Программа Уроки доброты 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа» г. Холма Обсуждено МО учителей начальных классов Протокол № _____ от ________ Руководитель МО: ________ Л.Л. Фёдорова Утверждено Педагогическим советом Протокол № _____ от _______ г. Директор школы: _________Л.И. Тарасова







ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОКИ ДОБРОТЫ

1 год обучения

1 класс






Составитель:

Бурносова Н. А.,

учитель начальных классов











г. Холм

2012 г.

Пояснительная записка Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества Цель программы: формировать и воспитывать в учащихся качества, направленные на толерантное отношение к старшему поколению, чувства ответственности за его настоящее и будущее, стремление улучшить его жизненные условия и быт; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. Задачи: создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; формировать в детской среде толерантные отношения, как к старшим, так и к ровесникам; учить детей видеть негативные факторы окружающей социальной действительности и уметь им активно противостоять; Развивать умение общаться и сотрудничать. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. прививать детям через общения с людьми различных возрастов и поколений коммуникативные навыки. формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого; проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Но именно сегодня Россия нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Поэтому задача, прежде всего, педагога - начать процесс воспитания таких граждан Новизна программы состоит в том, что в МАОУ СОШ г. Холма подобная форма работы апробируется впервые. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, рассчитана на один год (33 часа), адресована младшим школьникам первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут. Предложенное планирование тем (30 часов) условно, их можно проводить в любом порядке. Остальные часы (по усмотрению учителя) отводятся на подготовку и проведение отчетных концертов, праздников. Формы работы: классные часы; шефская работа в детских садах, с ветеранами; конкурсы, викторины, концерты; поисковая, исследовательская работа; кинопросмотры, экскурсии, чтение и обсуждение художественных произведений, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, тренинги, виртуальные путешествия Тематическое планирование и примерное краткое содержание программы: 1.Жил - был я. Беседа. Упражнения: «Прислушайся к себе!», «Мы похожи - мы отличаемся». Чтение и обсуждение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека». Обсуждение смысла выражения «высокая душа». Составление кратких рассказов по данному началу: «Я хочу быть лучше, потому что я иногда бываю…» Рисование на тему: «Моя душа» 2.Уважай отца и мать - будет в жизни благодать. Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «а сердце тебе ничего не приказало?» . Упражнения «Я умею», «Проверь свое отношение».рассказ о своей семье, реликвиях семьи. Составление древа семьи. Рисование на тему: «Весь мир я маме подарю» 3. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем. Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского. Беседа о родном крае. Игра «Король ветров». Рисование на тему: «Мой любимый уголок». Экскурсия по памятным местам города. 4. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Беседа о домашних и бродячих животных. Ситуации «Кошка на дереве», «Как помочь собачке добраться до косточки?», «Пропала собака». Просмотр и обсуждение кинофильма. 5.Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца. Чтение и обсуждение рассказа И.Тургенева «Воробей». Разучивание закличек. Упражнение «Поговорим». Викторина о птицах. Экскурсия в парк (голоса птиц). 6. Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты. Упражнение «Вырасти цветок». Игра « Веночек». Экскурсия в заповедник. 7.Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень. Упражнения «Кто у нас лучше всех…», « Как помочь девочке - замарашке». Разрешение ситуаций по теме. Инсценировка стихотворения С. Русовой. Конкурс на самую аккуратную тетрадь, портфель и т.п. Выставка лучших работ. 8.У нас новенькая! Тренинг «Придумаем конец рассказа». Игры «Конкурс трусишек», «Палочка - выручалочка». Организация ситуации «Смех, да и только». Конкурс на самую веселую игру. 9. День Святого Николая - день добра и рая. 19 декабря - день Святого Николая. Упражнения «Пирамида любви», «Новая концовка старой сказки», «Стоп». Коллективное рисование на тему: « Наш класс - дом любви». 10.Дед Мороз заболел и помочь нам велел. Игра - ситуация «Разговор по телефону с Дедом Морозом». Упражнение « Собираем посылку». Проект «Подарок деду Морозу». 11.