- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование спецкурса Путь к грамотности
Планирование спецкурса Путь к грамотности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ряшенцева И.И. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
НАШ ПОМОЩНИК - язык
Занятие 1. Чудо из чудес
- Слово учителя о проектах.
- Работа над пробным проектом.
- Лингвистическое исследование.
- Язык как средство общения.
- Подведение итогов занятия.
I. Слово учителя о проектах Мы отправляемся в большое путешествие. Оно называется «Путь к грамотности». О чем мы будем говорить? Да, о нашем русском языке. Его вы изучаете на уроках. А на занятиях курса вам предстоит делать еще дополнительно много интересного, что связано с русским языком. Вы станете более самостоятельными, будете проводить исследования, пробуя себя в роли ученых. У каждого из вас появится возможность подготовить проект - провести исследовательскую работу и сделать свои маленькие открытия.
Игровой прием «Незабудка-проект»
-
Посмотрите, это незабудка. (Учитель показывает изображение цветка.)
-
Как можно объяснить его название? (Незабудку нельзя забыть, возможно, из-за красоты, а может, он чем-то полезен.)
(Каждый лепесток открепляется и может быть учителем заменен в соответствии с темой, целью и задачами занятия. На обратной стороне лепестка дается толкование термина.)
- Ребята, объясните эти термины примерами из своего жизненного опыта. Где вы слышали эти слова? (Возможные ответы: тема урока, цель при стрельбе, задача по математике, информация по телевизору, продукты в магазине, презентация новой книги.)
II. Работа над пробным проектом Чтобы было понятно, что такое проект, давайте рассмотрим какую-то тему - на пробу. Разберем пробный проект с помощью цветка. (Учитель показывает обратную сторону центра цветка.) Тема - предмет рассмотрения; это то главное, о чем сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Пусть тема нашего проекта будет, например, такая: «Любимый портфель». Допустим, вы хотите, чтобы ваши родители купили вам новый портфель. Рассмотрим, как вы будете действовать. У вас есть цель - получить новый портфель. (Учитель открывает лепесток со словом «цель».) Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач. Ставим задачу: выбрать лучшую модель. (Учитель открывает второй лепесток - со словом «задача».) Задача - это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
- У нас могут появиться разные вопросы, среди них такой: для чего школьникам нужен портфель? Что вы скажете? (Портфель красив и удобен для ношения школьных принадлежностей.)
-
Может быть устная информация. Например, вам кто-то о чем-то рассказал, сообщил. Но может быть и письменная информация, или текстовая информация. Как вы думаете, что это может быть? (Статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
- Сбор информации (сведений, материала)
-
Кому необходимы портфели? (Школьникам, студентам, начальникам, дипломатам.)
-
От чего зависит выбор модели? (От возраста, рода занятий, вкуса.)
-
Родители сами выбрали портфель или узнали ваше мнение? (Да, спросили меня.)
-
Какие модели портфелей бывают? (Рюкзак, ранец, сумка, дипломат, кейс и т. д.)
-
Кого вы об этом спросите? (Родителей, одноклассников, учителя, соседа, продавца в магазине.)
-
Из каких источников вы сможете еще больше узнать о портфелях? (Газеты, журналы, книги, интернет.)
- Исследование
- Что важно для вас и для ваших родителей при выборе портфеля? (Красивого цвета, интересный по форме; удобный, легкий, ортопедическая спинка.)
- Что такое ортопедическая спинка? (Жесткая, твердая стенка в портфеле.)
- Зачем эта деталь нужна? (Для здоровья ученика: чтобы сохранить правильную осанку.)
- А вы когда-нибудь взвешивали свои портфели? (Нет.)
-
(Учитель и ученики определяют вес портфелей с помощью ручных или напольных весов.) А какие еще наблюдения, какие опыты можно провести, чтобы определить, насколько надежен и удобен портфель? (Ответ. Промокает ли он; протирается ли материал, из которого он изготовлен; сохраняется ли цвет; проверить прочность застежек, лямок, карманов.)
