- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аленушкина О.И. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по учебному курсу «Технология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии и на основе авторской программы Н. И. Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Шипиловой Технология. 1-4 классы»
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются: - Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). - Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
-
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, по-
могающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира: -
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы-
полнении работы; -
учатся экономно расходовать материалы;
-
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи,
составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распреде-
лять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать
деятельность); -
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Место курса «Технология» в учебном плане На изучение курса «Технология» во 2 классе начальной школы отводится 1ч в неделю - 34ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и [конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Результаты освоения курса Освоение данной программы обеспечивает достижение второклассниками следующих результатов:
Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и
уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности,
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,
комплексные работы, социальные услуги).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится:
Ученик получит возможность
научиться:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
• отбирать и выстраивать
оптимальную технологическую
последовательность реализации
собственного или предложенного
учителем замысла;
• прогнозировать конечный
практический результат и
самостоятельно комбинировать
художественные технологии в
соответствии с конструктивной
или декоративно-художественной
задачей.
3. Конструирование и моделирование Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
4. Практика работы на компьютере
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
• пользоваться доступными
приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её
получения, хранения, переработки.
Содержание учебного курса
Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом
начального образования и представлены 5 разделами:
- «Давай познакомимся»,
- «Человек и земля»,
- «Человек и вода»,
- «Человек и воздух»,
- «Человек и информация».
Тематический план
№ п\п
Название разделов и тем
Количество
часов 1
Давай познакомимся, Как работать с учебником.
1 2 Человек и земля
23 3 Человек и вода
3 4 Человек и воздух
3 5 Человек и информация
3
6
Заключительный урок
1
ИТОГО
34
График проведения практических работ
Период обучения
Количест-во часов
Практический материал
1 четверть
9часов
практическая работа
2
2 четверть
7часов
практическая работа
1
3 четверть
10 часов
практическая работа
1
4 четверть
8 часов
практическая работа
2
Итого:
34 часа
практическая работа
6
№ урока
Вид работы
Тема
2
Практическая работа №1
«Выращивание лука».
4
Практическая работа №2
№ 1
«Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые».
12
Практическая работа № 3
«Домашние животные»
17
Практическая работа
№ 4
«Наш дом».
32
Практическая работа №5
«Ищем информацию в Интернете».
33
Практическая работа №6
«Ищем информацию в Интернете».
Давайте познакомимся. Здравствуй, дорогой друг! (1 час)
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Советы юного технолога
Человек и земля (23 ч.) Земледелие. (1ч) Профессии - садовод, овощевод. Практическая работа №1
«Выращивание лука».
Посуда. (1ч)
Из каких материалов изготавливается посуда. Профессия - гончар. Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».
Работа с пластичными материалами (пластилин) (1ч) Практическая работа № 2: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые».
Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне»
Работа с пластичными материалами (тестопластика) (1ч)
Профессии - пекарь, кондитер. Изделие - игрушка из теста.
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). (1ч)
Проект «Праздничный стол».
Народные промыслы. Хохлома. (1ч)
Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.
Народные промыслы. Городец. (1ч)
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись».
Народные промыслы. Дымка. (1ч)
Работа с пластичными материалами (пластилин). Дымковская игрушка. Народные промыслы. Матрешка. (1ч)
Работа с текстильными материалами (аппликация). Матрешка из картона и ткани.
Работа с пластичными материалами (пластилин). (1ч)
Рельефные работы. Профессии - резчик по дереву, игрушечник. Пейзаж «Деревня».
Домашние животные и птицы. (3ч) Практическая работа № 3«Домашние животные»
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Игрушка «Лошадка».
Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы».
Проект «Деревенский двор». Работа с бумагой. Конструирование.
Новый год. Елочные игрушки из яиц. (1ч)
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц.
Строительство. (1ч)
Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба».
В доме. (1ч)
Работа с волокнистыми материалами.
Практическая работа № 4: «Наш дом».
Помпон. Изделие «Домовой».
Внутреннее убранство избы.(3ч)
Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Профессии - печник. Лепка. Композиция «Русская печь» Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик». Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Стол и скамья».
Народный костюм.(2ч)
Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица». Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани.
Работа с ткаными материалами. Шитье.(2ч)
Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие «Кошелек».
Изделие « Салфетка».
Человек и вода. (3 ч.) Рыболовство. (1ч)
Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка». Работа с бумагой. Аппликационные работы. (1ч)
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум».
Работа с бумагой и волокнистыми материалами (1ч)
Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Композиция «Русалка»
Человек и воздух. (3 ч.) Птица счастья. (1ч)
Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья».
Использование ветра. (2ч)
Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница». Работа с фольгой. Изделие «Флюгер».
Человек и информация. (3 ч.) Книгопечатание. (1ч) Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма».
Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Правила набора текста.(2ч) Практические работы № 5, №6: «Ищем информацию в Интернете».
Заключительный урок (1ч)
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
Сквозные виды работ
Наблюдения
Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином. Продольные и поперечные волокна бумаги. Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений, изнаночная сторона ткани.
Сравнение швейных игл по внешнему виду.
Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.
Беседы Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами; о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических животных, мифических существах и т.д.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.
Учебники
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 2 класс.
Рабочие тетради
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс.
Методические пособия для учителя:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2класс.
«Технологические карты» для 2 кл.- сайт издательства «Просвещение» http//prosv.ru/umk/perspektiva/
Печатные пособия
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", Шерсть"
Раздаточные материалы (справочные)
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Технология»2 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Компьютер.
DVD-плеер.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
Набор металлических конструкторов
Объемные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, бархатной и др. видов бумаги.
Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.