- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в страну Фразеологию
Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в страну Фразеологию
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Кривопутских Я.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Внеклассное мероприятие по русскому языку
для 3 класса начального общего образования
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7
Кривопутских Яна Владимировна
г. Поронайск
Цель: повышение интереса к изучению русского языка. Задачи:
- образовательные: создавать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики - фразеологизмами;
- развивающие: развивать коммуникативную сторону речи, способствовать социальной адаптации ребёнка; повышать уровень языкового развития школьников, развивать речь детей, внимание, мышление;
- воспитательные: воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.
Ход мероприятия:
Проблемная ситуация. - Вы любите ходить в гости? Мы сегодня побываем в гостях в одной необычной стране. Но перед тем, как отправиться в путь, послушайте небольшое сочинение, которое написали ученики 3 класса из той страны. (слайд 2) « Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!» - Вы заметили что - то необычное в сочинении? (после беседы появляется слайд 3) чуть свет со всех ног на скорую руку от зубов отскакивают все как по маслу на свежую голову лицом к лицу, нос к носу светлые головы
- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей) Рассказ о фразеологизмах. - Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение "золотые руки". Что оно означает? (Ответы детей) - Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему? - Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль. - Мы сейчас отправимся путешествовать в страну крылатых выражений - Фразеологию.(слайд 4 ) 1.Замени одним словом (школа) (слайд 5) - Сначала мы побываем в школе. Ученики этой школы приготовили для вас задания. Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами - молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:
- в час по чайной ложке (медленно)
- рукой подать (близко)
- повесить нос (грустить)
- раз, два и обчелся (мало)
- во весь дух - (быстро)
- морочить голову - (обманывать)
- сложить голову - (погибнуть)
- быть на седьмом небе - (радоваться)
- попасть в точку - (угадать)
Дружнее этих трех котят (слайд 7) На свете не найдёшь О них обычно говорят: Водой не разольёшь.
Ежатки - детки хоть куда (слайд 8) И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах.
Оказался молодцом, (слайд 9) Смог осилить ношу. Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу.
Не умеет дятел петь.(слайд 10) Нет у дятла слуха. Говорят, ему медведь Наступил на ухо.
3.Музей фразеологизмов - Русский язык богат крылатыми выражениями. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Об этом мы узнаем, посетив музей фразеологизмов. Бить баклуши - бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера - ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.(слайд 11) Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой. Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как. (слайд 12) Как за каменной стеной - быть под надежной защитой. В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены. Особенно надежны были стены из камня и кирпича. Со временем выражение приобрело более широкий смысл: быть под защитой какого-либо влиятельного человека или важного документа. (слайд 13) Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности. В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь взял булыжник и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он убил, но и человека тоже. (слайд 14)
Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. (слайд 15)
- А почему книги нужно читать от начала до конца? - Давайте проверим, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Для этого отправимся в библиотеку. 4.Библиотека - Многие крылатые выражения были взяты из сказок. Задание: закончите следующие выражения) (слайд 16)
- Поди туда - не знаю куда, (принеси то - не знаю что)
- Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)
- Это все присказка, (сказка будет впереди)
- Кому вершки, (а кому корешки)
5.Физкультминутка (стадион)(слайд 17)
- Давайте отдохнём, все весело танцуют и показывают ту часть тела, которую я буду загадывать.
- Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
- Не цветы, а вянут (уши)
- Ими машут, как мельница (руки)
- Он длинный и без костей (язык)
- Ими щелкают от голода (зубы)
- Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
- С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
душа в душу сделать или сказать
что-нибудь не так, наоборот,
перепутать Проверка (слайд 19) 2)Найди фразеологизм Каждому раздается текст, в котором надо найти фразеологизмы и подчеркнуть их. Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой - пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку. Проверка (слайд 21) 8.Подведение итогов - Понравилось вам путешествие? - Что для вас было самым интересным? - А что было трудным? - Вы справились со всеми трудностями, которые встретились вам на пути. Молодцы! (слайд 22)
Список литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 1995.
- Белая К.Ю., Сотникова В.М.Разноцветные игры. - М.: Просвещение, 2007.
- Волина В.В.Откуда пришли слова. - М.: Просвещение,1996.
- Волина В.В.Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами. - М.: АСТ - Пресс, 1996.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Просвещение, 2002.
- Голуб И.Б., Ушаков Н.Н., Путешествия по Стране Слов: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991.
- Жиренко О.Е, Гайдина Л.И. Учим русский язык с увлечением. - М.: Просвещение, 2005.