• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и музыке В некотором царстве, Пушкинском государстве

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и музыке В некотором царстве, Пушкинском государстве

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Боярских Татьяна Александровна учитель начальных классов Данилович Ирина Владимировна учитель музыки МБОУ «Русскинская СОШ»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и музыки во 2 «Б» классе

Тема


Основные предметные цели:

Задачи:

Воспитание интереса к творчеству А.С.Пушкина в литературе и музыке.

-закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина;

-развивать образное мышление, речь, память;

-прививать интерес к театральному искусству;

-сформировать у учащихся понимания регистра;

-развивать память, вокальные и певческие навыки при исполнении песни;

- воспитывать интерес к обучению посредством ролевой игры.

Музыкальный материал:


  1. «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

  2. Увертюра-вступление «Океан-море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  3. «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  4. «Буря мглою небо кроет» сл. А.Пушкина, муз. Народная.

  5. «Песенка Белочки» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Оформление:

1) перо, чернильница; книга;
2) набор детских музыкальных инструментов (барабан, маракасы, румба, металлофоны, треугольник, бубны, ложки деревянные;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина;
4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, прялка, веретено, кокошники, коронацарская, корыто, дуб, кот ученый, сеть рыбацкая,

5)комар, шмель, муха - для распределения их регистров на нотном стане.

6) презентация.

Планируемый результат УУД

Музыка

Метапредметные умения

Регулятивные:1.Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое отношение к произведению. Познавательные: 1.Углубленное ознакомление со сказочными героями А.С. Пушкина через музыку русских композиторов. Коммуникативные: 1. Учиться работать в группе; формулировать связный полный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнение товарищей; учиться правилам поведения на уроке, в театре. Личностные: 1. Оценивать личные достижения и достижения других; уважать мнение собеседника; формировать нравственные понятия о добре и зле при сравнении образов.

Предметные умения 1.Актуализация представлений о высоких и низких звуках - о регистрах, об опере.


Литературное чтение

Регулятивные: формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое отношение к произведению

Познавательные: углубленное ознакомление с отрывками стихотворной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; установка связей литературных и других образов

Коммуникативные: учиться работать в группе; формулировать связный полный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнение товарищей; учиться правилам поведения на уроке. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные - оценивать личные достижения и достижения других; уважать мнение собеседника; формировать нравственные понятия о добре и зле при сравнении образов

  1. Умение слушать текст, различать жанры, развивать навык чтения, осознавать смысл текста;

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

  1. Деятельность учеников

I.Организационный момент.

Включение учеников в учебную деятельность. Прием: доброе пожелание, пожелание хорошего настроя на урок.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. У.М.Дети, давайте ещё раз вспомним, что вы второклассники и уже многое знаете и умеете У.Н. Сегодня у нас не простой урок. Сегодня его проведут сразу 2 учителя. Мы побываем с вами в настоящем театре, где вы будете то зрителями, то артистами. У.М.Мы даже попадем в музыкальный спектакль - оперу, музыкальный жанр, где артисты не говорят, а только поют.

«Мы - второклассники» - исполнение попевки.

I . Актуализация знаний)
1.Формулирование темы урока.



2. Проблема урока







IV. Заключительный

Работа с текстом

Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.)

В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию

У.Н.Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
У.М.Там зло с добром не уживается,
Но победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Слайд 1.

Конечно, эта необыкновенная страна - страна сказок. Наш урок-путешествие называется Вместе: «В некотором царстве, пушкинском государстве». У.Н.Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. В творчестве Александра Сергеевича отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостными, порой страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.

Сегодня день совсем не прост,

О Пушкине здесь речь пойдет,
Он гениальный был поэт,

О нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.

-Ребята, а скажите, чему нас учат сказки А.С.Пушкина?

На этот вопрос мы с вами ответим после того, когда вспомним его сказки




Встают у доски и берут сразу музыкальные инструменты, говорят хором отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей; Слайд 2.

