- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку. Антонимы (2 класс)
Урок по русскому языку. Антонимы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарова Н.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта изучения темы «Антонимы», 2 класс .
Тип урока
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель
- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
- расширять, уточнять словарный запас учащихся
Планируемые результаты
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Основные понятия
Слова с противоположным лексическим значением - антонимы; словарь антонимов.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
-тетрадь
- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс (1 часть), индивидуальные дифференцированные карточки
- презентация, компьютер, проектор
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
Межпредметные связи
Литературное чтение
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
I этап. Организационный
Цель:
- мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
(Личностные УУД
Коммуникативные УУД)
II этап. Актуализация знаний
Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …(слово)
- У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
- Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.
- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.
Отгадывают загадку.
Составляют пословицу из данных слов.
Объясняют её смысл.
Участвовать в обсуждении при составления пословицы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Оценивать правильность выполнения заданий.
(Личностные УУД РегулятивныеУУД Коммуникативные УУД)
III этап. Самоопределение деятельности
Цель:
- мотивировать к изучению темы;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Что интересного заметили?
- Что объединяет эти пары слов?
- Какие они по значению?
- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
- Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон - черный, голубь - белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
- Какова главная цель нашего урока?
Объясняют по какому принципу выделили слова.
Отгадывают загадки и находят слова с противоположным значением.
Формулируют цель урока.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Поиск и выделение информации;
(Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД Регулятивные УУД)
IVэтап.
Открытие новых знаний.
Цель:
- обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия
- Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?)
- Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы - это слова с противоположным значением.)
- Прочитайте правило.
- Слово антоним произошло от греческих слов анти - «против» и онима - «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти - «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др.
- В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.
- К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый.
Знакомятся с новым понятием - антонимы.
Работа по учебнику.
Подбирают антонимы к данным словам.
Работать с информацией, представленной в учебнике
Работать со словарем учебника.
(Познавательные УУД Коммуникативные УУД)
V этап.
Создание проблемной ситуации и выход из неё.
Цель:
- организация фиксирования индивидуального затруднения;
- стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
На экране пары слов.
- Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.
День - ночной.
Добрый - зло.
Работать - отдых.
(Не являются антонимами. Так как антонимы - это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).
Работа с пословицами.
- Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла.
Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье - свет, а неучнье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).
Горьким лечат, а сладким…(калечат).
- Объясните смысл последней пословицы.
Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
- А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
- На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Участвуют в обсуждении проблемной ситуации, формулируют собственное мнение и аргументировать его.
Подбирают антонимы в пословицы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Аргументация своего мнения.
Выдвижение гипотез для решения проблемной ситуации
(Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД)
VI этап. Физкультминутка
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:…(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
Хором подбирают слова в рифму и выполняют движения.
(Коммуникативные УУД)
VII этап. Применение новых знаний.
Цель:
- научить применять знания в практическом задании;
- организовать взаимопроверку
- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?
- С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев - заяц (по храбрости).
Муха - слон (по величине).
Лисица - ворона (по уму).
Стрекоза - муравей (по трудолюбию).
- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
- В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
- В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)
Отвечают на вопрос.
Работа в паре в подборе антонимов.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Межпредметные связи.
(Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД)
VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы
- Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь.
больная - здоровая
закат - восход
небо - земля
старая - молодая
зима - лето
сладкое - кислое
плачет - смеётся
Подбирают антонимы к картинкам.
(Коммуникативные УУД)
IX этап.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности - С каким новым понятием вы познакомились на уроке? - Чему вы научились? - Что вам понравилось?
- Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.
Дают ответы на вопросы.
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
(Личностные УУД
Коммуникативные УУД)
X этап.
Домашнее задание (разноуровневое) Цель:
- провести инструктаж по выполнению домашнего задания. 1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда - на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит.
2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый - …, сахар - …, жадность - …, медленный - …, до свидания - …, чёрный - … .
3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен - лечись, а … - берегись От малой искры, да … пожар. Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньше говори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит. Доброе слово дом построит, … слово дом … .
Дифференцированные задания.
(Коммуникативные УУД)