Выступление на педагогическом совете 30. 10. 2012 Мир на пути к SMART-обществу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Батурова В.М. Выступление на педсовете 30 октября 2012 г.

Обзор материалов международного Форума

«Мир на пути к SMART-обществу»

Слайд 1

9-10 октября в Крокус-Экспо проходил международный Форум «Мир на пути к SMART-обществу». В работе Форума принимали участие делегаты из Кореи, Канады, Кипра, Латвии, Казахстана, США, Швейцарии, Франции, различных регионов России, депутаты Государственной Думы, заместители министра образования нашей страны. От нашей школы мне довелось быть на нём делегатом.

Слайд 2

В рамках Форума проходила также Конференция «Инновационная школа», организатором которой является АсНООР - Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов РФ и Международный альянс частных образовательных организаций. Наша школа является ассоциированным членом АсНООР.

Слайд 3,4,5

Так же в рамках форума проходила выставка «EDU-TECH RUSSIA 2012», на которой были представлены организации, цель деятельности которых - инновационное развитие современного образования.

Мне хотелось бы поблагодарить администрацию школы за предоставленную возможность быть делегатом Форума, т.к. за эти два дня мне удалось получить огромный объём информации о том,

  • на каком этапе развития находится сейчас образование в мире,

  • по каким направлениям инновационного развития оно движется,

  • какие инструменты необходимы для того, чтобы внедрять инновационные разработки в школьное образование,

  • какие трудности могут возникнуть при этом движении и возможные пути их преодоления.

Конечно, невозможно в рамках моего выступления подробно ознакомить вас со всеми аспектами, но я постараюсь выделить основные моменты, которые, на мой взгляд, будут интересными.

Прежде всего, что такое SMART-общество?

Мир изменился кардинально. Интернет-пространство сегодня глубоко вошло в нашу жизнь.

Слайд 6

Ещё 20 лет назад мы не могли предположить, что всё это будет: для нас информационное поле ограничивалось в то время телевизором, радио, городским телефоном. Потом появились мобильные телефоны, интернет (не только на компьютерах, но и на смартфонах), поле общения стало стремительно расширяться и мы все окунулись в информационное пространство.

Слайд 7

Сегодня даже дошколята стали легко разбираться в компьютерах и гаджетах. Мы, по сути, приходим к тому, что виртуальность становится нашей частью, абсолютно незаменимой.

Слайд 8

SMART-общество - это общество, где информационное поле есть абсолютно такой же элемент, как наша еда, как наша одежда, и т.д.

Слайд 9

Тихомиров Владимир Павлович, научный руководитель МЭСИ, президент Международного консорциума «Электронный университет», выступая на пленарном заседании, пояснил, что SMART-это свойство объекта, которое характеризует интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее не соединяемых, которая осуществляется с помощью интернета.

«SMART-правительство» - вы знаете, что сейчас ведётся активная работа по переходу Российской Федерации к «электронному правительству», разрабатываются программы по внедрению ИКТ-технологий в систему органов государственной власти.

«SMART-город» - различные города реализуют программы, такие, как «Цифровой город», например, Ярославль на базе филиала МЭСИ. Цель - повышение качества жизни населения города.

«SMART-медицина» - внедрение информационных систем в здравоохранение, например, электронных медицинских карт.

«SMART-образование» - его концепция предполагает наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Уже создаются « SMART-школы» и «SMART-университеты».

Даже государства заявляют о «SMARTE»: Корея заявила о том, что через 15 лет она станет smart-Кореей».

Россия занимает 77 место в рейтинге стран по индексу готовности к сетевому миру.

Иногда вместо слова smart вы можете услышать определение «умный».

Итак, SMART-общество - это новое качество общества, в котором совокупность использования технических средств, подготовленных людьми, сервисов и интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты (социальные экономические и иные преимущества для лучшей жизни).

Слайд 10

Гражданин SMART-общества:

  • учится сам всю жизнь;

  • создаёт инновации;

  • создаёт себе сам бизнес;

  • создаёт новые условия для своей семьи, для других людей.

Интернет и подготовленные люди создают новые знания, новую культуру, новое воспитание, новую экономическую выгоду.

Слайд 11

По оценке Всемирного Банка национальное богатство развитых государств в процентном соотношении через 10 лет будет иметь следующий вид (слайд). Попробуйте определить место нашей страны… Для сравнения: индийские программисты уже сейчас дают своей стране больше прибыли, чем наша страна получает от продажи нефти!

