- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по чтению на тему Обучение правильному чтению рассказа Е. Чарушин «Ёж» с элементами пересказа
Открытый урок по чтению на тему Обучение правильному чтению рассказа Е. Чарушин «Ёж» с элементами пересказа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Покровских Л.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Согласовано:
Заместитель директора по учебной работе
_______________________ О.Ф. Цепелева
«____»_____________________ 2014г.
Урок чтения во 2 классе
Подготовила и провела урок
Покровских Любовь Алексеевна, учитель начальных классов,
Первая квалификационная категория.
Сроки и место проведения: 12 ноября 2014 год с 11.30 до 12.10
в учебном кабинете 2 класса.
Тема урока: Обучение правильному чтению рассказа Е.Чарушин «Ёж» с элементами пересказа
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения. Задачи: Коррекционно-образовательные: - формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.И. Чарушина, через ознакомление с рассказом «Ёж»; - формирование представления учащихся об образе жизни и особенностях поведения дикого животного - ежа, взаимосвязи явлений живой и неживой природы; - формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
- формирование умения читать текст выразительно, правильно. Коррекционно-развивающие: - коррекция и развитие связной устной речи на основе пересказа прочитанного текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста; - коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы; - коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: - способствование развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; - воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе; - воспитание нравственных качеств учащихся; - формирование познавательного интереса к литературе, произведениям Е.И. Чарушина. - формирование положительной мотивации учащихся к обучению, формирование познавательного интереса к учебным предметам.
-рефлексия.
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Еж" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
ориентироваться в причинно-следственных связях;
пересказывать содержание рассказа с опорой на рисунки к тексту, включённые в презентацию с частичной помощью учителя.
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, слайды с изображением собаки, кошки, ежа и коровы; опорная схема для пересказа текста в слайдах презентации, учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, цветные карандаши, закладки.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
На меня все посмотрели
Улыбнулись, тихо сели. - Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости. Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного (Настя К) - Какой урок? (Ответы детей) - Который по счету? (Ответы детей) - Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей) -Где пригодится умение читать? (Ответы детей)
-
Логопедическая зарядка
Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.
для губ
1) -произносим звуки /а/ /у/ /ы/ /и/ /о/
- Какие это звуки?
2) - улыбаемся - серьезны (несколько раз)
для языка
1) - цокают лошадки
2) - чистоговорка
За-за-за - уходи коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.
- Какой звук слышим чаще?
3) - скороговорка
У зайки Бубы заболели зубы.
Молодцы.
Мы готовы к проверке домашнего задания.
3. Проверка домашнего задания.
Стихотворение А.Барто «Собака» Слайд № 2
- Как называется стихотворение, которое мы с вами читали на прошлом уроке?
Чтение учащимися вслух. (Настя К, Данил С.)
- Что значит «пожилая собака»?
- Как ведет себя пожилая собака?
- Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?
Итог проверки домашнего задания.
4. Сообщение темы и цели урока. Беседа.
Сейчас мы будем с вами читать выразительно и пересказывать по опорным картинкам произведение, еще об одном животном. О каком животном мы будем читать, вы мне скажите сами, когда выполните следующее задание. Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!
Перед вами 4 картинки - на них изображены собака, кошка, еж, корова.
-Вам нужно выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
- Прочитайте его название на доске. (Дети читают) Слайд № 3
- О чем может быть это произведение?
- Как все дикие животные ёж живет в лесу, а вот что может с ним произойти, если взять его домой, мы узнаем из рассказа " Ёж".
5.Рассказ о биографии писателя
- Написал это произведение Евгений Иванович Чарушин. Слайд № 4 - Ребята, кто знает, о чем писал Чарушин? (Ответы детей) - Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на этот вопрос.
- Евгений Чарушин родился на Урале. Он с детства любил гулять по лесу, наблюдать за жизнью животных. Он писал рассказы о птицах, о диких и домашних животных. Картинки к своим произведениям он рисовал сам. Рисовал он не только для своих книг, но и для произведений А. Барто. Вот обложки некоторых книг Евгения Ивановича Чарушина. Посмотрите на них. Слайд № 5 - Кто понял, о чем писал Чарушин? (Ответы детей) - Правильно, дети. Чарушин много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц. - Когда и где он родился? (Ответы детей) - Зачем Е.И Чарушин ходил в лес? (Ответы детей)
- Как Е.И Чарушин относился к природе, к птицам, диким и домашним и животным? (Ответы детей)
- Итак, Е.И .Чарушин писал произведения о природе.
6.Первичное знакомство с текстом произведения (учебники закрыты)
- Послушайте произведение «Ёж» и ответьте на мой вопрос.
- Где дети нашли ежа? (Ответы детей)
Чтение учителем текста произведения.
