Методические материалы на тему Изучение рассказов познавательного характера в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая модель изучения рассказа повествовательного характера в начальной школе


  1. Выяснение конкретного содержания.

  2. Выделение рассказчика (кто ведёт рассказ, присутствует ли он сам в рассказе).

  3. Выделение героя рассказа, его поступка и причины поступка.

  4. Определение характерных черт героя.

  5. Выявление чувств, состояния действующего лица и нахождение в тесте слов, называющих это состояние.

  6. Словесное описание героя по воображению.

  7. Выяснение авторского отношения к герою (нахождение слов в тексте).

  8. Определение личного отношения учащихся к герою.

  9. Выяснение основной мысли произведения.

  10. Работа над композицией рассказа.


Методическая модель

изучения сказки в начальной школе


  1. Выяснение конкретных событий:

  • герои сказки;

  • разграничение их ролей (добро и зло и т.д.);

  • последовательность событий:

а) характер основного события;

б) последовательность событий;

  • мотивы поведения;

  • характерные черты героев и персонажей;

  • взаимоотношения героев и персонажей.

  1. Словесное описание учащимися героев или эпизодов сказки по воображению.

  2. Определение основной мысли сказки.

  3. Определение личного отношения учащихся к героям сказки и событиям в ней.

  4. Наблюдение над жанровыми особенностями сказки:

  • композиция;

  • место действия (реальный мир или вымышленный);

  • сказочные выражения.


Методическая модель изучения рассказа

описательного характера в начальной школе


  1. Нахождение с помощью выборочного чтения

описания картин природы (животных, предметов и т.д.).

  1. Наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описываются картины природы.

  2. Воссоздание этих картин путём словесного рисования.

  3. Нахождение слов с общим оценочным значением.

  4. Определение авторского отношения к описанию.

  5. Определение личного отношения учащихся к прочитанному.


Методическая модель

изучения пейзажной лирики в начальной школе

(стихотворение-описание)


Пейзажная лирика - стихотворения о мыслях, чувствах,

о переживаниях, вызванных картинами природы.


  1. Определение общего эмоционального настроения стихотворения.

  2. Нахождение описаний картин природы.

  3. Акцентное вычитывание ярких красочных деталей, образных слов и выражений.

  4. Воссоздание живописных картин путём словесного рисования.

  5. Наблюдение за чувствами, переживаниями, настроением поэта.

  6. Акцентное вычитывание слов, называющих чувства, состояния, настроения и отношение автора.

  7. Определение основной мысли стихотворения.

  8. Высказывание личного отношения читателя к изображённому.

  9. Выявление «лица» говорящего.


Методическая модель

изучения басни в начальной школе


  1. Раскрытие конкретного содержания басни.

  2. Выяснение характерных черт персонажей басни, мотивов их поведения.

  3. Словесное описание по воображению персонажей басни либо ситуаций.

  4. Раскрытие иносказательного смысла басни.

  5. Определение основной мысли басни (в морали).

  6. Наблюдение над языком басни.

  7. Наблюдение над жанровыми особенностями басни.

  8. Определение личного отношения учащихся к басне.


Вопросы для анализа художественного образа

литературного произведения на уроке чтения


  1. Хотелось бы дружить с героем?
  2. Как бы ты поступил, если бы оказался бы на его месте?
  3. Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?
  4. Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать именно такой вариант поведения?
  5. Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравиться, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?
  6. Нравиться ли тебе его отношение к людям?
  7. Чтобы ты мог посоветовать герою?
  8. Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?
  9. В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении?
  10. Чтобы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?
  11. Как бы ты вел себя в такой ситуации?
  12. Что могло бы изменить в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами?


Вопросы для беседы по содержанию текста.


  1. Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь читая их?
  2. Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки?
  3. Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?
  4. Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
  5. Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?
  6. Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относиться он к изображенному?
  7. Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении,
    волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком либо другом состоянии?
  8. Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
  9. Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?
  10. О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?
  11. Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

  12. Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?


Эмоцианально-оценочная лексика

при анализе художественного произведения.

1.Оцени художественное произведение

• самый яркий момент

• незабываемый эпизод

• читая его, я испытал

• особенно меня тронуло

2.Вырази свое удивление

• меня особенно удивило

• меня взволновало

• Никогда не забуду как...

3.Вырази своё мнение

• мое отношение к..

• мне кажется, что...