Слайд 12

Проблема изменения структуры национального богатства развитых стран обсуждалась на встрече Большой двадцатки «SMART и устойчивый рост».

Интересная информация к размышлению: решение о создании общегосударственной автоматизированной системы в нашей стране было принято в 1970 году на Политбюро СССР… И спустя 42 года мы решаем сейчас эту задачу на новом уровне - создаём SMART-общество.

Слайд 13

Чем SMART-общество отличается от информационного общества? У него другие измерители: не количество компьютеров в школе или в вузе, не количество гаджетов у каждого учащегося или студента - эти измерители уже не работают. SMART-общество - это новая среда обитания. По прогнозам специалистов, через 5 лет 30 % людей будут работать на дому за компьютером, бесплатное и качественное среднее и высшее образование в будущем можно будет получать, не выходя из дома, так, как мы сейчас делаем покупки в интернет-магазинах, совершаем виртуальные экскурсии по разным странам, учимся на курсах повышения квалификации в он-лайн режиме, участвуем в вебинарах и общаемся в социальных сетях.

Слайд 14

Мы идём на пути к SMART-обществу, и дороги назад уже нет.

Какие опасности подстерегают нас на этом пути?

Всё чаще мы сталкиваемся с проявлениями у детей и молодых людей интернет-зависимости, которая равнозначна наркозависимости, потому что это абсолютный уход от реальности. Такие люди иногда совершенно неадекватны, не воспринимают реальный мир, который для них является вынужденным отрывом от реальности, они даже есть, пить не хотят, доводя себя до крайнего изнеможения. Это тоже часть SMART-общества… Повернуть вспять мы не можем, поэтому все понимают, что надо решать эти проблемы комплексно, чтобы не терять молодые жизни.

Слайд 15

Теперь остановимся на материалах

Конференции «Инновационная школа».

1.(Из выступления Александра Вильсона, президента Ассоциации Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов РФ.)

Информационная составляющая мира становится всё более доступной, вместе с этим меняется представление о том, как надо учиться, как познавать этот мир. Стандартные классно-урочные формы обучения, которые были в школе в течение столетий, меняются. Сегодня дистанционное обучение становится вровень с традиционным.

Вильсон приводит такой пример, который очень хорошо характеризует эту ситуацию: многие хотят изучать иностранный язык. Как традиционно изучали язык? С преподавателями или на курсах. Сегодня происходит другое: преподаватель ведёт урок, но по интернету, через Скайп. Не надо ездить на занятия, стоять в пробках, при этом общение такое же, как вживую. Совершенно меняется форма урока, а по сути дела это то же самое SMART-общество. Информационное поле расширяется, возможности увеличиваются.

Инновационная школа подразумевает не только содержательную часть образования, но и обучение детей, которые не вписываются в стандартную общегосударственную систему. Решений этой проблемы предлагается пока не много. Сегодня даже обычные, стандартные (как мы их называем) дети очень разные. Обычная образовательная система не даёт им возможности самореализоваться и эффективно учиться в школе. Как дифференцировать детей по их возможностям и интересам? Ассоциация работала над этим вопросом, и была создана система личностно ориентированного обучения. Она прошла апробацию, дала хорошие результаты, и теперь государственная система образования взяла её на вооружение, что отражено в программе развития образования в городе Москве до 2020 года. Это тоже элемент инновационной школы.

Слайд 16

В 1996 году в рамках Ассоциации была создана система «Электронный журнал и электронный дневник». Её разработчики работали в лицее «Столичный», и они создали систему «Школа-веб (виртуальный журнал, виртуальный дневник)». Прошло 16 лет, и эта система используется во вех школах Москвы. Это тоже элемент инновационной школы.

Слайд 17

В рамках Ассоциации также разработана система общественно-профессиональной аккредитации образовательных организаций.

Идея заключается в том, что все школы - это некий конгломерат образовательных учреждений. С прошлого года государство проводит аккредитацию ОУ не один раз в 5 лет, а 1 раз в 12 лет. Но возможна ситуация, когда у школы после аккредитации качество работы падает. Как сделать, чтобы этого не было? Школа сама должна создавать условия для того, чтобы развиваться и становиться лучше. Для этого был предложен механизм общественно-профессиональной аттестации. Сама школа 1 раз в 3 года проводит самоаудит и заявляет, что готова показать свою работу всем желающим. Создаётся группа из трёх директоров (не из этого округа, даже из другого города), которые приезжают и оценивают работу школы по определённым критериям. На мероприятии присутствуют родители, общественность. Представитель школы рассказывает о своей работе. Наблюдатели могут задавать вопросы, а независимые директора оценивают работу школы и потом считают, сколько баллов она набрала.