- Смогли бы вы придумать и нарисовать свою модель портфеля? (Ответы детей.)
- К каким выводам вы пришли? Какая модель портфеля для вас самая лучшая и почему? (Ответы детей.)
III. Лингвистическое исследование А теперь давайте представим, как будет исследовать слово «портфель» ученый-лингвист. Лингва (лат.) означает «язык». Лингвист - это языковед. Тот, кто глубоко изучает языки.
Сейчас у нас будет небольшое лингвистическое исследование. Этот вид работы мы назовем «Библиографический поиск». Библиограф - это человек, который помогает отыскать необходимую информацию. Есть такое выражение: кто владеет информацией, тот владеет миром. Сделаем это девизом нашего курса на пути к грамотности. У нас теперь будет чудесный стол знаний - «справочный стол», на котором навсегда расположились самые популярные справочники и энциклопедии, необходимые нам для пополнения знаний. Вначале ученый-лингвист посмотрел бы в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы узнать лексическое значение слова «портфель». Давайте выберем дежурнго библиографа, который будет помогать находить необходимый источник. (Библиограф на каждом занятии другой, чтобы каждый ребенок попробовал себя к этой социальной роли, смог освоить методику работы со справочной книгой.) Он сразу получает от нас специальный почетный знак с надписью «Библиограф». (Нужно заранее изготовить знак. Желательно, чтобы он был красивым. Знак станет дополнительной психологической поддержкой в работе с новой информацией.)
- Библиограф, помогите мне, пожалуйста, найти толковый словарь на «справочном столе». (Пока ребенок только подает необходимый словарь. Учитель сам читает информацию по заранее сделанным закладкам.) Итак, посмотрим, что написано в толковом словаре С.И. Ожегова. Портфель - род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. Потом ученый обратится к историко-этимологическому словарю П.Я.Черных. Вот что написано в этом словаре о происхождении слова «портфель». Восходит к французскому слову, которое означает «носитель, держатель листовой бумаги, бумажных листов». В орфографическом словаре исследователь проверит правильность написания этого слова. Хотя в орфографическом словаре обычно указывается ударение, можно заглянуть еще в специальный словарь ударений.
-
11Вместе с ученым-лингвистом мы многое узнали о слове «портфель», пользуясь словарями. Вот так же мы будем рассматривать с разных сторон какие-то вопросы, решать какие-то проблемы. У нас будут такие научные работы, такие проекты: «Наш помощник - язык». «Мио слов». «Добрые звуки», «Живые буквы». Как вы думаете, о чем эти проекты? Что нужно будет исследовать? (Нашу речь, наш русский язык.)
- Что вы уже знаете и умеете? (Ответ. Мы говорим по-русски, знаем алфавит, умеем читать и писать.)
-
Язык как средство общения
-
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
- Зачем нам нужна речь? (Ответ. Чтобы общаться, что-то узнавать, передавать какую-то информацию, обмениваться мыслями.)
- Как вы понимаете это высказывание? (Ответ. Слова нужны, чтобы человек мог получать информацию для работы, для жизни и чтобы его понимали другие люди.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- В чем назначение этих видов речи? (Ответ. Устной речью человек пользуется, когда говорит и слушает, а письменной - когда пишет и читает.)
- Язык и речь - одно и то же?
- Как возник язык?
- Какие языки есть на свете?
- Какими были школы в древности?
-
Подведение итогов занятия
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Каким главным даром обладает человек?
-
Что вам особенно понравилось на занятии? (Ответы детей.)
Внимательно относитесь к нашему русскому языку, к нашей русской речи. Старайтесь больше узнавать о происхождении слов. Следите за тем, чтобы ваша речь была правильной. Бережно пользуйтесь этим чудесным даром - способностью говорить!
Урок. Язык и речь - одно и то же?
-
Закрепление понятия «проект».
