Урок-путешествие «Имя существительное как часть речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык - 3 класс


Тип урока: Урок - путешествие.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи:

- совершенствовать умения определять число и род имени существительного;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- прививать любовь к родному языку;

- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.

Оборудование: карточки с письмом, детали Снеговика, веер букв.
























Ход урока:


I. Оргмомент.

(Звучит песня Шаинского на стихи Пляцковского «Улыбка»)

- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу, гостям.

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос - 5 мин).

- И с таким бодрым настроением мы с вами отправимся в путешествие. Для начала давайте соберём чемодан.

- Что мы с собой возьмём в дорогу? (вещи, лекарство, друзей, семью и т.д.)

- Что общего во всех этих словах, которые вы назвали? (они отвечают на вопрос кто, что, обозначают конкретный предмет, лицо, относятся к имени существ.)

- Так к какой части речи мы сегодня отправимся в гости? Вы уже догадались? (в гости к имени существительному)

- Правильно! Тема нашего урока «Существительное как часть речи»

Путешествие - дело довольно трудное.

Чтобы не заблудиться, нам будет помогать верный друг- помощник-гид. А кто такой гид? (экскурсовод)

- А вот кто это будет, вы догадаетесь, если правильно ответите на мои вопросы.

Игра «Да - нет»

1). Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА

2). Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ

3). Изменяется имя существительное по родам? нет

4).Изменяется имя существительное по числам? ДА

5). Имя существительное бывает женского рода? ДА

6). Пенал - это имя существительное? ДА

7). Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ

8). Имя существительное бывают мужского рода? ДА

-Замечательно! Ребята, кто у нас получился? (снеговик)

- Наш Снеговик экскурсовод готов.

- Ребята, но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте определим его цель. Зачем мы отправляемся путешествовать?

(Чтобы узнать, что-то новое, неизвестное, вспомнить то, что уже знаем, расширить кругозор)

-Цель нашего урока - путешествия закрепить умения: находить имена существительные и определять грамматические признаки - род и число.

III.Закрепление пройденного.

1 - я остановка - станция Помогай-ка (Словарная работа - 3 мин)

- Итак, начинаем наше путешествие. Руки в стороны, вперёд, начинаем наш полёт.

По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.)

Нам придется сделать остановку у колодца.

Беда - провалились в колодец слова.

Их достать - нелегкое задание!

Надо знать тех слов правописание!

- Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.)

Нужно достать из колодца слова:

М…роз, зд…ровье, п...года, р…бота, п…льто, вр..тарь, пл…ток, х…ккей. ( На экране.) Работа с веером букв.

- А теперь, давайте, проверим, правильно ли мы вставили буквы.

- Молодцы!

- А теперь скажите, пожалуйста, на какие группы можно распределить эти слова. ( по родам) Как мы определяем род имени сущ? (слова-помощники)

Вспоминаем правило! Я начну, а вы продолжайте. Хором, дружно отвечайте!

Женский род запомню я

И скажу « Она - моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он - мой»

Средний род « Оно - мое»

Это правило - твое!

(Дальше ребята называют слова по родам, а на слайде появляются эти группы слов)

-Молодцы, ребята, порадовали меня и Снеговика своими знаниями! Мы вспомнили с вами один из грамматических признаков имени сущ. - это род.

- Теперь можно отправиться дальше, но сначала немного пофантазируем.

Минута релаксации. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)

- Ребята, закройте глаза. Представьте, что мы едем на поезде, а за окном вагона прекрасный зимний пейзаж. Впереди бескрайние снежные просторы, деревья одеты в зимний наряд, светит яркое солнышко, снежинки переливаются на солнышке всеми цветами радуги. А на стекле мороз рисует неповторимые, необыкновенные узоры. Красота кругом! Откройте глазки, улыбнитесь! А тем временем мы добрались до остановки -станция Распредели - ка 2 - я остановка - Распредели - ка (5 мин)

Имена существительные: вьюга, метели, пурга, снежинки, шапки, шубы, каток, шарф, горка, ёлки. ( на слайде)

Перед вами существительные, но они попали в беду!

Злая метель запорошила и запутала их. Давайте, вместе со Снеговиком поможем нашим словам.

- Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (по числам)

- Когда мы говорим, что слова стоят в единственном числе? (один предмет)

- А во множественном числе? (много предметов)

- Назовите слова в ед.ч. (слайд)

- Назовите слова во мн.ч. (слайд)

- Молодцы, ребята! А вот наш Снеговик тоже решил выполнить это задание и немного запутался! Давайте, поможем Снеговику! Как определить род имён существительных, которые стоят во мн. числе? (надо поставить их в ед.число). Давайте, попробуем! (слайд)

- И с этим заданием вы справились на отлично! А мы с вами вспомнили ещё один грамматический признак существительного - число.

3- я остановка - станция Отдыхай-ка (физ.минутка)

Вы, наверное, устали!

Ну, тогда все дружно встали!

Будем вместе отдыхать,

Чтоб здоровье сохранять!

Физ.минутка.

Ты смотри, зима настала!

Снега выпало немало.

Ну, скорей беги за мной,

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)


Здорово отдохнули, а теперь поехали дальше! Внимание! Мы подъехали к станции Думай-ка!


4 - я остановка - станция Думай-ка (6 мин)

Смотрите, здесь нас встречает Снеговичок с письмом! (слайд с текстом)

Читаю текст.

Помоги птицам.

Голодно птицам …….. . Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири и …….. .

Ребята, помогайте …… зимой!

Ребята, получился текст у Снеговичка? (нет) Почему?

Давайте, вместе исправим письмо Снеговичка. (Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

Перед вами карточки, возьмите ручку и вставьте пропущенные слова в предложения, так чтобы получился связный текст.

(Взаимопроверка). Поменяйтесь текстами. Получился ли у твоего друга по парте текст. Ребята, кто считает, что ваш сосед не смог исправить письмо Снеговичка?

- Поменяйтесь обратно. Определите грамматические признаки у тех слов, которые вы вставили в текст.

- Что вы будете определять? (род и число)

(Берут карандаш и определяют)

- Что общего у всех этих слов? ( они являются именем существительным)

- Ребята, а вы как помогаете птицам зимой? - Назовите, каких птиц вы видите около кормушки? - У кого из вас дома есть кормушка? У нас тоже в школьном палисаднике есть кормушка и я думаю, что вы не забываете туда насыпать корм. И ещё я вас приглашаю принять участие в экологическом проекте «В гармонии с природой» под названием акция «Кормушка».
IV. Итог урока.

Рефлексия.

- Заканчивается наше путешествие в страну имя существительное.

В путь! Домой! Руки в стороны, вперёд. Завершаем наш полёт!

- Чтобы закончить наше путешествие и попрощаться с нашим другом Снеговиком. Надо подвести итог. А итогом будет игра «Закончи понравившееся высказывание»

- Сегодня я узнал …

- Было интересно…

- Я вспомнил ….

- Урок дал мне для жизни …

- Здорово! Давайте, попрощаемся с нашим помощником-Снеговиком. И поблагодарим его за такое интересное и познавательное путешествие!

- А также мы прощаемся с Именем существительным. Но вы еще не раз побываете в этой удивительной стране и узнаете много нового.

- Ребята, а теперь вы будете по очереди подходить ко мне, брать одну снежинку и повесите её на доске рядом со Снеговиком.

Если было интересно, легко на уроке - возьмите белую снежинку.

Если иногда были трудности, сомнения в работе - синюю.

Посмотрите на доску! Белых снежинок оказалось больше! Я этому очень рада! Ведь на протяжение всего урока вы показали хорошие знания по изучаемой теме, были активны! Спасибо вам за это!)

(Звучит песня Шаинского на стихи Пляцковского «Улыбка»)

10. Домашнее задание.

- А теперь посмотрите на слайд и выберите для себя домашнее задание.

1)Напишите письмо Снеговику. Подчеркните имена существительные и определите грамм. признаки.

2)Спишите отрывок из художественного произведения о зиме. Подчеркните имена существительные и определите грамм. признаки.

3) Запишите 2-3 пословицы или поговорки о зиме. Подчеркните имена существительные и определите грамм. признаки.

- Спасибо вам, ребята, за работу!

Урок окончен. До свидания!

7


© 2010-2022