Подразумевается, что это общественная вещь, она ни на что не влияет в смысле зарплаты или чего-то ещё. Но для школы это очень важно потому, что если она хорошо прошла общественную процедуру, то это её личное достижение. Эта инициатива исходит от самих школ, а не сверху. Государство же говорит: «Теперь мы не будем проверять вас. Если вы прошли общественно-профессиональную аккредитацию успешно, то мы засчитаем вам эту процедуру». Но при этом виртуальное пространство школы обязано быть открытым, а все результаты - общедоступны.

2.(Из выступления ректора института открытого образования» Семёнова Алексея Львовича)

В прошлом году наша школа стала участником проекта «Цифровая школа», который организован ИД «1 Сентября». Алексей Львович рассказал, что этот проект в учительской среде стал настолько популярным, что ИД закупил новое серверное оборудование на многие тысячи долларов, и теперь подозревают, что через полгода эту технику надо будет обновлять.

О чём это говорит? О том, что учителя нашей страны становятся активной частью SMART-общества, в том числе и мы с вами, уважаемые коллеги.

Конечно, вопрос о том, каким должен быть учитель SMART-общества, встал перед нами во весь рост. И профессиональная ИКТ-компетентность учителя - это одно из насущных требований к нам. Чтобы овладеть новейшими ИКТ-технологиями и применять их в процессе обучения детей, необходим как внешний, так и внутренний посыл: школа должна обеспечить возможность прохождения обучения педагогов на курсах по ИКТ-технологиям, обеспечить применение инноваций в образовательном процессе путём модернизации существующего и закупки необходимого оборудования, школам необходимы сертифицированные педагоги по ИКТ-компетентности.

На выставке мы получили предложение от MICROSOFT пройти дистанционное обучение в области применения ИКТ в учебном процессе бесплатно, пройти очный тест (это только для педагогов Москвы) и получить сертификат. Объявление с подробностями вы могли видеть на стенде. Пожалуйста, воспользуйтесь этим предложением. Конечно, совмещать работу в школе и учёбу на курсах в течение учебного года сложно, постоянно не хватает времени. Но надо постараться, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях… Будьте учителем SMART-общества, закончите эти курсы!

Слайд 18,19

В настоящее время меняются требования к процедуре прохождения аттестации учителей. Теперь для этого необходимо иметь свой интернет-ресурс, на котором собраны сведения о Вашей педагогической деятельности, - своё профессиональное портфолио. Ссылку на этот интернет-ресурс Вы предоставляете как аттестационной комиссии, так и своему потенциальному работодателю при смене места работы, а так же можете разместить на школьном сайте для доступа родителей и всех желающих. Платформу для формирования этого интернет-ресурса предоставляет сайт ИД «1 Сентября». Вот как это выглядит, например, в моём личном кабинете. Ваше портфолио здесь формируется автоматически, но Вы имеете право добавлять на страничку необходимую информацию, не связанную с Вашим сотрудничеством с ИД «1 сентября», либо закрыть доступ к Вашей информации на какое-то время, т.е. свободно распоряжаетесь ею.

Будьте учителем SMART-общества, оформите своё портфолио, разместите ссылку на сайте нашей школы!

3.Из выступления Тимофея Головина «Инновационное pre-образование»

Тимофей Головин - представитель сайта «Дневник.ру» - Единой образовательной Сети.

Слайд 20,21,22

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.

Здесь же можно создавать электронное портфолио на каждого ученика школы.

Слайд 23,24,25

4.Из выступления Яны Злачевской, тьютора ГлобалЛаб, старшего преподавателя МИОО

Это особенно интересно для преподавателей географии, биологии, экологии, физики.

Глобальная школьная лаборатория предназначена для проведения детьми разных регионов России совместных проектов по изучению, например, различных природных явлений. С помощью этого ресурса школьники Москвы составляли шумовую карту Москвы, округа, района, в котором находится их школа и дом; продвижение процесса цветения сирени с юга на север по природным зонам; и т.д. Школьники сами выбирают себе партнёров для проведения исследований, иногда даже получают запросы от учёных для проведения некоторых важных наблюдений.