- Определите его жанр. (Ответы детей)
- Докажите, что это рассказ. (Ответы детей)
- Содержит ли рассказ сведения о жизни животного ? (Ответы детей)
- Могла в лесу произойти такая история? (Ответы детей)
- Значит это познавательный рассказ?
- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Чем все закончилось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
7.Работа над текстом рассказа, словарная работа
- На уроке будем читать и пересказывать данное произведение.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова
ЗАЗЕВАЛИСЬ, (остановились, засмотрелись) ЗАКАТАЛИ В ШАПКУ. давайте их разберём
- Читаем эти слова. (Дети читают, обращается внимание на написание слова «зазевались»)
8.Беседа на актуализацию знаний учащихся о животном.
- Расскажите о еже. Где живет? Чем питается? Что делает зимой? (Ответы детей). Слайд № 6
9.Рассказ о еже.
- Послушайте рассказ ещё раз и ответьте на вопрос:
-Кто такой ёж?
Слайд 7 - Ёж - маленькое дикое животное с к…. - Чем питается ёж? (Ответы детей) - Где проводит лето? (Ответы детей) - Что делают с наступлением зимы? (Ответы детей)
10 Физминутка - Проводит Настя Коржавина Слайд 8 11.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр. ) - К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей) - Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей)
12.Выразительное чтение текста по частям и анализ каждой части. Работа по вопросам учителя.
- Покажи образец выразительного чтения (Настя.)
а) 1часть.
- Где гуляли ребята?
-Кого они нашли в лесу?
- Почему еж свернулся в шарик?
- Можно ли было взять ежа в руки? Почему?
-Чем покрыто тело ежа?
- Как ребятам удалось взять ежа?
- Как вы понимаете выражение " закатали в шапку"?
- Подумайте с помощью чего, дети могли закатать ежа в шапку?
- Куда дети отнесли ежа?
- Что дети поставили на пол, рядом с ежом?
- Как вы думаете, зачем они это сделали?
б) 2 часть.
- Стал ли ёжик пить молоко? Почему?
- Скажите, сколько времени ёж лежал и не шевелился?
-Как ёж учуял молоко?
-Что заинтересовало ежа?
- Стал ли еж пить молоко?
- Что он сделал после того, как поел?
- Как ежу удалось попасть обратно в лес?
13. Гимнастика для глаз. Релакс.
14. Обобщающая работа по тексту.
а) Работа над пересказом текста.
Задаются вопросы, которые помогут учащимся справиться с пересказом.
- С чего начинается рассказ?
- Для того, чтобы вам было легче пересказывать я нарисовала картинки к каждой части.
- Что на ней изображено?
- Почему на картинке нарисовано дерево? КАРТИНКА 1
- Почему еж нарисован в виде шарика, из которого торчат иголки?
Перескажите еще раз эту часть.
- Что дальше сделали дети?
-Почему на картинке нарисована миска? Картинка 2
- Изменился ли внешний вид ежа на этой картинке по сравнению с первой? Почему?
- Что после этого сделал еж?
-Рассмотрите третью картинку.
-Каким изображен еж на картинке? КАРТИНКА 3
- Почему он нарисован рядом с миской?
- Чем заканчивается рассказ?
- Теперь перескажите этот текст, используя только картинки (опорная схема на каждую парту). Слайд 9
А Витя Ж и Катя В. в это время раскрасят ёжика на картинке
Опорная схема включает 4 картинки: на 1-й картинке изображено дерево и еж, свернувшийся в клубок; на 2-й картинке такое же изображение ежа и миска с молоком; на 3-й картинке - миска и рядом с ней еж; на 4-й картинке нарисован еж убегает в лес.
б) Обобщающая беседа:
- Правильно ли сделали дети, что взяли ежа домой? Объясните, почему вы так думаете?
- Как нужно было поступить детям? Почему?
-Какое животное ёж - дикое или домашнее? Почему?
- Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему? 15. Домашнее задание
- Прочитать внимательно рассказ Е.Чарушина "Еж". Подготовиться к пересказу.
Задание дается дифференцированно.
I группа - читать текст, готовиться к пересказу по картинкам.(Настя К)
II группа - читать 1 часть рассказа , готовиться её пересказывать.(Саша М, Данил С)
III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)
IV группа - читать слоги букварь стр.36.Катя и Витя.
16. Итог урока
-Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали и учились пересказывать?
- Что нового узнали о жизни дикого животного? (Ответы детей)
- Что вам запомнилось о повадках ежа? (Ответы детей) - Понравился ли вам урок? - Рекомендую вам почитать и другие книги Е.И.ЧАрушина. Дифференцированное оценивание. Выставка рисунков с ёжом. Витя и КАТЯ Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен! Слайд 10