Разные виды текстов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 класс. Урок риторики (слайд 1)

Тема: «Сто тысяч «почему?» живут на белом свете.»

МОУ «СОШ № 66 им.Н.И. Вавилова»

Учитель: Н.А.Нестерова.

Цель: формирование у обучающихся целостное представление о видах текстов в речи. Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; отрабатывать навык различия текстов

Метапредметные:

Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: воспитывать культуру поведения, общения. Результаты изучения темы: Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий: - объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; - отличать истинную вежливость от показной; - адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; - учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; - осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; - анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; - поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; - оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; - осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; - анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; - классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; - реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; - признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; - различать описания разных стилей - делового и художественного; - продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; - анализировать словарные статьи; - реализовывать словарные статьи к новым словам; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; - воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; - анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; - слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; - редактировать текст с недочётами. Предметными результатами является формирование следующих умений: - различать общение для контакта и для получения информации; - учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; - уместно использовать изученные несловесные средства при общении; - определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; - называть основные признаки текста, приводить их примеры; - называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; Оборудование: презентация, листы оценивания, маршрутные листы, конверты с заданиями для групповой работы, карточка «лесенка успеха». Стратегии: кластер, обратная связь, синквейн. Виды работы: групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА

I.этап урока: Самоопределение. (2 -3 минуты)

Речевая разминка.(слайд 2)

Уч. -Прочтите скороговорку разным темпом и с разной интонацией: «-Не по траве, а около катилось «о», да охало, «о» окало, да охало, не по траве, а около.»

II этап урока: Актуализация знаний. (4-5 минут)

Уч. -Сегодня урок праведного спора. (слайд 3) Как вы понимаете выражение:

«Урок праведного спора?» Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки эристики и назвал их уроками «праведного спора».Такие уроки строились как диалог.

- Каким должен быть диалог между людьми?(ответы детей)

Уч.- Проверим ваши предположения. (слайд 4)

Диалог должен быть уважительным и праведным. Поэтому Сократ определил

основное правило ведения спора. Как нужно вести спор? (ответы детей)

(слайд 5)«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение!»

Уч.- Как мы будем сегодня работать на уроке риторике? Чему будем учиться сегодня, как вы думаете? (слайд 6)

Будем учиться спорить по правилам. Будем развивать речь.

III этап урока: Организация затруднения. (4-5 минут)

Оцените ситуацию1.(слайд 7) Как проехать на вокзал?

Гражданин один сказал, что отлично знает:

В общем, так сказать, это близко

Просто тут рукой подать

Говоря короче, я вам значит, заодно

Объясню по дружбе

Там вон есть кино

Посмотреть вам можно

«Ой!» - вскричал товарищ,
-объяснять не надо, опоздал…
Теперь уж все равно спешить не надо.

Уч. - Почему гражданин отказался от помощи?

(ответы детей) Человек сказал много лишних слов, которые были не уместны. Затянул время на объяснение. Надо говорить кратко, доступно.

Какое правило правильной речи выведем? (слайд 8) Нашу речь мешают понять лишние слова. Правило номер один: Лишние слова, лишние слова говорить не будем, в ерунде такой пользы никакой ни себе, ни людям! (дети читают хором)

Оцените ситуацию 2.(слайд 9)

На шумной площади стоит киоск с надписью « Справочное бюро». К нему то и дело подходят люди. Спрашивают о разных разностях.

В киоске сидит пожилая женщина. С утра она уже ответила на сто вопросов.

Выдала кучу справок. А вот от одного вопроса удивилась. Подошёл маленький мальчик и спросил: «Зачем коту усы?» (слайд 10)

«Коту усы?» - удивилась женщина,- Шел бы ты мальчик домой и не морочил людям головы, а мне некогда, и мы не даем таких справок. А как вы думаете? Мы бы смогли дать ответ на такой вопрос? Где можно об этом узнать?

IV этап урока: Постановка учебной задачи. (2- 3 минуты) А мы будем учиться отвечать на вопросы и правильно строить свою речь. Из чего состоит наша речь?

V этап урока: Построение проекта выхода из затруднения.(10 -11 минут)

Уч. - Какие тексты бывают? (Слайд 11) Тексты описания. Тексты повествования. Тексты рассуждения

Уч. -На какие вопросы они отвечают? Описание - ( какой?) Повествование - (как?)

Рассуждение - (почему?) ( слайд 12)

Уч. -Составьте три разных текста с одним и тем же началом:

«Я построил самолет…»( ответы детей)

Уч.- Проверим: к какому тексту подходят эти начальные строки?( слайд 13)

Я построил самолет. Вот какой он вышел….

Я построил самолет. Это было так…

Я построил самолет, потому что…

Уч. -Чем сходны и различны эти тексты?

Они имеют одинаковое начало, но имеют разное содержание

VI этап урока: Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 минут)

Работа по учебнику Ладыженской Т. «Детская риторика в рисунках и картинках» 4 класс

Уч. - Назовите основные признаки текста.

Дети: Предложения связаны по смыслу. Можно озаглавить текст. Есть начало текста.

В основной части раскрывается суть. Заключительная часть - итог.

Прочтите ваш текст. Что можете сказать? Как озаглавлен текст? Можно ли по- другому озаглавить? О ком текст? К какому типу текстов отнесем? (дети) Текст - повествование

VII этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой. (4-5 минут)

VIII этап урока: Включение в систему знаний о повторений.(4-5 минут)

Как надо вести спор? О каких текстах шла речь? Есть ли разница в этих текстах?

IX этап урока: Рефлексия деятельности. Подведение итогов. Задание на дом.

(2-3 минуты) -Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

Разные виды текстовЯ запомнил

Смог

Знаю

Самооценка

Спасибо за урок. Используемая литература

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 4 класса. В 2 ч. - Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. - М.: ООО

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. : Баласс; Ювента.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010. - 400 с.
  3. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. - 96 с.

Информационно - техническое обеспечение

  1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

DVD диск.

  1. Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

  2. Презентации.

  3. Интернет ресурсы:

school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

5


© 2010-2022