Слайд 26

5.Из выступления Ким Татьяны Фёдоровны, учителя школы №1469 ЮВАО

На базе этой школы учителя информатики создали школьную сетевую академию с помощью компании Cisco. Эта компания предоставляет свою платформу для образовательных проектов более чем в 160 странах мира. Учащиеся, начиная с 8 класса, занимаются вопросами аппаратного и программного обеспечения: учатся собирать компьютеры, создавать локальные сети, устанавливать различные операционные системы, участвуют в Олимпиадах по сетевым информационным технологиям. На это тратится 1 час по технологии и 2 часа дополнительного образования.

Слайд 27

6.Из выступления Гульнары Ластовецкой «Инновационные технологии в школьном образовании - продукты Google в помощь учителю.

На самой выставке продукты этой компании были представлены очень широко. Для нас может быть интересным предложение по созданию сайта школы по предложенным шаблонам, он-лайн хранилище для файлов, проект «Рассматривай!» для изучения истории и МХК - это виртуальные экскурсии в более чем 150 музеев мира. Проект «Книги» - по темам и фрагменту произведения поиск нужной книги. «Прогогли» - для смартфонов - снимаешь часть изображения (картины, памятника и т.д.), отправляешь и получаешь ответ, как называется эта картина, подробности о ней; кому поставлен этот памятник и т.д. «Путешествуй!» , «Общайся!» - для проведения вебинаров.

Слайд 28

7. Из выступления Антюшиной Веры «Формирование информационно-образовательной среды начальной школы в условиях введения ФГОС НОО»

Компания «РЕНЕ» разрабатывает и помогает разрабатывать для каждой школы индивидуальные проекты для комплексного оснащения как всего ОУ, так и отдельных его ступеней.

Например, для пространства классного помещения - математическая мастерская (комплект пособий для учителя и ученика).

Для зоны экспериментирования - мобильные лаборатории для начальной школы, которые могут быть размещены в любом месте, включая улицу, школьную площадку.

Для зоны специальных занятий - комплект конструкторов «Лего» для развития инженерного мышления и осваивания моделей программирования.

Слайд 29,30,31

Особой популярностью пользуется математический он-лайн тренажёр «Мат-решка» для начальной школы, который разработан Институтом новых технологий.

В нашей школе его можно было бы использовать для организации работы математического кружка с использованием кабинета информатики. Это очень удобная и эффективная интерактивная обучающая среда, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями и интересами.

Слайд 32

Виртуальные лаборатории позволяют создавать виртуальные эксперименты, нужные именно на Вашем уроке. Несколько щелчков - и новая модель у Вас на компьютере. Вы сможете измерять и регулировать параметры объектов, строить нужные графики, демонстрировать ученикам то, что недоступно в натуральном эксперименте. Ваши ученики дома могут запустить модель, которую Вы использовали на уроке, провести химическую реакцию и выполнить творческий проект.

Преподаватели истории, обществознания, литературы, географии, математики в старших классах смогут найти и для себя массу полезных возможностей для совершенствования урока.

Слайд 33

На этом же сайте можно посетить виртуальные мастер-классы, которые проводят ведущие специалисты МИОО.

Слайд 34,35,36,37

В то же время, что и Форум «Мир на пути к SMART-обществу» в Москве проходила городская научно-практическая конференция «Организация проектной деятельности учащихся как фактор реализации ФГСО второго поколения». Делегатом этой конференции от нашей школы была Армена Григорьевна. Благодаря этому мы получили возможность приобрести полезную методическую литературу и диски с практическими материалами по проектной деятельности, за что ей большое спасибо.

Эти материалы приобретены в 2-х экземплярах. Первый находится у Александры Валерьевны, другой - у меня в кабинете. Пожалуйста, используйте эту информацию для ведения проектной деятельности с учащимися. Напоминаю, что на первой декаде декабря состоится школьный конкурс проектных работ.

Слайд 38

Уважаемые коллеги, подводя итоги своего выступления, хочу вернуться к его началу и повторить фразу о том, что гражданин SMART-общества учится всю свою жизнь! Таким образом, мы с вами являемся прекрасным образцом такого гражданина, потому что, я считаю, ни в какой другой профессии не приходится так много учиться всю свою жизнь, как нам, учителям - в силу профессиональной специфики.

Слайд 39

Я желаю Вам успеха в профессиональной деятельности, в освоении инновационных технологий, пусть Ваш путь по этой лестнице успеха приносит только радостные эмоции!

Слайд 40 Спасибо за внимание!

13


© 2010-2022