• я порадовался тому, что..

• я испытываю особые симпатии к...

4.Мне показалось, что..

ЧУВСТВА

УМИЛЕНИЕ

РАДОСТЬ

ПЕЧАЛЬ

ДОСАДА

ЛЮБОВЬ

ЗАБОТА

НЕЖНОСТЬ

ТЕПЛОТА

РАДУШИЕ

ЕХИДСТВО

ТОСКА

НЕИСКРЕННОСТЬ

НЕТЕРПЕНИЕ

ТРЕВОГА

ВОЛНЕНИЕ

УДИВЛЕНИЕ

РАСТЕРЯННОСТЬ

ГОРЕЧЬ

СПОКОЙСТВИЕ

СТРАХ

ВОСТОРГ

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

ЧУТКИЙ

РАДУШНЫЙ

ЕХИДНЫЙ

НЕИСКРЕННИЙ

УМНЫЙ

ЛОВКИЙ

ХИТРЫЙ

ДОВЕРЧИВЫЙ

НЕДОГАДЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ

ХРАБРЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТАКТИЧНЫЙ

МУДРЫЙ

РАВНОДУШНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ДОБРЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ЛОДЫРЬ

ЛЕНИВЕЦ НЕРЯХА


Так же для организации индивидуальной или групповой работы учитель может использовать памятку по видам работ, указав ученикам номера заданий.

Виды работ на уроке чтения


  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Деление текста на части.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Пересказывание текста после чтения.
  5. Чтение текста заранее подготовленными учениками.
  6. Чтение с сокращением текста.
  7. Чтение «цепочкой».
  8. Чтение по абзацам.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение отрывка к рисунку.
  11. Чтение ответов из текста к вопросам учителя.
  12. Выборочное чтение.
  13. Чтение самого красивого отрывка из текста.
  14. Нахождение всего предложения по его началу или концу.
  15. Чтение в «темпе выше нормы».
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, выражающего главную мысль.
  19. Беседа на тему «Что реально, а что вымышлено?» при изучении сказки, басни.
  20. Составление сценария к диафильму.
  21. Нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  22. Подбор звукового оформления фильма.
  23. Беседа с сопровождением выбранного текста.
  24. Нахождение в тексте выводов.
  25. Высказывание своих суждений после прослушивания.
  26. Беседа на тему «Что понравилось в произведении?»
  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  28. Подбор своего названия к тексту.
  29. Чтение по ролям.
  30. Чтение диалога, исключая слова автора.
  31. Чтение и пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов, поз.
  32. Игра «Живые картинки», когда 1 читает, 2 реагирует мимикой на услышанное.
  33. Нахождение отрывка, предложения, в соответствии с маской настроения (грустно, весело, …)
  34. Нахождение отрывков, которые можно прочитать строго, …
  35. Нахождение и чтение восклицательных, вопросительных предложений.
  36. Конкурсное чтение стихов.
  37. Нахождение образных слов и описаний.
  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  39. Нахождение слов и предложений, которые читаются тихо, быстро, громко.
  40. Расстановка пауз.
  41. Чтение стихов по строчкам, заканчивая паузами.
  42. Выразительное чтение отрывка стихотворения по выбору.
  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  44. Выделение слова, из рассказа по предложенной схеме: __чк__, __жи__.
  45. Кто быстрее найдет слово на заданное правило.
  46. Найди самое длинное слово.
  47. Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-хсложных слов.
  48. Нахождение в тексте сочетаний: сущ. + прилаг., сущ. + глаг.,…
  49. Чтение с пометкой непонятных слов.
  50. Нахождение в тексте слов и выражений для устного портрета.
  51. Найди слова близкие по значению к данным (слова записаны на доске).
  52. Чтение слов, к которым даны сноски.
  53. Нахождение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
  54. Комбинированное чтение.
  55. Чтение с замером времени.
  56. Чтение скороговоркой.
  57. Выразительное чтение подготовленного отрывка с переходом на новый отрывок.
  58. Словесное иллюстрирование.
  59. Творческий пересказ:
  • от главного лица,
  • изменить лицо,
  • изменить время,
  • ввести в рассказ сообщение, что было до начала действия, что было дальше,
  • включить описание внешности.
  1. Пересказ с цитатами из текста.
  2. Вопросы для характеристики главного героя: Кто он? Внешний вид. Отношение к людям, порученному делу. Твое отношение к герою.
  3. Работа с планом: исправь пункты плана, измени цифры последовательности, измени смысл предложений.
  4. Выбери из предложений (на доске) правильный ответ, идею, тему произведения.
  5. Договори пословицу.
  6. Добавь наибольшее количество слов, обозначающих действие к предмету (ветер - дует, рвет, …)
  7. Определить по названию тему рассказа (прогноз).
  8. Составь рассказ по картинке.
  9. Составить рассказ на тему … от какого-нибудь героя.
  10. Разгадать секрет стихов (составить по аналогии).