У.М Фрагмент из сказки «Руслан и Людмила» открывает наш необычный урок. Сейчас мы исполним с вами «Марш Черномора» композитора Михаила Глинки, большого друга Пушкина. Этот марш, как увертюра-вступление должен прозвучать празднично, сказочно, загадочно. Итак, звучит «Марш Черномора» из оперы Глинки по сказке Пушкина. -Спасибо, ребята, за прекрасное и душевное исполнение Маленький Саша готов был слушать сказки бесконечно. А кто рассказывал ему их? Она очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё! » Слайд 3. У.Н.С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений.

У.Н.Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…

Это стихи, которые он посвятил няне.

У.М. Стихи Пушкина очень музыкальны. Народ придумал на них мелодию и получилась красивая песня.
В каком жанре получилась песня? Ведь сказки няня рассказывала маленькому Саше на ночь. У.Н. Давайте мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями. Слайд 4. И так, мы начинаем!

Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!

Звучит «Океан-море синее»
1. Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Перелистывается» страница «книги мудрости» и открывается название сказки. Далее также после каждой загадки.
Вопросы по«Сказка о рыбаке и рыбке»:

  1. Сколько лет рыбачил старик? - «Он рыбачил тридцать лет и три года…».
2) Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица).
  1. За что рыбка наказала старика со старухой?

Вопросы: 1.В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»). Слайд 5, 6.

У.М. Белка поет низким голосом или высоким? (в высоком регистре) Слайд 7. Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу с одноименным названием.

2). Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

У.М.Давайте издадим звук как комарики (демонстрация). Пожужжим как мухи. А теперь как шмель. У кого из них самый высокий голос? Средний? Самый низкий? Распределим по регистрам. Слайд 8.

Композитор Римский-Корсаков очень точно и остроумно изобразил полет рассерженного Шмеля. Давайте мы его покажем под эту музыку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вопросы: 1)Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица) 2)Что бросила царевне в руки Чернавка? (Яблоко) 3) Кличка собаки семи богатырей? (Соколко) 4) К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? « Свет наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер! Ты могуч…» Слайд 9. 4. «Сказка о золотом Петушке».

1)Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
2)Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности?
Мы исполнили сейчас фрагмент из оперы великого русского музыкального сказочника Н.А. Римского-Корскакова). Вот и всё. Последней сказки Закрываем мы страницу! Дети исполняют на детских шумовых инструментах

садятся за парты

няня Арина Родионовна


Ученица:

Вот Саша вырос и поэтом стал,
Волшебные истории в стихах переписал.

Он сделал это не напрасно:
Послушай, как звучит прекрасно:

Дети поют песню: «Буря мглою небо кроет…».

колыбельная


1.Инсценировка фрагмента из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)


2.Инсценировка фрагмента «Сказка о царе Салтане» Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…

Дети исполняют «Во саду ли в огороде».

задание на доске на нотном стане).

под музыку Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» пластическое интонирование «Полет шмеля». 3.Инсценировка отрывка из сказки « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ответ: "...Волю первою твою Я исполню, как мою..."
Ответ:"Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!". (С учителем музыки пропоют эти слова). Итог урока:







Рефлексия:
У.М. - В каких операх сегодня побывали? («Сказка о царе Салтане» - «Белочка», «Полет шмеля»; «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора», «Золотой петушок»). От воя и до свиста сколько в музыке регистров? -Определите регистр Белочки на нотном стане. Вот какие вы хорошие музыканты! Мы - художники (выставка рисунков) У,Н. Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина. Надеюсь, что сегодня вы не только вспомнили сказки, но ещё и узнали много нового и интересного для себя. - ответьте на вопрос, который в начале урока прозвучал : «Чему нас учат сказки А.С. Пушкина?» Сила сказок Пушкина в том, что добро побеждает зло.

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

три - низкий, средний, высокий

высокий

дети называют произведение и отрывок, по которому рисовали

(на дуб приклеить ответы)-доброта, честность, смелость, мудрость, жадность, злоба, зависть, любовь, верность, скупость, клевета, зависть, невежество.

Исполняют песню «Чтоб могли на Марс летать»


© 2010-2022