Конспект урока по окружающему миру на тему Почва

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение Заволжский лицей

г. Заволжск, ул. Мира, д. 20


Конспект урока окружающего мира

в 3 классе на тему: «Почва»


Педагог: Тихомирова Людмила Владимировна

Тип урока: изучение нового материала. Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, ее составе, свойствах и охране.

Задачи:

  • сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;
  • формировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;
  • продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами,
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;
  • воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям; желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

- познавательные:
  • развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представление информации в виде схемы; создание кластера "Состав почвы"
  • выявление сущности, особенности объектов;

  • делать выводы на основе анализа объектов;

  • обобщать и классифицировать по признакам;

  • создание слайда презентации по теме урока;

  • находить ответы на вопросы в иллюстрации.

- регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска SMART Notebook, компьютеры для учащихся, доступ к сети Интернет, программа FreeMind Наглядные пособия: Ключевые слова: почва, плодородие, песчаная почва, супесчаная почва, суглинистая, круговорот веществ Рабочие материалы для обучающихся: лабораторный журнал, итоговый лист оценивания Оборудование: асбестовая сетка, спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв. Автор учебника: О. Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание 1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем. Организуются на работу

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Какой раздел мы изучаем? Какие вещества мы изучили? Что о них узнали? Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего мира. (Слайд 1) Посмотрите на доску, прочитаем диалог школьников. Как вы продолжите слова мальчика? Куда надо сажать растения? Какова же проблема урока? (Слайд 2) Посмотрите на доску: Подумайте, как написать слово "земля" в каждом предложении. Почему так написали? Мы видим, что у слова "земля" несколько лексических значений. Как вы думаете, какое интересует нас? Какова тема нашего урока? (Слайд 3) Заполните первые две колонки таблицы ЗИУ (знаю - интересуюсь - узнал) - Что вы знаете о почве? - Что хотите узнать? Составим план урока. С чего начнем? Что еще хотели бы узнать о почве? Что мы сейчас делали? Какое умение формировали? Итак, тема нашего урока: Почва. (Слайд 4) Мы с вами сегодня научные сотрудники. Наш класс на 45 минут станет научной лабораторией. Как и положено исследователям, все свои наблюдения и выводы будем заносить в лабораторные журналы (см. Приложение 1) Приступим к работе, следуя составленному плану.

Проговаривают, что повторили.



2 школьника: мальчик и девочка озвучивают диалог
Определяют проблему урока
Анализируют и предлагают написание слова «земля», объясняют свой выбор, проверяют ответ (инструмент «ластик»)


Называют тему урока.
Заполняют таблицу

Прогнозируют предстоящую работу (составляют план)

3.

Совместное открытие новых знаний


- Так, что же такое почва? Где мы можем узнать научное значение слова "почва"? Что такое почва? Как вы понимаете слово "плодородный"? Ответили на первый пункт плана? Переходим к следующему вопросу: Состав почвы. А как узнать состав почвы? Какую работу, как ученые, мы должны проделать? Открываем наши лабораторные журналы. Какое 1 задание. (Слайд 4 шторка) Цель этого задания? Пробегите глазами лист: Сколько опытов вам предстоит провести самостоятельно? Работая в группе, выполните опыт 1 и 2. Внимательно читайте задание, выполняйте его, делайте выводы. Не забывайте вести записи в журнале. Помните о правилах дружной работы! Открывают учебники с. 111 и находят определение слову «почва»

Ставят «галочку» напротив вопроса.






Работают в группах: распределяют обязанности, выполняют опыты, записывают выводы

Проверка работы Какой вывод по 1 опыту сделали? Для чего нужен воздух в почве? Какой вывод по 2 опыту? Где расположились песок и глина, когда размешали почву в стакане с водой? Посмотрите на мой стаканчик: в нем хорошо видны слои расположения глины и песка.
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.


Продолжение опытов Следующие опыты буду проводить я, а вы будете наблюдать и отражать выводы в своих лабораторных журналах. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (тигель - специальная емкость для нагрева, спиртовка, стекло). Как вы думаете, почему опыты буду проводить я? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Опыт 3 Я положила в тигель немного почвы и теперь нагрею её. Над почвой помещу стекло. Какова цель опыта?
Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на стекле. Какой вывод сделаем? Зачем в почве вода? Опыт 4 Продолжу прокаливать почву. Прочитайте, что будете наблюдать (Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных) Какой вывод сделаем? Опыт 5. Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу стекло над огнем. Что происходит с водой? Что видим на стекле? У вас был похожий опыт в теме "Превращение воды" На что похож налет. Да, это минеральные соли. Предположите, зачем в почве нужны соли.






Рассматривают оборудование.

Отвечают на вопросы.







Находят цель опыта в лабораторном журнале. Наблюдают за опытом.
Делают вывод, записывают в лабораторный журнал.

Находят цель опыта в лабораторном журнале. Наблюдают за опытом. Делают вывод, записывают в лабораторный журнал.
Наблюдают за опытом.

Делают вывод, записывают в лабораторный журнал.

