- Преподавателю
- Начальные классы
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Школа воспитания
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Школа воспитания
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тараканова М.В. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ №4
ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
________________ С.М. Кукса
«____» ________________ 20___ г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №4
________________ Е.А. Плотницкая
«____» ________________ 20___ г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Школа воспитания»
Автор:
классный руководитель 11М класса Тараканова М.В.
2014
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
«Школа воспитания»
на 2013-2015 годы
Основание для разработки программы
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон СК "Об образовании";
- Постановление Правительства Ставропольского края «О мероприятиях по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Ставропольском крае на 2011-2015 годы»;
- Устав школы.
Родители и учащиеся 10М класса МБОУ СОШ № 4 Разработчик Программы
Классный руководитель 10М класса МБОУ СОШ № 4
Цели Программы Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи Программы
- Развивать школьную гуманистическую систему воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка.
- Формировать у детей гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
- Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.
- Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации.
- Воспитывать у учащихся осознанное понимание экологической культуры человека
- Создать условий для формирования здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся.
- Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать их творческую активность.
- Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума
Структура Программы
- Паспорт программы «Школа воспитания»
- Пояснительная записка
- Актуальность программы «Школа воспитания»
- Принципы, формы и методы реализации программы
- Основные направления реализации программы
- Ожидаемые результаты
Срок реализации Программы
2013-2015 годы
Исполнитель Программы
Классный руководитель 10М класса МБОУ СОШ № 4
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация намеченных мероприятий по Программе существенно повысит уровень воспитанности учащихся, приведет к отсутствию негативных явлений и правонарушений, будет способствовать духовно-нравственному развитию, выявлению потенциальных способностей учащегося, его творческой индивидуальности, развития личности, роста инициативы, самостоятельности и чувства ответственности.
Система контроля за исполнением Программы Контроль реализации программы осуществляет родительский комитет и администрация МБОУ СОШ № 4
Пояснительная записка.
Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.
Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали следующие факторы:
- Агрессивное воздействие внешней среды (низкопробных СМИ, беспардонной рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) вследствие которого, молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.
- Информационное безразличие молодёжи: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи.
- Эмоциональная неразвитость подрастающего поколения, отсутствие душевной толерантности.
- Обострение конфликта между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого-педагогической подготовки родителей.
- Смена кумиров, когда подросткам предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика.
- Общество насильно навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи.
- Вследствие всех выше перечисленных факторов, мы наблюдаем отсутствие учебного мотива у подрастающего поколения. Подростки не находят истинного примера для подражания, им не на кого ровняться.
- В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Педагогам необходимо привить подросткам истинные представления об общечеловеческих ценностях и показать негативную сторону, навязываемых СМИ и окружающим обществом норм жизни и поведения.
-
Актуальность программы «Школа воспитания»
Стратегически приоритетным в сфере образования сегодня является воспитание Личности, для которой непреходящими ценностями оставались бы: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир, нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность. А возможно это лишь при приведении всего воспитательного процесса в определенную систему, которая позволила бы реализовать согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников.
Исходным пунктом любой работы является диагностика, которая предполагает всестороннее изучение личности:
В классе 13 учащихся. Интересы детей разные:
-
8% посещают художественную школу,
-
16% посещают студию «Силуэт»,
-
24% занимаются в спортивных секциях (футбол, баскетбол, туризм),
-
31% посещают кружок «Голоса России»,
-
77% занимаются в научном кружке «Олимпионик».
Уровень воспитанности учащихся:
Долг и ответственность
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учебе
Отношение к общественному труду
Коллективизм, чувство товарищества
Доброта и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Культурный уровень
Уровень воспитанности учащегося
0.8
0.9
0.9
0.9
0.8
0.9
0.9
0.8
0.9
0.9
0.87
Уровень воспитанности - высокий
Изучение семьи ребенка
№п/п
Статус семьи
Кол-во учащихся
1
Кол-во многодетных семей
1
2
Неполные семьи
1
3
Малообеспеченные семьи
По справкам УТСЗН
-
4
По АКТу жилищно - материального обследования
-
5
Одиночки
Матери
-
6
Отцы
-
7
Опекаемые
-
8
Дети инвалиды
-
9
Переселенцы, беженцы
-
10
Дети, родители которых инвалиды
-
11
Дети, родители которых пенсионеры
-
12
Безработные родители (ЦЗ)
-
13
Дети семей ликвидаторов ЧАЭС
-
14
Дети из семей военнослужащих
1
15
Дети, проживающие в общежитии
-
16
Дети, проживающие на квартире
-
92% детей воспитываются в полных семьях, 69% от общего количества родителей имеют высшее образование, 31% - среднее профессиональное, средний возраст родителей 35 - 40 лет. Среди родителей работники торговли - 17,5%, военнослужащие - 3.5%, ИП - 31.5%, домохозяйки - 24%, в Сбербанках - 7%, в Электросетях - 3.5 %, в Горгазе - 3.5%. Материальное обеспечение семей соответствует прожиточному минимуму и выше. Дети хорошо одеты, обуты, все питаются в школьной столовой. Микроклимат во всех семьях нормальный. Изучив и проанализировав полученные данные, определились: проблема, цель, задачи и основные направления воспитательной работы.
IV. Принципы, формы и методы реализации программы
«Школа воспитания»
Принцип личностно - ориентированного воспитания - создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования. Принцип гуманистической направленности - обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим. Принцип природосообразности - построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности. Принцип социального взаимодействия - сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации. Принцип компетентностного подхода - создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Механизм реализации проекта Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 10-11 классов.
