Конспект урока по русскому языку на тему Части речи ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок61. Части речи. Педагогическая цель: способствовать развитию умения различать слова, относящиеся к разным частям речи. Тип урока : открытие знаний и способов действий. Планируемые результаты (предметные) : проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи. Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; выполняют основные правила гигиены чтения и письма, учатся понимать причину успеха/ неуспеха в учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Универсальные учебные действия ( метапредметные): Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста, используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; формулируют простые выводы на основе анализа; соблюдают орфографические нормы написания. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: строят устные высказывания. Основное содержание темы, понятия и термины: введение понятия «части речи». Признаки различия частей речи. Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы : кто?, что?, какой?, что делать?

Ход урока I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) II. Чистописание. Ч Ч Ч // У У У // Человек без друзей, что дерево без корней. III. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему урока, учащиеся под руководством учителя формулируют учебную задачу.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (Решение проблемной задачи о роли определения в предложении. ) 1. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». - С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы с вами уже знаем некоторые части речи. Назовите их. - Что обозначает имя существительное (прилагательное, глагол)? - На какие вопросы отвечает имя существительное (прилагательное, глагол)? Подумайте, какое задание выполнил Никита (учебник). Что он перепутал? Исправьте его ошибки. 2. Классификация слов по значению. 1) Прочитайте группы слов из упражнения 1 (учебник). В каждой группе найдите лишнее слово. - Что объединяет слова каждой группы? - На какой вопрос отвечают? Что обозначают? 2) Запишите слова из упражнения 2 в таблицу (учебник).

Название предмета

(Кто? Что?)

Признак предмета

(Какой? Какая?

Какое? Какие?)

Действие предмета

(Что делать?

Что сделать?)




- Все ли слова вы выписали? Почему? Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. - Использовали ли вы слова, которые не выписывали в столбики? Начиная с сегодняшнего урока, вы будете узнавать о частях речи, об их признаках, чем они различаются, что такое самостоятельные и служебные части речи. 3. Работа с рубрикой «Тайны русского языка». - Прочитайте информацию о частях речи в рубрике «Тайны русского языка» (учебник). Рассмотрите рисунок торта (учебник). - Сколько всего частей речи в русском языке? - Сколько самостоятельных частей речи? - Сколько служебных частей речи? - Какие части речи вам уже знакомы? - К каким частям речи относится имя существительное, имя прилагательное, глагол? - К каким частям речи относятся предлоги, союзы? - Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Выполните упражнение 4 (учебник). 2. Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи. 3. Тест «Части речи» VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). - Какую ещё тайну мы узнали о русском языке? - На какие группы делятся части речи в русском языке? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? VII. Домашняя работа: работа в тетрадях на печатной основе ( по выбору учителя).

Фамилия______________________

Тест : «Части речи» . Вариант 1.

1. Укажи имена существительные:

1) боль 4) играть 7) чистый

2) болеть 5) игрушечный 8) чистить

3) больничный 6) игра 9) чистота

2. Укажи прилагательные:

1) сосед 4) зимний 7) тепло

2) соседний 5) зимовать 8) утеплять

3) соседствовать 6) зима 9) теплый

3. Укажи глаголы:

1) веселье 2) радовать 3) стройка 4) веселить 5) радость 6) строительный 7) весёлый 8) радостный 9) строить

4. Найди местоимения:

1) плохо 4) к нему 7) я

2) она 5) ах 8) низок

3) однажды 6) с ними 9) мы

5. Укажи "лишнее" понятие:

1) существительное 2) предлог

3) прилагательное 4) подлежащее

5) глагол 6) местоимение

6. Найди предложения с подлежащим, выраженным существительным:

1) Запорошила зима поле снегом.

2) Мы часто гуляли в этом парке.

3) В тени папоротника сверкала роса.

4) Сосна и ель стоят всегда зеленые.

5) Они тянули свои ветви к солнцу.

Фамилия __________________________

Тест : «Части речи». Вариант 2.

1. Укажи существительные:

1) столовый 4) летать 7) писать

2) стол 5) летчик 8) письменный

3) настольный 6) летный 9) письмо

2. Укажи прилагательные:

1) игра 4) улыбчивый 7) звон

2) играть 5) улыбаться 8) звонкий

3) игрушечный 6) улыбка 9) звонить

3. Укажи глаголы:

1) смех 4) праздничный 7) мороз

2) смешной 5) праздновать 8) морозный

3) смешить 6) праздник 9) морозить

4. Укажи местоимения:

1) они 4) далеко 7) люк

2) от нее 5) один 8) без вас

3) ох 6) хорошо 9) ты

5. Укажи «лишнее» понятие:

1) дополнение 2) сказуемое

3) подлежащее 4) определение

5) глагол 6) обстоятельство

6. Укажи предложения с однородными сказуемыми:

1) Ветер крутится в верхушках деревьев, срывает листья.

2) И днём, и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

3) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

4) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

Фамилия______________________

Тест : «Части речи» . Вариант 1.

1. Укажи имена существительные:

1) боль 4) играть 7) чистый

2) болеть 5) игрушечный 8) чистить

3) больничный 6) игра 9) чистота

2. Укажи прилагательные:

1) сосед 4) зимний 7) тепло

2) соседний 5) зимовать 8) утеплять

3) соседствовать 6) зима 9) теплый

3. Укажи глаголы:

1) веселье 2) радовать 3) стройка 4) веселить 5) радость 6) строительный 7) весёлый 8) радостный 9) строить

4. Найди местоимения:

1) плохо 4) к нему 7) я

2) она 5) ах 8) низок

3) однажды 6) с ними 9) мы

5. Укажи "лишнее" понятие:

1) существительное 2) предлог

3) прилагательное 4) подлежащее

5) глагол 6) местоимение

6. Найди предложения с подлежащим, выраженным существительным:

1) Запорошила зима поле снегом.

2) Мы часто гуляли в этом парке.

3) В тени папоротника сверкала роса.

4) Сосна и ель стоят всегда зеленые.

5) Они тянули свои ветви к солнцу.

Фамилия __________________________

Тест : «Части речи» . Вариант 2.

1. Укажи существительные:

1) столовый 4) летать 7) писать

2) стол 5) летчик 8) письменный

3) настольный 6) летный 9) письмо

2. Укажи прилагательные:

1) игра 4) улыбчивый 7) звон

2) играть 5) улыбаться 8) звонкий

3) игрушечный 6) улыбка 9) звонить

3. Укажи глаголы:

1) смех 4) праздничный 7) мороз

2) смешной 5) праздновать 8) морозный

3) смешить 6) праздник 9) морозить

4. Укажи местоимения:

1) они 4) далеко 7) люк

2) от нее 5) один 8) без вас

3) ох 6) хорошо 9) ты

5. Укажи «лишнее» понятие:

1) дополнение 2) сказуемое

3) подлежащее 4) определение

5) глагол 6) обстоятельство

6. Укажи предложения с однородными сказуемыми:

1) Ветер крутится в верхушках деревьев, срывает листья.

2) И днём, и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

3) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

4) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

© 2010-2022