Большое значение для формирования читательской культуры и эстетического развития учащихся имеет эмоциональное восприятие, которое зависит в первую очередь от навыков выразительного чтения. Кроме эмоционального восприятия следует больше внимания уделять технической стороне речи. Решению этой задачи способствует работа по Модулю 4 и использование следующих памяток:

Как подготовиться к выразительному чтению текста


1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нем говорится.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будите читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.

4. Подчеркнете наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.

5. Обозначьте паузы.

6. Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

Составление партитуры.


Партитура - это разметка текста определенными знаками.

1. Проставить логические паузы:

I - непродолжительная пауза: в конце стихотворной строки, после двоеточия, запятой, тире.

II - более продолжительная пауза: после точки и после многоточия.

2. Подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение.

Логическое ударение падает на слово, которое автор хотел выделить, которое несет основной смысл в данном предложении.

3. Степень громкости.

- повышение голоса (над словами, на которые падает логическое ударение, в конце восклицательного предложения)

- понижение голоса (в конце предложения, после многоточия).
При подведении итогов работы по Модулю 4 ученики с удовольствием принимают участие в конкурсах «Дикторов», «Лучших чтецов», «Артистов» и др. Развитию памяти, речи, мышления способствует работа по Модулю 5. Разнообразить и упорядочить работу помогут памятки:

Как составлять план текста.


1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5. Проверьте можно ли, пользуясь этим планом пересказать текст. 6. Аккуратно перепишите план.

Составление плана рассказа.


1.Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части? 2.Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть. 3.Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное. 4.Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

Составление краткого пересказа.


1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочитай текст без этих предложений.. 2. То же самое сделай и с другими частями. 3. Глядя на план, перескажи рассказ кратко. 4. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.

Характеристика героя. План 1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитайте эпизоды с его участием, расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера. 2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. 3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи. 4. Как автор относится к своему герою? Найди и прочитай отрывки, в которых есть авторская оценка. 5. Как ты относишься к герою?

Виды работы в творческих тетрадях


1. Научиться читать «выше нормы».

2. Описать место действия. Нарисовать иллюстрацию.

3. Если бы вы были автором, как бы вы изменили рассказ.

4. Придумайте рекламу.

5. Найдите предложение, которое мог бы прочитать вот этот человечек.

6. Поделить текст на части. Составить план.

7. Подготовить краткий пересказ.

8. Найти предложения с образными сравнениями, выражениями.

9. Составить диафильм.

10. Поставить вопросы к прочитанному тексту.

11. Подготовить чтение по ролям.

12. Подобрать пословицы, загадки к прочитанному.

13. Выписать словосочетания, предложения, которые можно использовать для написания сочинений по заданным темам, например «Осень», «Зима» и т.д.

14. Найти и выписать предложение или отрывок, которые выражают главную мысль текста

15. Подготовить выразительное чтение текста, которое будет изучаться на следующем уроке.

16. Выучить отрывок наизусть из рассказа, который вам больше понравился.

17. Выписать образные выражения, фразеологизмы из прочитанного текста

18. Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту. Работа по Модулю 6 предполагает широкое использование тестовых заданий, приобщающих учащихся к современной форме учета и проверки знаний, уровневой дифференциации, работы в группах по разным модулям в соответствии с целевой установкой каждому, ориентируясь на зону ближайшего развития. Модульное чтение дает возможность учителю чередовать индивидуальную и коллективную деятельность учеников, менять состав групп в зависимости от категории задания и цеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока. Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд учителя при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через: - самоанализ, самоцелеполагание, - самопланирование, самоорганизацию, - самоконтроль, саморегулирование. Имея предложенный алгоритм учителю необходимо проявить творчество при выборе модулей или заданий из модулей, целесообразности и оптимальности их применения на определенных этапах образовательного процесса.


© 2010-2022