-
Методы исследования.
-
Представление о языке и речи.
-
Эксперимент: необычное чтение.
-
Поисковик: подбор пословиц о речи.
-
Подведение итогов занятия.
I. Закрепление понятия «проект»
Какой цветок нам помог запомнить главные слова, относящиеся к проекту? (Незабудка.)
-
Откройте тетради и нарисуйте контур волшебного цветка - символ наших проектов, в котором будет шесть лепестков.
-
Какое слово надо написать в центре незабудки? {Тема.)
-
Как вы понимаете: что такое тема? Как ее выбрать? (Это какой-то вопрос, который нас интересует.)
-
Тема - это предмет исследования. Какие темы, касающиеся русского языка, мы можем рассматривать? (Ответы детей.)
-
Кто может помочь вам выбрать тему исследования? (Взрослые, одноклассники.)
-
Темы о реальном и нереальном Для чего нужны буквы и звуки?
А будут ли печатные книги в будущем?
-
Темы о распространенном и нераспространенном Что может компьютер?
Почему устарело гусиное перо? Сколько людей говорит на русском языке? Необычный язык эсперанто.
-
Темы о настоящем и прошлом Где изобрели чернила?
Как рождаются слова? Как создавался алфавит? Чтобы создать проект, раскрыть тему, необходимо собрать информацию и провести исследование.
-
Что это значит, как вы понимаете? (Ответы детей.)
1. Теоретическая часть. Например: А что есть за пределами литературного языка?
2. Практическая часть. Например: Как влияют плохие слова на рост цветов и на здоровье человека,
II. Методы исследования Сегодня на занятии мы поговорим о том, какие бывают ме тоды исследования. Послушайте отрывок из стихотворения Е.Тараховской «Где овечка без хвоста» и скажите, кто помог найти овечку. В стихотворении рассказывается, что у пастушка Ван пропала овечка без хвоста и он пошел ее искать.
...Повстречалась с ним корова У зеленого куста. - Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи. И она в ответ ему Промычала кратко: «Му!»
- А затем ему встретился пес зубастый. Как вы думаете, что могли произнести животные: пес, козленок, конь, кот, попугай? Что это за слова: «му», «гав», «бя», «ги-ги-ги»? (Это звуки, которые издают животные, их язык.)
-
Кто смог бы помочь Ване найти овечку и почему? (Человек, потому что он понял бы речь Вани.)
-
Какова главная мысль стихотворения? (Речью обладают только люди, и они могут понять других друга.)
- Дежурный библиограф, в каком словаре мы сможем узнать лексическое значение слова «метод»? {В толковом словаре.) Помогите нам найти этот словарь. (Учитель пока сам находит слово и читает детям.)
-
Вспомните: какие методы мы использовали в работе над мини-проектом «Любимый портфель»?
-
Методов много. Как нам лучше поступить? (Лучше составить список, чтобы их запомнить.)
-
Предлагайте, ребята, а я буду составлять на доске список доступных методов исследования.
- Можно подумать самостоятельно.
- Посмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей.
- Познакомиться с кинофильмами по теме исследования.
- Посмотреть информацию в интернете.
- Понаблюдать; провести эксперимент.
- Как вы думаете, методы все сразу нужно использовать или по одному? {Нет, только те, которые нужны. Последовательно.)
-
Представление о языке и речи
-
-
Оцените такую ситуацию. Вечер. Родители заняты разговором.
- Ты заметила, какая у этого Кости плохая речь?
- Да, мне вообще не нравится, что наш Миша с ним дружит.
- Нет, он неплохой мальчик. А вот речь... Это, конечно, не пустяк.
- Чем обеспокоены родители? (Ответы детей.)
-
В чем вы видите разницу между языком и речью? (Язык один, а речь разная.)
-
Оцените другую ситуацию. Сережа вернулся из кино.
- Что, хороший был фильм? - спросила мама.
- Да, крутой такой! - ответил Сережа.
