- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергазиева Н.Е. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
- Цель и задачи курса «Земля - наш дом»
- Особенности программы.
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
- Земля - единая экосистема.
- Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
- Место в учебном плане
- Ожидаемый результат.
-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экология - наука об общем доме;
-
экологически сообразные правила поведения в природе.
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Планируемые результаты
теория
практика
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Введение (2 часа)
1
1 Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности
Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.
Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Регулятивныекоррекция
(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познаватель- ные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей.
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле
1
2
Экскурсия «Живая и неживая природа»
1
1. Среда обитания (12 часов)
8
4
2
Времена года на Земле
1
3
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
1
4
Изменения окружающей среды
1
5
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
1
6
Условия жизни растений
1
7
Растения саванн и степей
1
8
Растения пустынь и полупустынь
1
9
Растения тайги
1
10
Растения тропических лесов
1
11
Природные зоны
1
12
Экологический проект «Растения наши друзья»
2
2. Жизнь животных (12часа)
10
2
13
Динозавры - вымерший вид животных
1
14
Животные, какие они?
1
15-16
Хищники.
2
16-17
Травоядные.
2
18
Падальщики.
1
19-20
Взаимоотношения в животном мире.
2
21
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
1
22
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
1
23
Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений
1
3. Реки и озера (12 часов)
9
3
24
Реки и озера
1
25
Получение кислорода под водой
1
26
Пресноводные животные и растения
1
27
Пресноводные животные и растения
1
28
Морские обитатели
1
29
Обитатели глубин
1
30
Жизнь у рек и озер
1
31
Вода это источник жизни.
1
32
Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов»
1
33
Околоводные птицы
1
34
Подготовка акции «Сохраним воду!»
1
35
Акция « Сохраним воду!»
1
4. Человек и животные
( 17 часов)
12
5
36
Одомашнивание животных.
1
37
Жизнь среди людей
1
38
Ролевая игра «Это все кошки»
1
39
Домашние животные
1
40
Викторина «Собаки - наши друзья»
1
41
Уход за домашними животными
1
42-43
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
2
4445
Экзотические домашние животные.
1
46
Люди и паразиты
2
47
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.
2
48
Вакцина. Прививка.
1
49
Значение животных в жизни человека
1
50
Животноводство.
1
51
Породы животных.
1
5. Сельскохозяйственный труд (17часов)
7,5
9,5
52
Почва
0,5
0,5
53
Семена овощных и декоративных культур
1
54
Уборочная страда.
1
55
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.
1
56
Подготовка почвы на пришкольном участке.
1
57
Составление проекта клумбы.
1
58
Выбор растений для клумбы.
1
59
Пикировка.
1
60
Высадка рассады на участке. Составление графика полива.
1
61
Декоративные растения.
1
62
Рыхление.
1
63
Высадка культурных растений.
1
64
Составление паспорта участка.
1
65
Вредители сельскохозяйственных культур.
1
66
Биологические методы борьбы с вредителями.
1
67
Насекомые опылители.
1
68
Птицы помощники на огороде.
1
43,5
24,5
Итого:
68 часов
Содержание курса
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов «ВВЕДЕНИЕ». (2 час) Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (2 часа) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов) Тема 2. Времена года на Земле (1 час) Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Тема 4. Изменения окружающей среды (1час) Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников) Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час) Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Тема 6. Условия жизни растений (1час) Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час) Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа) Тема 8. Динозавры - вымерший вид животных (1час) Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час) Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Тема 11. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов) Тема 12. Реки и озера (1час) Пресная вода. Осадки. Тема 13. Получение кислорода под водой (1час) Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час) Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов» (1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов Тема 17. Околоводные птицы (1час) Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час) Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок - призывов. Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов) Тема 20. Жизнь среди людей (1час) Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час) Тема 22. Домашние животные (1час) Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация - декупаж. Тема 23. Викторина «Собаки - наши друзья» (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра - викторина «Породы собак». Тема 24. Уход за домашними животными (1час) Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час) Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 26. Люди и паразиты (1час) Понятие - паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час) Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов) Тема 28. Почва (1 час) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час) Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час) Инструктаж по технике безопасности. Составление плана - проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Тема 34. Декоративные растения (1час) Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».