Методы по реализации программы:
- вовлечение в деятельность;
-
свобода выбора;
- стимулирование;
- сотрудничество;
-
доверие;
-
открытый диалог;
-
увлечения;
-
коллективный анализ и оценка;
-
самооценка деятельности поведения;
-
личный пример.
Формы работы:
-
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления;
- дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
-
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
-
родительские лектории, индивидуальные консультации.
Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Также необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Приоритетные направления работы по Программе:
-
интеллектуально-познавательная деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность;
-
духовно-нравственная деятельность;
-
творческо-эстетическая деятельность;
-
гражданско-патриотическая деятельность;
-
работа с семьёй.
Управление воспитательной программой
Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда.Методическая работа с педагогическим коллективом.
Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными технологиями. Основные формы и методы: семинары, деловые игры, тренинги, открытые мероприятия.Работа с органами ученического самоуправления.
Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка. Основные формы: Кабинет министров ДУС «МАРС», совет корреспондентов - выпуск школьной газеты «МАРС», Совет «МАРС» - организация КТД, Актив учащихся - общешкольные праздники.Внешняя среда
Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может. Формы: договора о сотрудничестве, сетевые программы, сетевые события, сетевые проекты.Работа с родителями.
Цель: сотрудничество и единство воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами. Формы: родительские собрания, консультации, лаборатории семейных талантов и т.д.Условиями успешной реализации Программы являются:
- Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями и привлечение к реализации Программы школьного психолога, то есть налаживание внутришкольного взаимодействия всех структур школы;
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей, посредством организации внешкольной деятельности обучающихся и сотрудничество с центрами дополнительного образования (Спортшкола, СЮТ, ДШИ, ДДТ, ДЮСШ, музыкальная, художественная школы и танцевальные студии).
V. Основные направления реализации
Программы «Школа воспитания»
Программа воспитания класса включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс путём обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения, что позволяет повысить воспитательный потенциал обучения и эффективность воспитания. Для проведения целенаправленной работы по воспитанию учащихся класса предполагается реализация целевых программ: «Мы - здоровое поколение», «Познание и творчество», «Мир, в котором я живу», «Мы дети Великой России, Мы дети Великой Страны», «Мое будущее - в моих руках», «Семь + Я».
Этапы реалиции воспитательной программы класса.
1 этап 2013 - 2014г. 10 класс Задачи: 1.Формирование стремления к развитию, совершенствованию своих творческих способностей. 2.Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3.Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4.Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
2 этап 2014 - 2015 г. 11 класс Задачи: 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
VI. Ожидаемые результаты.
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
- Развитое чувство восприятия прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
- Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
- Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
- Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Это человек:
- овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
- воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
- любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
- обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
- наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
- получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
- способный к продолжению образования и самообразованию;
- готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
- эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
- уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
- владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
- обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
- трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.
Приложение 1.
к программе воспитания «Школа воспитания»
Тематическое планирование к направлениям.
«Мы дети Великой России, Мы дети Великой Страны» 10 класс 1 "Идут по войне девчата". Классный час 2 "На войне детей не бывает". Историко-литературная композиция 3 "Я ребенок - я гражданин". Классный час 4 "Ставропольеведение». Классный час с презентацией 5 "Я имею право на…" дискуссия 6 "Великая Отечественная война» классный час с презентацией 7 «Афганистан - наша память и боль». Классный час с презентацией 8 «Конституция - закон жизни». Классный час с презентацией 11 класс 1 «О любви и войне». Литературно -музыкальная композиция 2 «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков 3 «Знай и люби свой край». Классный час с презентацией 4 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах). Классный час 5 «Именем святой Екатерины». Игра «Колесо истории» 6 «Мы - русские, мы - россияне». Классный час 7 «День воина-интернационалиста». Классный вечер 8 "Человек и закон". Деловая игра
«Мир, в котором я живу» 10 класс 1 "Внешний облик - внутренний мир". Диспут 2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание". "Уроки нравственности" 3 "Человек и его судьба". "Уроки нравственности" 4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности" 5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия 6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра 7 "Весеннее настроение". Праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки" 8 «Поощрение и наказание в семье» беседа 11 класс 1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей". "Уроки нравственности" 2 "Десять Заповедей - основа нравственности человечества". "Уроки нравственности" 3 "В чём смысл жизни?" дискуссия 4 "Как стать счастливым?" дискуссия 5 «И в шутку и всерьез». Вечер, посвящённый 8 марта. 6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности" 7 «Карманные деньги» дискуссия 8 «Этика делового общения» классный час
«Мы - здоровое поколение» 10 класс 1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». Классный час с презентацией 2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Классный час с презентацией 3 «Не пей, Митя». Театрализованное представление. 4 Проблема наркомании. 5 Стресс в нашей жизни. Тренинги 6 «СПИД - болезнь 21 века». Беседа 7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед. 8 «Коктейль здоровья». Классный час 11 класс 1 День борьбы со СПИДом. Классный час с приглашением медработника 2 «Наследственные болезни». Классный час с презентацией 3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед. 4 «Дорожная безопасность». Классный час 5 «Быть здоровым - жить в радости». Классный час 6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад 7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). Классный час
«Мое будущее - в моих руках» 10 класс «Самые востребованные профессии города Георгиевска» «Мотивы выбора профессии: я хочу - я могу - надо» «Мое образование - Моя профессия - Моя карьера» «Понятие карьеры и должности» 11 класс «Работодатели и работники на рынке труда» «Центр занятости и его роль». «Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе» «Профессии города Георгиевска» «Стрессоустойчивость» «Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем» «Как достичь успеха в профессии?»