- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой
Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулагина Л.А. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Л.Н.Толстой «Филипок» |
Развитие новых знаний |
Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения. |
|
Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану. |
Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение. 2 класс Ч.2: учеб./авт.-сост. О.В. Кубасова, тетради, карточки для групповой работы, выставка книг Л.Н. Толстого. |
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
5 I. Организационный этап Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала а) Считалочка: На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
в) Разминка (слайд 2) Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:
А) Дыхательная гимнастика. Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Б) скороговорки Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.
Учащиеся читают скороговорку. медленное чтение (хором) чтение с ускорением (хором) беглое чтением (индивидуально)
Коммуника-тивные.- слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; используют диалогическую речь
2. Проверка домашнего задания
- Сначала мы проверим домашнее задание.
Взаимопроверка.
Чей сосед справился лучше?
Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)
-
На прошлом уроке мы читали произведение «Два плуга» (+)
-
Его автор Константин Дмитриевич Ушинский (+)
-
Из разных кусков железа были сделаны оба плуга (0)
-
Один из них попал в руки земледельца (+)
-
Тот, что лежал в лавке купца, блестел как серебро (0)
-
Плуг земледельца потемнел и покрылся ржавчиной (0)
-
Произошла встреча героев (+)
-
Блеск плугу придал труд (+)
-
К произведению подходит пословица: «Труд кормит, а лень - портит»
10)Плуг - это орудие труда земледельца в прошлом (+)
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.
3. Подготовка учеников к осмыслению и освоению нового учебного материала
Соотнесите иллюстрации с названиями произведения.
Что общего Вы заметили? (слайд 4)
4. Постановка цели урока
Какова цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого.
5.
Изучение нового материала
А) Сведения о писателе.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.
В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
6.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
7.
Знакомство с произведением
Название нового произведения вы тоже определите сами.
.и . и . о . кплф
Перед вами запись. Выполним задание вместе.
В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.
1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в
2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня продолжаем знакомиться
3 согласная прячется в последнем звуке слова урок
4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о
Какое слово получилось?
Сформулируйте задачи урока полностью.
познакомиться с … … … … «…»,
учиться правильно и выразительно … произведение «Филипок» и ??? его.
8.
Доска предположений
Рассмотри обложку книги в учебнике и предположи о ком эта книга?
В какое время происходят события?
Что может автор рассказать об этом мальчике?
Заполняется на доске
9.
Первичное знакомство с произведением
Прослушивание записи
Озвученный диафильм
Словарная работа
Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). (слайд 13 - хоровое чтение) Объяснить смысл слов подённая работа сени полы бежать во весь дух немой коли украдкой
10.
Чтение учащимися
чтение произведения по цепочке. (стр. 82 -)
1) чтение первой части (с.138) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке?
А как он собирался в школу?
Торопился ли Филипок?
(Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).
Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.
Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.
Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.
2) чтение второй части (с.139-1) "цепочкой":
- Далеко ли была школа?
- Почему собаки залаяли на Филипка?
Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.
- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
За селом, надо было идти через все село.
Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.
3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?
Как вошел Филипок в школу? Какие новые действующие лица появились? Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? Как об этом говорит автор?
Все эти слова близки по значению. Как они называются? Такие слова в русском языке называются «синонимы». Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.
Дети зачитывают из книги.
Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.
Мужик, баба с ведром.
Он боялся. нашёл страх (слова записаны на доске) боится испугался
4) Чтение четвертой части(с.140):
Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.
Работа в группах
Восстановление деформированного плана рассказа.
Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.
Характеристика главного героя
Паспорт героя
1. Где живёт? ( в селе)
-
Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
-
Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
-
Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?
-
Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
-
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
11.
Проверка
получен-ных знаний
тест
Тест
1. Куда ушёл отец у Филиппка?
А) в лес;
Б) на подённую работу;
В) в поле.
2. С кем остался дома Филиппок?
А) с мамой;
Б) с бабушкой;
В) с братом.
3. Чью шапку надел мальчик?
А) брата;
Б) свою;
В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка.
А) Костюшка;
Б) Васютка;
В) Кирюшка.
5. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
Тест выполняется индивидуально
12. Рефлек-сия деятель-ности на уроке
работа с пословицами. (слайд 18)
Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
-
Один за всех, а все за одного.
-
Друзья познаются в беде.
-
Грамоте учиться всегда пригодится.
-
Добра желаешь - добро и делай.
Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.
13.
Домашнее задание.
Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)
Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки):
Красный - подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его.
Синий - читать, пересказывать весь текст. Зелёный - составить вопросы к тексту.