?

- Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?

Итог проверки домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока. Беседа.

Сейчас мы будем с вами читать выразительно и пересказывать по опорным картинкам произведение, еще об одном животном. О каком животном мы будем читать, вы мне скажите сами, когда выполните следующее задание. Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!

Перед вами 4 картинки - на них изображены собака, кошка, еж, корова.

-Вам нужно выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

- Прочитайте его название на доске. (Дети читают) Слайд № 3

- О чем может быть это произведение?

- Как все дикие животные ёж живет в лесу, а вот что может с ним произойти, если взять его домой, мы узнаем из рассказа " Ёж".

5.Рассказ о биографии писателя

- Написал это произведение Евгений Иванович Чарушин. Слайд № 4 - Ребята, кто знает, о чем писал Чарушин? (Ответы детей) - Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на этот вопрос.

- Евгений Чарушин родился на Урале. Он с детства любил гулять по лесу, наблюдать за жизнью животных. Он писал рассказы о птицах, о диких и домашних животных. Картинки к своим произведениям он рисовал сам. Рисовал он не только для своих книг, но и для произведений А. Барто. Вот обложки некоторых книг Евгения Ивановича Чарушина. Посмотрите на них. Слайд № 5 - Кто понял, о чем писал Чарушин? (Ответы детей) - Правильно, дети. Чарушин много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц. - Когда и где он родился? (Ответы детей) - Зачем Е.И Чарушин ходил в лес? (Ответы детей)

- Как Е.И Чарушин относился к природе, к птицам, диким и домашним и животным? (Ответы детей)

- Итак, Е.И .Чарушин писал произведения о природе.

6.Первичное знакомство с текстом произведения (учебники закрыты)

- Послушайте произведение «Ёж» и ответьте на мой вопрос.

- Где дети нашли ежа? (Ответы детей)

Чтение учителем текста произведения.

- Определите его жанр. (Ответы детей)

- Докажите, что это рассказ. (Ответы детей)

- Содержит ли рассказ сведения о жизни животного ? (Ответы детей)

- Могла в лесу произойти такая история? (Ответы детей)

- Значит это познавательный рассказ?

- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)

- С чего все началось? (Ответы детей)

- Почему? (Ответы детей)

- Чем все закончилось? (Ответы детей)

- Почему? (Ответы детей)

7.Работа над текстом рассказа, словарная работа

- На уроке будем читать и пересказывать данное произведение.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова

ЗАЗЕВАЛИСЬ, (остановились, засмотрелись) ЗАКАТАЛИ В ШАПКУ. давайте их разберём

- Читаем эти слова. (Дети читают, обращается внимание на написание слова «зазевались»)

8.Беседа на актуализацию знаний учащихся о животном.

- Расскажите о еже. Где живет? Чем питается? Что делает зимой? (Ответы детей). Слайд № 6

9.Рассказ о еже.

- Послушайте рассказ ещё раз и ответьте на вопрос:

-Кто такой ёж?

Слайд 7 - Ёж - маленькое дикое животное с к…. - Чем питается ёж? (Ответы детей) - Где проводит лето? (Ответы детей) - Что делают с наступлением зимы? (Ответы детей)
10 Физминутка - Проводит Настя Коржавина Слайд 8 11.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр. ) - К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей) - Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей)
12.Выразительное чтение текста по частям и анализ каждой части. Работа по вопросам учителя.

- Покажи образец выразительного чтения (Настя.)

а) 1часть.

- Где гуляли ребята?

-Кого они нашли в лесу?

- Почему еж свернулся в шарик?

- Можно ли было взять ежа в руки? Почему?

-Чем покрыто тело ежа?

- Как ребятам удалось взять ежа?

- Как вы понимаете выражение " закатали в шапку"?

- Подумайте с помощью чего, дети могли закатать ежа в шапку?

- Куда дети отнесли ежа?

- Что дети поставили на пол, рядом с ежом?

- Как вы думаете, зачем они это сделали?

б) 2 часть.

- Стал ли ёжик пить молоко? Почему?

- Скажите, сколько времени ёж лежал и не шевелился?

-Как ёж учуял молоко?

-Что заинтересовало ежа?

- Стал ли еж пить молоко?

- Что он сделал после того, как поел?

- Как ежу удалось попасть обратно в лес?

13. Гимнастика для глаз. Релакс.

14. Обобщающая работа по тексту.

а) Работа над пересказом текста.

Задаются вопросы, которые помогут учащимся справиться с пересказом.

- С чего начинается рассказ?

- Для того, чтобы вам было легче пересказывать я нарисовала картинки к каждой части.

- Что на ней изображено?

- Почему на картинке нарисовано дерево? КАРТИНКА 1

- Почему еж нарисован в виде шарика, из которого торчат иголки?

Перескажите еще раз эту часть.

- Что дальше сделали дети?

-Почему на картинке нарисована миска? Картинка 2

- Изменился ли внешний вид ежа на этой картинке по сравнению с первой? Почему?

- Что после этого сделал еж?

-Рассмотрите третью картинку.

-Каким изображен еж на картинке? КАРТИНКА 3

- Почему он нарисован рядом с миской?

- Чем заканчивается рассказ?

- Теперь перескажите этот текст, используя только картинки (опорная схема на каждую парту). Слайд 9

А Витя Ж и Катя В. в это время раскрасят ёжика на картинке

Опорная схема включает 4 картинки: на 1-й картинке изображено дерево и еж, свернувшийся в клубок; на 2-й картинке такое же изображение ежа и миска с молоком; на 3-й картинке - миска и рядом с ней еж; на 4-й картинке нарисован еж убегает в лес.

б) Обобщающая беседа:

- Правильно ли сделали дети, что взяли ежа домой? Объясните, почему вы так думаете?

- Как нужно было поступить детям? Почему?

-Какое животное ёж - дикое или домашнее? Почему?

- Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему? 15. Домашнее задание

- Прочитать внимательно рассказ Е.Чарушина "Еж". Подготовиться к пересказу.

Задание дается дифференцированно.

I группа - читать текст, готовиться к пересказу по картинкам.(Настя К)

II группа - читать 1 часть рассказа , готовиться её пересказывать.(Саша М, Данил С)

III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)

IV группа - читать слоги букварь стр.36.Катя и Витя.

16. Итог урока

-Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали и учились пересказывать?

- Что нового узнали о жизни дикого животного? (Ответы детей)

- Что вам запомнилось о повадках ежа? (Ответы детей) - Понравился ли вам урок? - Рекомендую вам почитать и другие книги Е.И.ЧАрушина. Дифференцированное оценивание. Выставка рисунков с ёжом. Витя и КАТЯ Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен! Слайд 10




© 2010-2022