Конспект по русскому языку на тему Буква Ъ (1 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буква Ъ

Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы.

Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбор ключевых слов.

Пропедевтика: правописание твердого знака после приставки

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-Сколько вы изучили гласных букв? согласных?

-Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)

-Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?

-Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?

-О чем это говорит? (Буква Ь не обозначает никакого звука.)

II. Актуализация знаний

- Определи количество букв и звуков в слове.

III. Постановка целей и определение темы урока

- Как превратить слово «сел» в слово «съел»?

IV. Работа по теме урока

- Рассмотрите листья на с. 75 «Азбуки». Проведите фонетический анализ слова «листья».

- Начертите схему слова.

- Прочитайте слова: братья, сыновья, семья.

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

- Проведите фонетический анализ слов обедал, объедал, Сёмка, съёмка

В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него при произношении следует мягкий согласный звук [й'] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ - твердый знак.

- На что похожа буква Ъ?

(Обучение написанию разделительного твердого знака. Письмо в тетради.)

- Прочитайте с доски.

объявление изъян инъекция отъест

объезд подъезд объедки отъезд

съемка объем съест съезд

въехал объяснение объест съехал

- Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщаем о себе вот что: «Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».

- Каких помощников потерял Незнайка?

(Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой в письме: съел, пью, съемку, колья, объявил.)

- В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?

- А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)

- Проанализируйте и запишите предложение. Съежился взъерошенный воробей у подъезда.

- Прочитайте четверостишие, записанное на доске.

Твердый знак нам нужен очень,

Без него сказать не можем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

- Спишите с доски последние две строки стихотворения, подчеркните разделительный твердый знак.

- Проведите орфографическую работу по правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, и парных звонких согласных.

Вывод. Твердый знак употребляется только в качестве разделительного в следующих случаях: после твердого согласного звука перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, объем, безъядерный, предъюбилейный); в иностранных словах (инъекция, объект, изъян); в сложных словах (двухъярусный, трехъярусный).

- На с. 74 «Азбуки» рассмотрите рисунок, на котором изображено рождение Иисуса Христа.

- Прочитайте пословицы на с. 74.

- Чему они нас учат?

- Прочитайте стихотворение К. Фофанова.

- Какую новую информацию вы получили из этого стихотворения?

- Прочитайте стихотворения о твердом и мягком знаках на с. 75.

- Как описывается их назначение?

- В каких словах стихотворений есть эти буквы?

- Прочитайте правило о Ъ и Ь. Что говорит нам правило?

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)

- Приведите примеры. (Птичьи, сорочьи; лисьи, птичья, сорочья, лисья, птичье, сорочье, лисье, птичью, лисью, сорочью. Питье, совьет.)

- Прочитайте слова, записанные на доске: съезд, съемка, объявление. Сделайте вывод о написании разделительного твердого знака.

- После каких букв и перед какими буквами пишем разделительный твердый знак? (После согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Я.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте по ролям стихотворение В. Орлова на с. 77 учебника.

- Найдите слова с мягким знаком. Подчеркните их.

- Какую роль он играет в словах? (Во всех словах он смягчает на конце слов согласный звук.)

- Прочитайте текст «Правда всего дороже».

- Почему Лев Николаевич Толстой дал тексту такое название?

Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

  • Что нового вы узнали? Чему научились?

  • Для чего нужен разделительный твердый знак?





Правописание слов с Ь и Ь

Задачи: формировать у учащихся представление о том, в каких случаях пишется разделительный твердый знак, а в каких - разделительный мягкий знак; совершенствовать навыки чтения (также с данными буквами); развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость.

Обучение УУД: умение проводить фонетический анализ слов.

Ход урока

Включение в учебную деятельность

- Кто из вас слышал выражение: «Трудолюбив, словно муравей»? Когда так говорят?

Развитие речевого аппарата

- Прочитайте пословицы.

  • Не хвались отъездом, а хвались приездом.

  • Ветер снег сметает, солнце съедает.

  • В лес не съездим, так и в доме замерзнем.

  • Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.

  • Нашел, да не объявил - все равно что утаил.

Актуализация знаний

  • Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?

  • Сколько всего букв в русском алфавите?

  • Сколько из них гласных?

  • Какие вы знаете гласные звуки?

  • Какие гласные буквы обозначают два звука?

  • В каких случаях эти гласные обозначают два звука?

  • Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

  • Перед какими гласными буквами пишем Ъ Ь?

  • Прочитайте стихотворение «Хвосты» на с. 76 «Азбуки».

  • Какие значения имеет слово «хвост»?

  • Напишите мягкий и твердый знаки в Прописях на с. 32.

Постановка целей и определение темы урока

  • Проведите слого-звуковой анализ слов «вьюга», «семья», «семь», «съел».

  • Чем мы будем заниматься на уроке?

Работа по теме урока

- Прочитайте с доски слова: объявить, объяснить, съездить, объединить

- Проанализируйте и запишите предложение «На улице вьюга» на с. 32 Прописей.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте текст Л. Н. Толстого на с. 78 «Азбуки». (Учащиеся читают и пересказывают текст. Высказывают собвенное мнение, почему мужик надеялся одной баранкой.)