- И о чем?
- Ну там один... он все время эту искал, ну там одну штуковину... Сначала, значит, он вдруг узнает, что ее нет, а потом ищет, понимаешь? Ну, прикольно так!..
-
Как вы думаете, поняла что-то мама из рассказа Сережи? Хорошая у него речь? (Ответы детей.)
- Одинаково ли говорят люди? Как говорят взрослые, пожилые люди, маленькие дети, ваши сверстники, старшеклассники? (Ответы детей.)
-
Можно многое узнать о человеке, слушая, как он говорит. Согласны вы с этим? (Ответы детей.)
-
Эксперимент: необычное чтение
15(Каждый из желающих выбирает листочек, где написано стихотворение и указана роль, персонаж, от лица которого нужно его прочитать. Стихотворение - одинаковое для всех, роли - разные.) Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!
Роли:
-
Малыш трех лет (говорит не очень четко).
-
Ваш приятель (всегда торопится, когда говорит).
-
Недовольная соседка (говорит визгливо).
-
Папа (говорит отчетливо, приятным голосом).
-
Бабушка (говорит неторопливо, спокойно). (Проводится инсценировка стихотворения. Затем - обсуждение.)
-
Каково назначение речи?
-
Какой бывает речь по форме? (Устная и письменная, монологическая и диалогическая.Какой бывает речь по характеру (Длинная, краткая, пустая, эмоциональная и др.)
-
От чего зависит речь? (Ответы детей.)
-
Поисковик: подбор пословиц о речи
-
-
Какие пословицы о речи вы знаете? (Ответы детей.)
-
Где можно найти эти пословицы? (В книгах.)
-
Найдите несколько пословиц о речи и объясните их смысл. Примеры пословиц о речи:
-
Видна птица по перьям, а человек по речам.
-
Глупая речь - не пословица.
-
Речь без пословицы, что суп без соли.
-
Хорошая речь слаще меда.
-
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
-
Подведение итогов занятия
-
-
Что являлось темой сегодняшнего занятия? (Язык и речь.)
-
Чем отличается речь от языка? (Язык один, это образец, а речь бывает разной.)
Какими методами мы сегодня пользовались, исследуя речь и язык? (Думали самостоятельно, наблюдали, проводили эксперимент, искали информацию в книгах.) К какой речи нужно всем стремиться? (К правильной, красивой, четкой, логичной.)
Занятие. Как возник язык?
- Незабудка-проект: цель, задачи, гипотеза.
- Возникновение речи у первобытных людей.
- Использование языка.
- Этимологический анализ как метод исследования.
- Веселая переменка.
- Подведение итогов занятия.
I. Незабудка-проект: цель, задачи, гипотеза Посмотрите на незабудку. Мы заполнили центр цветка словом «тема». Какой была тема прошлого занятия? (Язык и речь.) Чтобы разработать глубже эту тему, нужно поставить цель. Зшшшите это слово на одном из лепестков. Цель сегодняшнего шкятия - узнать, как возник язык у самых древних людей. Ученые уже давно пытаются ответить на этот нелегкий вопрос.
Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Собрать информацию по этой теме, провести какие-то опыты.) - Запишите слово «задачи» на следующем лепестке. Сложность заключается в том, что сам язык возник много тысяч лет назад. Сейчас у каждой вещи, явления есть свое название. Л первые люди жили в мире, в котором ничто никак не называлось. Не было слов, а значит, и языка не было.
- Какие у вас есть догадки, предположения (говоря научным языком - гипотезы) о возникновении языка? (Ответы детей.)
- Дежурный библиограф, отыщите для нас словарь, в котором можно найти более полное объяснение понятия «гипотеза». (Толковый словарь.)
- Напишите слово «гипотеза» на лепестке незабудки.
-
Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей говорить.
-
7Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
- Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
-
Возникновение речи у первобытных людей
-
- Как это можно было сделать, не разговаривая? (Жестами, мимикой.)
