- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа «Технология, 3 класс»
Рабочая программа «Технология, 3 класс»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подкорытова А.А. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Молькинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
на 2013 - 2014 учебный год
по предмету Технология класс _3_ учитель _Подкорытова Алла Александровна _
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Место курса «Технология» в учебном плане На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю: в 3 классе - 34 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных предстаапений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-
уметь донести свою позицию до собеседника;
-
уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
Практические работы
1
Практическая работа «Ткани»
2
Практическая работа «Кроссворд»
3
Практическая работа «Кухонные принадлежности».
4
Практическая работа «Стоимость завтрака»
5
Практическая работа «Человек и земля»
6
Практическая работа «Человек и вода»
7
Практическая работа «Условные обозначения техники оригами»
8
Практическая работа «Человек и воздух»
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Количество часов по программе _34_, по учебному плану _34_: В соответствии с планом-графиком работы школы на 2013 - 2014 уч. год
Запланировано всего __34 в 1 четверти - 8 часов во 2 четверти - 8часов в 3 четверти - 10часов в 4 четверти - 8 часов практических работ - 8 проектных работ - 4 в неделю _1_ час;
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
1 Введение
1
2 Человек и земля
21
3 Человек и вода
4
4 Человек и воздух
3
5 Человек и информация
5
Итого
34 ч. Учебно-тематический план
№ урока
Тема раздела (главы)
Тема урока
Количество часов по программе
Количество часов по плану
Запланированная дата проведения урока
Фактическая дата проведения урока
Примечание
1
Введение (1час)
Как работать с учебником. Путешествие по городу.
1
1
05.09.13
2
Человек и земля (21 час)
Архитектура
1
1
12.09
3
Городские постройки
1
1
19.09
4
Парк
1
1
26.09
5
Проект «Детская площадка»
2
1
03.10
6
Проект «Детская площадка». Качели и песочница.
1
10.10
7
Ателье мод. Практическая работа «Ткани»
2
1
17.10
ПР
8
Ателье мод. Аппликация из ткани
1
24.10
9
Изготовление тканей
1
1
07.11
10
Вязание
1
1
14.11
11
Одежда для карнавала
1
1
21.11
12
Бисероплетение. Практическая работа «Кроссворд»
1
1
28.11
ПР
13
Кафе. Практическая работа «Кухонные принадлежности».
1
1
05.12
ПР
14
Фруктовый завтрак. Практическая работа «Стоимость завтрака»
1
1
12.12
ПР
15
Колпачок - цыплёнок. Работа с тканью.
1
1
19.12
16
Кулинария. Бутерброды.
1
1
26.12
17
Сервировка стола. Салфетница.
1
1
16.01.14
18
Магазин подарков. Лепка.
1
1
23.01
19
Золотистая соломка. Работа с природными материалами.
1
1
30.01
20
Упаковка подарков. Работа с бумагой..
1
1
06.02
21
Автомастерская. Работа с картоном.
1
1
13.02
22
Грузовик. Практическая работа «Человек и земля»
1
1
20.02
ПР
23
Человек и вода (4 часа)
Мосты. Конструирование.
1
1
27.02
24
Проект «Водный транспорт». Работа с бумагой.
1
1
06.03
25
Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами.
1
1
13.03
26
Фонтаны. Практическая работа «Человек и вода»
1
1
20.03
ПР
27
Человек и воздух (3 часа)
Зоопарк. Практическая работа «Условные обозначения техники оригами»
1
1
03.04
ПР
28
Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном.
1
1
10.04
29
Воздушный шар. Практическая работа «Человек и воздух»
1
1
17.04
ПР
30
Человек и информация (5 часов)
Переплётная мастерская
1
1
24.04
31
Почта
1
1
08.05
32.
Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль».
2
1
15.05
33
Проект «Готовим спектакль»
22.05
34.
Афиша. Итоговый тест.
1
1
29.05
Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся в 3 классе: знать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;
уметь
- сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;
- моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;
- соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы эскизы;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- осуществлять поиск информации для решения технологических задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;
- осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.
При освоении способов разметки, раскроя, сборки и отделки изделия у учащихся в 3 классе совершенствуются навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла или мела на ткани. Школьники должны научиться выполнять раскрой с использованием симметрии; освоить горячий и холодный способы подготовки соломки. При сборке изделий учащиеся смогут освоить приёмы окантовки картоном, крепления кнопками, склеивания геометрических тел из развёрток, скручивания мягкой проволоки, соединения деталей с помощью ниток, клея, скотча. Школьники в 3 классе также научатся применять на практике новые способы отделки: украшение специальными отделочными материалами, вязание крючком «воздушных петель», декоративное использование пуговиц, наклеивание соломки на бархатную основу, оформление работы в рамку.
Литература:
-
Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
-
Технология.3 класс. Роговцева Н. И., Богданова Н.В.,М.: Просвещение,2013.
-
Технология.3 класс. Роговцева Н. И., Богданова Н.В., Рабочая тетрадь. М.: Просвещение,2013.
-
Технология. Методическое пособие с поурочными разработками.3 класс. Чернышова Н.С, Роговцева Н.И. М.: Просвещение, 2013.