- Найдите в тексте слова с твердым и мягким знаками. Подчеркните их.

- Прочитайте слова с Ь, записанные на доске.

(Учитель обращает внимание детей на то, что в словах, обозначающих действие предмета, после шипящих на конце пишется Ь.)

пьешь съешь

шьешь въедешь

вьешь подъедешь

пляшешь объединишь

- Прочитайте текст К. Льдова «Господин учитель Жук» на с. 78-79.

- Где проходили занятия?

- Что основал для насекомых учитель Жук?

- Кто прилетел на занятия?

- На какой вопрос эти слова отвечают?

- К какой группе слов мы их отнесем?

- Теперь прочитаем по цепочке. (С каждой следующей буквы читает другой ученик.)

- А как бы вы отнеслись к тому, если бы вас, как учитель Жук, гоняли розгой за неуспеваемость?

- Кто знает, что такое розга? (Учитель рассказывает, как детей учили грамоте в давние времена.)

- Для чего служит разделительный твердый знак?

- Что помогает нам понять, что в слове нужно писать Ь?

- Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «Метели» на с. 80 «Азбуки».

- Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима» на с. 81.

VIII. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Какую роль выполняют мягкий и твердый знаки в русском речи?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Зима» наизусть («Азбука», с. 81).







Связь между суммой и слагаемыми

Цели: закрепить знание о взаимосвязи сложения и вычитания; повторить правило нахождения неизвестного слагаемого.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

1.Устный счет Игра «Верно - неверно»

(Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, учащиеся показывают зеленый сигнал «Светофора», если неверное красный.)

• Если из 8 вычесть 3, то получится 5. (+)

• Сумма чисел 4 и 3 равна 1. (-)

• Если 1 увеличить на 6, то получится 7. (+)

• Если к 3 прибавить столько же, то получится 8. (-)

• Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4. (-)

• Если к 3 прибавить 2 и еще раз 2, то получится 8. (-)

• Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое. (+)

2.Индивидуальная работа

(Один ученик у доски решает примеры, расставляет буквы в таблице и читает получившееся слово.)

8 + 2 = ... (С) 3 + 6 = ...(А)

10 - 2 = ... (Н) 9 -3 = ... (Д)

10-8 = ... (Р) 9 - 6 = ... (Е)

9

8

6

3

2

10

3

8


Ответ: Андерсен.

- Прочитайте слово, которое расшифровал ваш однокласс-| ник. Кто такой Андерсен? (Это сказочник.)

- Какие сказки Андерсена вы знаете?

III.Самоопределение к деятельности

- Посмотрите еще раз на примеры на доске. Какой математический закон использовали при решении? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)

Как вы поняли, что мы сегодня на уроке будем закреплять?

V Работа по теме урока Практическая работа

4 + 3 3 + 4

На какие две группы можно разделить фрукты? (Груши и апельсины.)

Объясните, что означает каждое число. Прочитайте эти примеры, пользуясь терминами «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма».

Положите перед собой столько красных квадратов, сколько картинок с изображением апельсинов. Положите перед собой столько синих квадратов, сколько картинок с изображением груш.

Как с помощью цифр и математических знаков записать, сколько всего квадратов вы положили? (4 + 3 = 7.)

Уберите все красные квадраты. Какие квадраты остались? Сколько их? (4.)

Какое число можно записать после знака «минус»? (4.) Какое число можно записать после знака «равно»? (3.) Какое число нужно записать в первое окошко? (7.) Прочитайте пример на вычитание, называя числа так, как в первом примере. (Из суммы 7вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 3.)

(Аналогично составляется и разбирается равенство 7 - 3 = 4.)

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 1 (с. 27).

- Рассмотрите рисунки. Как составлены примеры?

- Как получили второй и третий примеры в первом столбике?

- Какое число получится?

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

- Какое правило вам помогло выполнить задание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)

3.Работа по учебнику №2 (с. 27).

- Закончите вопрос задачи и решите устно.

- Почему задача решается вычитанием?

№3 (с. 27).

- Прочитайте задачу.

- Незнайка решил эту задачу так: 4 + 2 = 6 (р.). На какой вопрос не ответил Незнайка? (Сколько всего рыбок поймали Митя и папа ?)

- Как ответить на этот вопрос? (4 + 6 = 10 (р.).)

№4 (с. 27).

(Учитель читает пример, учащиеся записывают только ответ.! Проверка.)

№ 5(с. 27).(Самостоятельное выполнение.)

- Отрезки какой длины вы начертили? (7см и 8см.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 27). Вариант 1 - первое равен-1 ство, вариант 2 - второе равенство. Проверка. Учащиеся проверяют свои работы, ошибки исправляют карандашом.)

- Кто хорошо понял тему?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднения?

- Оцените свои знания с помощью «Светофора».

VIII. Подведение итогов урока

- Какое математическое правило мы закрепляли на уроке?

- Что вас порадовало?

© 2010-2022