• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению на тему Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок 9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству. Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение. Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли. III. Речевая разминка - Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.) Погляди скорее - Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки - Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.

Т. Лисенкова - Прочитайте медленно. - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте скороговоркой. - Прочитайте выразительно. IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока - Как бы вы назвали нашу выставку? - Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.) - Определите тему и цели урока. - Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть. V. Работа по теме урока 1. Беседа - Ребята, пролистайте с. 14-19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.) - Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.) - Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.) 2. Беседа после чтения текста «Гжель» - Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.) - Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.) - Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.) 3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.) - Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.) - Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.) - Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.) 4. Богородская резная игрушка (Читает учитель.) - Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.) 5. Чтение и обсуждение текста «Хохлома» - Что вы знаете о хохломе? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь текстом «Хохлома». (В старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой.) - Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.) VI. Физкультминутка Ох, как хочется трудиться! Все делать охота! Чтобы трудом насладиться, Начинай работать! Я и бодр, и силен, Быстро все поделаю. Свою волю покажу, Слово для себя сдержу! VII. Продолжение работы по теме урока - Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли. - Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.) - Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.) - Для чего их делают? Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах - мастерских - за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни. VIII. Рефлексия IX. Подведение итогов урока - С каким видом народного творчества познакомились на уроке? - О каких музеях узнали? Домашнее задание Читать произведения малых жанров устного народного творчества.



© 2010-2022