Когда у друзей лад, каждый этому рад. Упражнения «Закончи предложения», «Когда дружба мешает, а когда помогает». Ситуация «Сам себя наказал». 12. Любую болезнь лечит доброе слово. Упражнения «Помоги подружкам», «Вы - аптекари». Чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого «Лгун». Конкурс « Добрые слова». Шефская работа в детском саду. 13. Нужно ли кошельком измерять все на свете. Упражнения «Кто какой», «Три желания золотой рыбки». Шефская работа в детском саду. 14.В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно. Упражнения « Какое у кого сердце», «Отгадайте сказку». Чтение и обсуждение рассказа О.Григорьевой «Кусочек хлеба». Составление книги правил поведения в лесу. 15. Запомни, друг юный, что жизнь так идет: скупой потеряет, а щедрый найдет. Упражнения «Мое - общее», «Чем ты можешь поделиться». Игры «Две конфеты», «Тропинка», « Три сундука». Ситуация «Засели домик». Участие в благотворительной акции. 16.Доброе дело делай смело. Исследовательская работа «Кому нужны добрые дела?». Ситуации. Чтение и обсуждение рассказа О.Григорьевой «Весенняя поездка». 17.Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом. Задушевная беседа «Учимся гулять с больными детьми». Упражнение «пишем письмо в детский дом». Дискуссия «Кому нужны встречи с сиротами?». Шефская работа с ветеранами. Рисование на тему: «Сердечная ромашка». 18.Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт. Обсуждение и принятие школьных правил. Ситуация «На переменке». Игра «В школу - по часам». Подготовка к концерту. 19.Мы маленькие дети на большой планете. Путешествие по свету (упражнение у карты мира). Упражнение «Чем вы гордитесь?» обсуждение и принятие правил настоящего гражданина. Конкурс «Танцы народов разных стран». Коллективное рисование на тему: «Мы маленькие дети на большой планете». 20. Где добрые люди, там беды не будет. Игра «Превращение слов». Упражнения « Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось?», «Как поступить?», «Сколько стоит?». 21.Где аккуратность, там и опрятность. Этикетные задачи. Подготовка и проведение праздника аккуратных ребят. 22.Вежливая поездка. Этикетные задачи. Игра «Такси». Автобусная экскурсия по родному краю. 23.Кто ленится, тот не ценится.. Конкурсная программа. 24. Ура! Идем в театр! Этикетные задачи. Игра «Занавес». Поездка в театр. 25.Идем в гости. Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе. 26. Чтобы гости не скучали. Подготовка и проведение праздника (разучивание игр, приглашение гостей, подготовка концерта для пап, мам). 27.Не подарок дорог, а внимание. Подготовка и проведение праздника именинников. 28.Поход в магазин. Сюжетно -ролевая игра «Скандал». Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе. 29. У меня зазвонил телефон. Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе. 30. Не обижайте малышей. Разучивание игр - мирилок, волшебных извинялочек. Шефская работа в детском саду. Ожидаемый результат: К концу первого года обучения учащиеся получат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • способность анализировать поступки свои и других людей;
  • будут иметь возможность проявить неравнодушие к проблемам людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Формы и способы подведения итогов реализации программы. Способы и формы выявления результатов Способы и формы фиксации результатов Способы и формы предъявления результатов

Наблюдения

Анкеты.

Открытые занятия.

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, социально-значимой деятельности.

Аудио, видеозаписи, фото.

Защита творческих работ.

Анализ приобретенных навыков общения.

Статьи в прессе.

Праздники.

Анкетирование.

Отзывы (детей, родителей)

Концерты.

Самооценка учащихся.

Портфолио.

Выставки.

Конкурсы, соревнования.

Готовые работы.

Портфолио.

Выставки работ.

Тестирование.

Конкурсы.

Концерты.

Грамоты, дипломы.

Литература: 1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010. 2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -М.: Просвещение, 2010. 3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2010 4. Касаткина Н.А. «Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», Волгоград - Учитель, 2005 г. 5.Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. - М.:ВЛАДОС, 2006. 6.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №8, 2007 г., 2008 г. 7.Научно-практический журнал «Классный руководитель». № 2, 4. 2007 г. 8..Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г. 9.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. 10. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников. Ж. «Начальная школа», №7 -2010, стр 97. 11.Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы «Уроки вежливости». - Х: Изд-во «Ранок», 2000


© 2010-2022