Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н.Толстой «Филипок»

Развитие новых знаний
Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
  1. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно - композиционный треугольник.

  2. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

  3. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

  4. Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

  5. Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.

Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану.
Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение. 2 класс Ч.2: учеб./авт.-сост. О.В. Кубасова, тетради, карточки для групповой работы, выставка книг Л.Н. Толстого.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1

2

3

4

5 I. Организационный этап Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала а) Считалочка: На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!


б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!


в) Разминка (слайд 2) Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:
А) Дыхательная гимнастика. Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.


Б) скороговорки Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.
Учащиеся читают скороговорку. медленное чтение (хором) чтение с ускорением (хором) беглое чтением (индивидуально)

Коммуника-тивные.- слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; используют диалогическую речь

2. Проверка домашнего задания

- Сначала мы проверим домашнее задание.



Взаимопроверка.

Чей сосед справился лучше?

Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)

  1. На прошлом уроке мы читали произведение «Два плуга» (+)

  2. Его автор Константин Дмитриевич Ушинский (+)

  3. Из разных кусков железа были сделаны оба плуга (0)

  4. Один из них попал в руки земледельца (+)

  5. Тот, что лежал в лавке купца, блестел как серебро (0)

  6. Плуг земледельца потемнел и покрылся ржавчиной (0)

  7. Произошла встреча героев (+)

  8. Блеск плугу придал труд (+)

  9. К произведению подходит пословица: «Труд кормит, а лень - портит»

10)Плуг - это орудие труда земледельца в прошлом (+)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

3. Подготовка учеников к осмыслению и освоению нового учебного материала

Соотнесите иллюстрации с названиями произведения.

Что общего Вы заметили? (слайд 4)

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

4. Постановка цели урока

Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого.


5.

Изучение нового материала


А) Сведения о писателе.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. ТолстойКонспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. ТолстойКонспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой



Конспект урока по литературному чтению Л. Н. ТолстойКонспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

6.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

7.

Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и . и . о . кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня продолжаем знакомиться

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

Сформулируйте задачи урока полностью.

познакомиться с … … … … «…»,

учиться правильно и выразительно … произведение «Филипок» и ??? его.

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

8.

Доска предположений

Рассмотри обложку книги в учебнике и предположи о ком эта книга?

В какое время происходят события?

Что может автор рассказать об этом мальчике?

Заполняется на доске

9.

Первичное знакомство с произведением

Прослушивание записи

Озвученный диафильм

Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). (слайд 13 - хоровое чтение) Объяснить смысл слов подённая работа сени полы бежать во весь дух немой коли украдкой

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой




Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

10.

Чтение учащимися


чтение произведения по цепочке. (стр. 82 -)

1) чтение первой части (с.138) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке?

А как он собирался в школу?

Торопился ли Филипок?




(Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).





Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.

Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.

Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.

2) чтение второй части (с.139-1) "цепочкой":

- Далеко ли была школа?

- Почему собаки залаяли на Филипка?

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

За селом, надо было идти через все село.

Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.

3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

Как вошел Филипок в школу? Какие новые действующие лица появились? Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? Как об этом говорит автор?



Все эти слова близки по значению. Как они называются? Такие слова в русском языке называются «синонимы». Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.

Дети зачитывают из книги.

Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.

Мужик, баба с ведром.

Он боялся. нашёл страх (слова записаны на доске) боится испугался

4) Чтение четвертой части(с.140):

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")

Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.

Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

11.

Проверка

получен-ных знаний

тест

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

Тест выполняется индивидуально


12. Рефлек-сия деятель-ности на уроке


работа с пословицами. (слайд 18)

Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.

  • Друзья познаются в беде.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Добра желаешь - добро и делай.

Работа с выставкой книг - Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать. Узнали вы сегодня что-то новое? О чем непременно расскажите дома?

Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

13.

Домашнее задание.

Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки):

Красный - подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его.

Синий - читать, пересказывать весь текст. Зелёный - составить вопросы к тексту.



© 2010-2022