- Почему же люди придумали язык? (Чтобы общаться друг с другом.)
- Как узнать, какой язык в мире самый распространенный? (Прочитать в энциклопедии или в интернете.)
-
Использование языка
- Язык - слово многозначное. Как вы понимаете это слово - «многозначное»? (Слово имеет много значений.)
- Какие значения есть у слова «язык»? (Ответ: язык во рту; языки, на которых говорят: русский, английский, китайский и др.; язык колокола; языки пламени.)
Язык
- Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее, Эзоп пошел снова покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? По- средством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредст- вом языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь юре и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-то хуже языка?!.
-
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. Почему? (Ответы детей.) Почему Эзоп считал язык и самым лучшим, и самым худшим? (Ответы детей.)
-
Этимологический анализ как метод исследования
-
-
Кто может объяснить значение слова «геркулес»? (Ответы детей.)
Дежурный библиограф, помогите уточнить значение этого слова. Геркулес - это на латинском языке (у древних римлян) имя древнегре- ского бога и героя Геракла. И древними греками, и древними римлянами Геракл / Геркулес почитался как «победитель». Он прославился, совершив 12 подвигов.
-
Из чего готовится геркулесовая каша? (Из овсяных хлопьев.) Эта каша очень полезна для здоровья. Кто ее ест по утрам, тот
будет здоровым и крепким, как Геркулес.
-
Веселая переменка
-
-
Как называется устройство, позволяющее проходить сквозь стены? (Дверь.)
-
Как называется геометрическая фигура без углов? (Круг, овал.)
- Что на уроках еле ползет, а на переменах летит? (Время.)
-
19Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз. Осень. Солнце.) Как называется орган мудрости во рту? (Зуб.)
- Как называется бумажная одежда жилища? (Обои.)
- Кто ходит сидя? (Шахматист.)
-
VI. Подведение итогов занятия Послушайте два высказывания: «Этимология - это история слова»; «Этимология - это веселая игра».
- Какое из них верное? »
- Почему возник язык?
-
Как вы объясните высказывание J1.H. Толстого «Слово - дело великое»?
- Незабудка-проект: информация и продукт.
- Работа с географической картой.
- Творческий продукт: три языковые ветви.
- Веселая переменка.
- Подведение итогов занятия.
I. Незабудка-проект: информация и продукт В мире около трех тысяч языков. Названия одних языков хорошо знакомы, названия других неизвестны.
- Какие языки вы можете назвать? (Ответы детей.)
- Какие народы живут в России? (Ответы детей.)
-
Откуда же на Земле столько языков, как вы думаете? (Много народов - много языков.)
- Где можно уточнить информацию о языках? (Вэнциклопедии.) Запишите слово «информация» на лепестке незабудки.
Вавилонская башня Когда-то, в древние времена, в Вавилонии (ныне Иран) люди жили очень счастливо. Но царю Вавилона захотелось владеть не только землей, но и небом. Тогда он приказал построить огромную башню, какой еще никогда не было на свете. За 42 года строительства башня стала настолько высокой, что кирпичи нужно было нести наверх целый год. Когда Бог увидел, что происходит, он был очень огорчен тем, что сердца людей корыстны. Ведь им уже мало прекрасного мира на Земле. Люди стали тщеславными и считают себя подобными богам. Поэтому Бог отправил на землю 70 архангелов, и вместо одного, понятного всем языка у людей появились сотни языков. Работа остановилась. Вавилонскую башню так и не достроили.
-
Объясните: почему строительство Вавилонской башни не завершилось? (Люди не понимали друг друга.)
II. Работа с географической картой (Можно использовать и политическую карту мира.)
-
Вы знаете, какой язык самый распространенный в мире? (Китайский язык.)
-
Ребята, а кто из вас может показать на карте, где находится государство Китай?
- А кто может показать на карте Россию?
