Методическое пособие для учителей начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМетодическое пособие для учителей начальных классовМуниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4»

Сборник игр и упражнений

для развития мелкой моторики рук

детей младшего школьного возраста

Автор-составитель: Кретова И.В

Учитель начальных классов

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида№4

г. Сарапула



Пояснительная записка. В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». У детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с нарушением познавательной деятельности нередко обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений. Обучающиеся с двигательной недостаточностью на уроках письма и развития речи с трудом усваивают технику письма и грамотное письмо. Эти дети имеют своеобразный почерк (сильный нажим, неровные буквы, писчий спазм). Некоторые из них с трудом удерживают в руках ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе. Двигательная недостаточность обучающихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно - временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу(например, ребенок не может держать одной рукой основании пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.) А также особенностью детей с нарушением интеллекта является отсутствие речи и задержка речевого развития. Данная подборка упражнений и игр способствует улучшению подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Ряд авторов (А.Р. Лурия, 1950, и др.), прослеживая нарушения навыка письма при поражении отдельных участков коры головного мозга, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием формирования графического навыка письма. Среди обучающихся специальных коррекционных школ имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Исправление двигательных недостатков связано с совершенствованием произвольной регуляции движений, применением упражнений, которые содействуют улучшению аналитико-синтетических процессов, обеспечивающих произвольную регуляцию тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Чем выше двигательная активность ребенка тем, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость в серьезной подготовки руки ребёнка к письму. Включение в работу по развитию мелкой моторики игровых заданий и упражнений способствует более успешному развитию мелкой моторики. В данном пособии представлены пальчиковые игры и упражнения, на развитие мелкой моторики рук апробированные в специальной коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения и игры представлены в пособии по нарастанию от простого к сложному, что делает процесс более практичным и доступным, а главное результативным. Пальчиковая гимнастика - это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствует развитию речи.













Пальчиковая гимнастика в стихах.
"Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке) Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, и головкою кивают.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца - правой рукой)

Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями) "Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши) И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

«Шла кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" - корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами - летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

«Кораблик»

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

«Апельсин»

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

«Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

«Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Пальчиковая игра от Н. Радченко

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")

Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су -Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни, посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» - кисть, а «джок» - стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, - на тыльной стороне руки.

Су-джок шары Эластичные кольца Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук.

Приемы работы Су - Джок массажером: 1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. 2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Предлагаю подборку упражнений в стихах с применением су-джок массажёра.

  1. Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет -

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

  1. Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левую руку, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3.Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)



СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Упражнения с шариком массажером Су - Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед - назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею - медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Также рекомендуется применять в своей работе следующие средства развития мелкой моторики.

  • Игры с пластилином;

  • Игры с конструктором, мозаикой;

  • Тренажеры для развития мелкой моторики;

  • Игры с пуговицами - пуговичный массаж:

    • Заполнить просторную коробку пуговицами.

    • Перетереть пуговицы между ладонями.

    • Пересыпать их из ладошки в ладошки.

    • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

  • Игры с крупами:

    • Пересыпать крупу

    • «Отгадай, какая крупа в мешочке»

    • Найти игрушку

    • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

  • Шнуровки;

  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

    • Самомассаж тыльной стороной кистей рук

    • Самомассаж ладони

    • Самомассаж пальцев рук

    • Упражнения с массажерами

  • Рисование:

    • Карандашом, кистью

    • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

  • Игры с бумагой:

    • Складывание различных фигур;

    • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.

  • Упражнения с мячами:

    • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

    • Катать мяч по часовой стрелке;

    • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

  • Игры со счетными палочками:

    • Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.



В заключение хотелось бы отметить, что правильно подобранные упражнения и игры для развития мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Список литературы.

Антакова - Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. - М., 1974.
2.Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
3.Безруких М.М, Ефимова С.П., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.; Академия, 1996.
4.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М. Аграф, 1997.
5.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., Просвещение, 1995..
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.
7.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., П., 1995,

8 .Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 2000.
9.Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. //Дефектология. - 1999. - № 3.
10.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторикирук у детей с нарушением речи. //Дефектология - 1999. - № 4.
11.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. - 1999. - №6.
12.Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1999
13.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.; Академия, 2002., 1979.
14.Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. - Санкт - Петербург: Издательский дом «Кристал», 2000.
15.Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1999. - № 1.
16.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. - Санкт - Петербург: «Детство - Пресс», 2001.
17.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Изд-во «Лань», 2000.





© 2010-2022