Высказывают свои предположения.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Теперь вам предстоит обобщить все наблюдения. Прочитайте задание 2. (Слайд 4 шторка) Создайте "карту ума". Как будет называться наша «карта ума»? Работать будем на МакБуках в программе FreeMind

Работайте, не пропустите ни одного свойства. На работу 3 мин


Сверьте с образцом. (Слайд 5) Расскажите по схеме: Что входит в состав почвы? Какая группа хочет оценить свою работу?
Оценивание по плану: 1. В чем заключалось задание? Какая была цель? 2. Удалось получить результат? 3. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? 4. Какое умение формировали?
Закройте МакБуки.
Посмотрим на ПЛАН урока. На какой вопрос мы ответили?


Представляют информацию в виде схемы - создают карту ума.

Сверяют с эталоном.

Строят речевое высказывание на основе схемы.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Закрывают МакБуки.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.




Работа в группах. Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. (Слайд 6) Будет 4 группы ученых: геологи, почвоведы, биологи и экологи. Каждая группа изучает свой вопрос. Разделимся в соответствии с цветом. Цвет конуса на столе и кружочка на стуле сзади должны совпадать, т.е. если на стуле желтый кружок, то вы идете к желтому конусу, красный к красному и т.д. Найдите свою группу.
Давайте подумаем, что будут изучать геологи.

Как образуется почва? Группа «Почвоведы». Как вы понимаете значение этого слова? Что они будут изучать? Что изучают биологи? Что изучают экологи?
Каждая группа работает с лабораторным журналом (см. Приложение 2): там даны все инструкции. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как будем работать. На работу 8 минут.


Находят свою группу


Отвечают на вопросы.








Изучают информацию в учебнике и делают по шаблону слайд общей презентации в Google-документах (доступ к документу дан заранее

5.

Физкультминутка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

Выполняют физкультминутку.


Проверка работы Послушаем выступление каждой группы.
Геологам вопрос: какую одну из составляющих состава почвы теперь можно изменить, назвав научным словом? После выступления почвоведов: Ребята, рассмотрите образцы почв, про которые рассказывали почвоведы.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рассматривают коллекцию почв.

6.

Рефлексия Давайте подведём итог. (Слайд 7) Возвращаемся к таблице ЗИУ (знаю-интересуюсь-умею) Какую работу мы выполняли? Что вы узнали на уроке? Кто с работой справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили?
Если вам пока не удалось получить ответ на ваш вопрос, вы можете поискать самостоятельно дома в книгах, спросить у взрослых, в Интернете, а на следующем уроке расскажете нам о своих открытиях. Заполняют таблицу
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


Оценивание У вас на столе лежит лист оценивания. Заполните его. Внимательно читайте утверждения и ставьте галочки рядом с тем утверждением, которое вам ближе на сегодняшний момент, т.е. как вы поняли материал урока (см. Приложение 3).
Есть желающие высказаться по листу?
Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Строят речевое высказывание

7.

Домашнее задание


Все материалы сегодняшнего урока будут в блоге "Наш класс": карта ума, презентация. Вы сможете повторить материал, а по результатам листа оценивания вы определитесь какому вопросу стоит уделить больше внимания. Рабочая тетрадь № 44, 45 По желанию: создать кроссворд с новыми научными словами Записывают задание

Приложение 1

Лабораторный журнал

1. Исследуй состав почвы

Описание опыта

Что наблюдали?

Вывод

Опыт 1

Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились пузырьки воздуха?

Опыт 2

Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

Опыт 3 (проводит учитель)

Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Опыт 4 (проводит учитель)

Продолжим прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Опыт 5 (проводит учитель)

Насыплем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешаем, профильтруем воду и нальём немного на стекло. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды.

2. Создай "карту ума"





Приложение 2

Группа ГЕОЛОГИ

Вопрос: Как образуется почва

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 111

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Как почва образовалась?

2. Какое значение имеют живые существа в образовании почвы?

3. Что такое гумус?

4. Быстро или медленно создается плодородный слой земли?

Группа ПОЧВОВЕДЫ

Вопрос: Какие почвы самые плодородные

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 113

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. В чем главное отличие почвы от горной породы?

2. Какими бывают почвы?

3. Какая почва самая плодородная?

4. Можно ли улучшить плодородие почвы?

Группа БИОЛОГИ

Вопрос: Обитатели почвы

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 115-117

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Значение почвы в жизни растений и животных.

2. Какие организмы очищают землю?

3. Что такое круговорот веществ в природе?

Группа ЭКОЛОГИ

Вопрос: Что может разрушить почву

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 118-119

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Какие природные явления разрушают почву?

2. Как деятельность людей разрушает почву?

3. Как наши предки сохраняли плодородие почвы?



Приложение 3

Лист оценивания

Фамилия, имя

На уроке я узнал(а) новое

На уроке я ничего нового не узнал (а)

Я умею работать в группе согласованно

Пока мне легче работать самостоятельно

Я могу назвать состав почвы

Я пока не могу назвать состав почвы

Я могу составить "карту ума" "Состав почвы"

Я пока не могу составить "карту ума" "Состав почвы"

Я понял(а), как образовалась почва

Я пока не могу сказать, как образовалась почва

Я знаю какая почва сама плодородная

Я пока не могу назвать самую плодородную почву

Я понял(а) что такое круговорот веществ в природе

Я пока не понял(а), что такое круговорот веществ в природе

Я понял(а), что может разрушать почву

Я пока не понял(а), что может разрушать почву

Я понял(а), как люди сохраняют почву

Я пока не понял(а), как люди сохраняют почву

14


© 2010-2022