21Кто может показать на карте, где живут родственные нам народы, наши ближайшие соседи? Болгары, поляки и чехи - это западные славяне, сербы и хорваты - южные славяне.
-
Вы можете назвать языки, которые относятся к славянской группе?
- Кто из вас может показать, где находится Италия?
- Запишите слово «продукт» на нашем волшебном цветке.
-
Распределите эти языки в языковые группы и изобразите каждую ветвь символически на листе.
Результат выполнения задания
Славянская группа
Романская группа
Германская группа
русский язык белорусский язык украинский язык итальянский язык испанский язык французский язык немецкий язык шведский язык английский язык
IV. Веселая переменка Теперь обобщим все знания в веселом тесте. (Самостоятельная работа.)
Выберите правильный ответ и, используя полученные буквы, отгадайте зашифрованное слово. 1. Язык нам нужен:
м) для общения и передачи информации; б) чтобы завидовали животные;
с) чтобы удивлялись инопланетяне.
-
Украинцы и белорусы для русских: т) дальняя родня;
о)близкая родня; а) совсем не родня.
-
В раннем детстве нам нужны: а) все слова сразу;
л) слова для выражения желаний и чувств;
в) термины, научная лексика.
-
Младенец станет настоящим человеком: к) даже среди лесных зверей;
д) только среди людей, через общение и язык.
-
Речь рождается:
ф) в учебнике грамматики; ц) в мозгу; э) в желудке.
-
Речь состоит:
н) из песен и стихов;
о) из предложений;
з) из повестей и рассказов.
-
Мимика - это:
г) название весеннего цветка; у) хороший аппетит;
е) выражение лица. Ответ: молодец.
V. Подведение итогов занятия
-
Какие слова мы вписали сегодня в незабудку? (Информация, продукт.)
-
Где мы искали информацию? (В энциклопедии -легенду, на географической карте - страны.)
-
Какой продукт вы приготовили, работая в группе? (Языковые ветви.)
-
К какой языковой ветви относится русский язык? (Славянские языки.)
-
Какие языки являются ближайшими родственниками русскому языку? (Украинский и белорусский языки.)
-
Какое слово отсутствует на последнем лепестке незабудки? (В случае затруднения учитель подсказывает: слово «презентация».)
23На следующем занятии состоится презентация проекта «Наш помощник - язык».
Занятие 5. Защита проекта
-
Закрепление понятия «проект».
-
Проверка задания «Наши первые слова».
-
Удивительные факты: школа в античном мире.
-
Первый русский букварь. Деревенские школы.
-
Веселая переменка.
-
Подведение итогов занятия.
-
Закрепление понятия «проект»
-
-
Какие термины из нашего волшебного цветка-незабудки вы запомнили? (Ответы детей.)
Игра «Доскажи словечко» (Учитель читает стихотворные строки. На доске появляются лепестки-термины, и в конце получается продукт - волшебный цветок.)
Подберем мы рифму за минутку, Соберем все вместе... (незабудку). Хочу я о природе снять сюжет И интересный защитить... (проект).
Экологическую я возьму проблему, И о деревьях выберу я... (тему).
Вечнозеленой называют ель, Узнать про это больше - моя... (цель).
Достигну цели, не иначе! Я ставлю пред собой... (задачи). Допустим, кактус, ель и ежик - Родные: иглами похожи. Но я увидел мамины глаза. Понятно: это лишь... (гипотеза). Искал, читал и наблюдал у станции, Чтобы собрать побольше... (информации). Я сочинил стихи. И тут Я понял: это же... (продукт). Способ представления этой информации - Моя красивая и полезная... (презентация).
-
-
Проверка задания «Наши первые слова»
-
-
Какие темы, касающиеся русского языка, мы изучали?
-
-
Удивительные факты: школа в античном мире
-
-
-
Первый русский букварь. Деревенские школы
-
- Сколько лет прошло с тех пор? (Ответы детей.)
- Переведите на современный русский язык это поучение.
Первый урок - азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те