Программа научного общества младших школьников Логика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 3»

город Нижневартовск













Программа

научного общества младших школьников «ЛОГИКА»





















Разработала:

учитель начальных классов

Гусак Л.П.






Пояснительная записка.

«Для воспитания исследовательского поведения очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а та - в познавательную потребность» А.И.Савенков.
Программа научного общества младших школьников «Логика» разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, методических рекомендаций А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я - исследователь» для младших школьников». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010». Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Характеристика программы. Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на:

  1. повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  2. организацию сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
  3. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
  4. сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
  5. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
  6. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
  7. приобретение коммуникативных умений;
  8. выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности. Программа научного общества младших школьников «Логика» предназначена для обучающихся начальной школы (7- 10 лет), интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование деятельностных качеств учащихся - способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
  • интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
  • непрерывность - процесс образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
  • межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию, формирование навыков исследовательского труда.

Ценностные ориентиры

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Содержание программы Раздел 1.Введение. - 3 часа Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.-19 часов Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Гипотеза исследования. Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Основные методы исследования, их классификация. Понятие «методы исследования». Эмпирические методы: наблюдение, беседа, , анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования. Этапы исследовательского процесса. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.- 9 часов Библиографическая характеристика источника Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область применений. Работа в библиотеке. Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей). Технология работы с ними. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Систематизация научной информации. Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование. Основные приемы сохранения информации Работа с источником. Аннотация, конспект, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации.. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ работ. Использование компьютера для хранения информации. Раздел 4 Компьютерный практикум. - 6часов Программа Microsoft Word, Программа Microsoft PowerPoint Раздел 5 Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.- 18 часов Подготовка учащихся к выступлению на конференции. Раздел 6 Анализ работ.- 8 часов Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. Раздел 7 План работы на следующий учебный год. - 3 часа Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер. Формирование творческих групп.
Планируемые результаты. Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу занятий научного общества младших школьников

«Логика»;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания чувств одноклассников, учителя;

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о красоте природы России и родного края.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - учитывать другое мнение и позицию. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Учебно - тематический план

Перечень разделов/тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия Раздел 1.Введение

3

3

- Раздел 2. Организация исследовательской деятельности

19

12

7 Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности

9

3

6 Раздел 4. Компьютерный практикум

6

1

5 Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях

18

-

18 Раздел 6. Анализ работ

8

5

3 Раздел 7 План работы на следующий учебный год

3

-

3 Итого

66

24

42


Формы работы
  • Мозговой штурм
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Экскурсия
  • Конкурсы
  • Коллективно - творческое дело

Методы и средства педагогической диагностики
  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Анкетирование

Ожидаемые результаты и способы их проверки Овладение курсом позволит учащимся знать:
  • структуру учебно-исследовательской деятельности,
  • основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
  • основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
  • определять характеристику объекта познания,
  • разделять УИД на этапы,
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный),
  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
  • Учебные столы
  • Видеомагнитофон
  • Ученическая доска
  • Магнитная доска
  • Интерактивная доска
  • Компьютер
  • Диски СД, СДR и другие электронные носители.


Список литературы
  1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование, 2000, №3.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. - Технологическое образование, 1996.
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010. 7. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2010 Интернет - ресурсы: zavuch.info

Календарно - тематический план

занятий научного общества младших школьников

«Логика» автор А.И.Савенков, 68 часов

№/ Дата план /факт Тема Элемент содержания Раздел 1.Введение 3 часа

1

неделя Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества младших школьников.






Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.
Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Обсуждение перспективности предложенных тем.

2 неделя
Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности Анализ работы научного общества младших школьников «ЛОГИКА» Раздел 2. Организация исследовательской деятельности 19


часов Тема и проблема исследования Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества

3

неделя Поиск и формулировка проблемы Поиск и подбор информации по выбранным темам Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие Поиск и подбор информации по выбранным темам Выбор источников информации

4

неделя Актуальность, новизна, значимость темы Обоснование новизны, значимости выбранных тем Обоснование актуальности выбранной проблемы Практическое занятие Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Гипотеза исследования Виды гипотез
Понятие о гипотезе Практическое занятие Формулировка гипотезы исследования
Гипотеза исследования Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ
Техника формулирования гипотезы Формулировка гипотезы исследования
Основные методы исследования, их классификация Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества

Эмпирические методы. Практическое занятие Беседа, анкетирование, наблюдение.
Эмпирические методы Практическое занятие Интервьюирование. Тестирование. Самооценка.
Эмпирические методы. Практическое занятие Эксперимент, описание Изучение документации
Применение методов на различных этапах исследования. Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем
Этапы исследовательского процесса. Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.
Основные этапы исследовательского процесса. Аналитический, прогностический Организаторский Обобщающий Специфика каждого этапа.
Цели и задачи каждого из этапов. Исследовательская работа: структура, содержание, этапы.
Планирование процесса исследования. Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.


Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Практическое занятие Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

Библиографическая характеристика источника. Основные элементы библиографического описания. Библиографическое описание
Методы библиографирования Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область применений.
Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей) Практическое занятие в городской библиотеке Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем
Специфика работы исследователя с периодической печатью Практическое занятие в городской библиотеке
Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними. Практическое занятие Этап накопления материала Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем
Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними Практическое занятие Этап осмысления Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем
Работа с источником. Библиографические ссылки. Практическое занятие Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

Аннотация. План и конспект литературного источника. Практическое занятие Работа с различными источниками информации и над текстом исследования
Использование компьютера для хранения информации Подготовка презентации исследовательской работы. Раздел 4. Компьютерный практикум 6 часов
Компьютерный практикум . Программа Microsoft Word
Компьютерный практикум Практическое занятие Программа Microsoft Word

Компьютерный практикум Практическое занятие Программа Microsoft Word

Компьютерный практикум Практическое занятие Программа Microsoft PowerPoint
Компьютерный практикум
Практическое занятие Программа Microsoft PowerPoint
Компьютерный практикум
Практическое занятие Программа Microsoft PowerPoint Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях 18 часов
Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие Заслушивание полученных результатов
Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие Заслушивание полученных результатов
Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие Заслушивание полученных результатов
Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие Заслушивание полученных результатов
Подготовка и проведение школьной научно - практической конференции. Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности
Подготовка и проведение школьной научно - практической конференции. Практическое занятие Представление результатов исследовательских проектов

Подготовка и проведение школьной научно - практической конференции .Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности. Риторическая отработка выступления
Подготовка участников городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников городского фестиваля ученических проектов «Грани познания» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников межрегионального фестиваля «Открытие мира» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников межрегионального фестиваля «Открытие мира» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников межрегионального фестиваля «Открытие мира» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Подготовка участников межрегионального фестиваля «Открытие мира» Практическое занятие Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Участие в городском фестивале ученических проектов «Грани познания»
Представление результатов исследовательской деятельности
Участие в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира».
Представление результатов исследовательской деятельности Раздел 6. Анализ работ 8 часов
Анализ работ Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей
Анализ работ Формы представления результатов исследовательской работы
Анализ работ Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей
Анализ работ Образцы и структуры работ - победителей
Анализ работ Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ - победителей
Анализ работ Практическое занятие Знакомство с анализом литературы работ - победителей
Анализ работ за прошедший год Практическое занятие Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.
Анализ работ за прошедший год Практическое занятие Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. Раздел 7 План работы на следующий учебный год 3 часа
План работы на следующий учебный год Практическое занятие Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер





















































характер.
План работы на следующий учебный год Практическое занятие Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер
План работы на следующий учебный год. Практическое занятие Формирование творческих групп




Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.Программа научного общества младших школьников Логика.
© 2010-2022