Программа внеурочной деятельности Компьютерная грамотность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Морозовск

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

Приказ от «__»___2014 г. № _

_________/ /




Программа внеурочной деятельности
«Компьютер и я »
для 3 класса
Прощенко Анны Николаевны.









Пояснительная записка


Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях. Рабочая программа для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Образовательная программа МБОУ СОШ № на 2014-2015 уч.г.;
  3. 3.1. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    1. Приказ Минобрнауки России от 26.11 2010г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373»;
3.3.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области» 4. Примерная программа начального общего образования 1-4 классы. 5 Авторская программа «Основы компьютерной грамоты, начальный курс» Н.В. Макаровой 6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 № 189 « Об утверждении Сан ПиН .4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


Общая характеристика Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе. В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Содержание курса направлено на решение следующих целей и задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения компьютерной грамотности в начальных классах: Цель: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам. Задачи: общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер»:

  • формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в амоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков , самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы
формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; составлять алгоритмы для учебных исполнителей; Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. В начальной школе особое значение придаётся вооружению учащихся исходными знаниями, такими как понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Программный комплекс носит инновационный характер, синтезирующий как передовые научные идеи и подходы в обучении информатике, так и опыт педагогов- практиков, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, взаимопонимания и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно- познавательных и учебно- практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий раз в неделю продолжительностью 40 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных знаний.

Содержание курса

Введение

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Знакомство с компьютером

Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Графический редактор Tux Paint.

Компьютер - мой помощник.

Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации».

Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Сохранение рисунка на жестком диске. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо». Программа Writer, окно программы, элементы окна, программы, документа.

Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»

Проектная деятельность

Тематическое планирование


Раздел

Часы

1.

Введение

1

2.

Знакомство с компьютером

10

3.

Компьютер - мой помощник.

16

4.

Проектная деятельность

5

Итого

34

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Раздел

Тема

Основные виды деятельности

ИДК

1

2.09.

Введение

ПТБ, правила поведения в компьютерном классе. Возможности персонального компьютера.

Техника безопасности и организация рабочего рабочего места. Правила работы за компьютером. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

kraski.yandex.ru/new.xml

2

9.09.

Знакомство с компьютером

Компьютер и его основные устройства.

Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.

xgif.ru

3

16.09.

Мышь. Управление мышью.

Освоение приемов работы с мышью. Работа в графическом редакторе Paint. Раскрашивание готовых рисунков.

tatarovo.ru/sound.html

4

23.09.

Пиктограмма.

Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа в графическом редакторе Paint.

: viki.rdf.ru/

5

30.09.

Компьютерные окна

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы.

bezpeka.com/ru

6

7.10.

Компьютерные окна

7

14.10.

Компьютерные окна

8

21.10.

Компьютерные окна

9

28.10.

Клавиатура.

Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

xgif.ru.

10

11.11.

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

11

18.11.

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления

7ya.ru/pub/presentation/

12

25.11.

Компьютер - мой помощник.

Текстовый редактор Wорд. Структура окна программы.

13

2.12.

Шрифты. Цвет шрифта. Размер.

Выполнение действий по заданному алгоритму

: viki.rdf.ru/

14

9.12.

Редактирование текста. Сохранение рисунка в файле.

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы

15

16.12.

Графический редактор Paint. Первое знакомство.

Выполнение задания с использованием рисунков и схем;

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления. Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения.

16

23.12.

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов.

kinder.ru/

17

13.01.

Инструменты рисования.

18

20.01.

Инструменты рисования.

7ya.ru/pub/presentation/

19

27.01.

Пиксель. Изменение масштаба рисунка.

20

3.02.

Конструирование. Меню готовых форм.

Конструирование и создание композиций из отдельных типовых инструментов.

bezpeka.com/ru

21

10.02.

Конструирование. Меню готовых форм.

Выполнение задания с использованием рисунков и схем;

22

17.02.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.

Выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

7ya.ru/pub/presentation/

23

24.02.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.

24

3.03.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.

bezpeka.com/ru

25

10.03.

Таблицы.

Выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

26

17.03.

Таблицы. Списки.

tatarovo.ru/sound.html

27

31.03.

Творческая мастерская.

28

7.04.

Творческая мастерская. Создаем собственный альбом.

: viki.rdf.ru/

29

14.04.

Творческая мастерская. Создаем собственный альбом

tatarovo.ru/sound.html

30

21.04.

Проектная деятельность

Создание анимации в Интернете.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления

7ya.ru/pub/presentation/

31

28.04.

Творческий проект. Создание анимации в Интернете.

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

: viki.rdf.ru/

32

5.05.

Творческий проект Яндекс-Краски.

33

12.05.

Защита проекта

34

19.05.

Повторение изученного Игра «Веселая информатика»




























Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  2. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2012 год
  3. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2011 год
  4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 2011, с. 3-12.
  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 2010, с. 29-38.
  6. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17-25.
  7. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2012 год
  8. Сборник «Задачи для развития логики».
  9. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2012год
  10. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2012 год
Оснащение учебного процесса:
  1. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 3 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
  2. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 3 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
  3. Т.П.Первин "Зимние вечера"
  4. Пакет «Роботландия»
  5. «Игры и задачи, 1-4 классы - 1С: Образование. Дом»
  6. CD: «Мир информатики» 3 -й год обучения. Кирилл и Мефодий.






Материально-техническое обеспечение реализации

программы. Программы - Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint).Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютеры; МФУ; CD-диски, Интернет; видеокамера; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.
Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-4 мин.).
  • Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8-10 мин.).
  • Физкультминутка (2 мин)
  • Работа за компьютером (10 мин).
  • Релаксация (1 мин)
  • Подведение итогов (2 мин.).
Примерный комплекс упражнений для глаз:
  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.





















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №

от «___» ____2014г.№

__________/ ./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ №

__________/ ./

«___»_______2014г.

© 2010-2022