Программа внеурочной деятельности 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пушкарская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»








УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ «Пушкарская СОШ»

_______________В.И. Смольякова

от «___» ___________ 20 г.






ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный турист: изучаю родной край»

1 год обучения

7-10 лет





Учитель начальных классов:

Брудкова Лариса Анатольевна











Пушкарное, 2013 год


Программа внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край», модифицированная, спортивно-оздоровительной направленности.

Автор программы: Брудкова Лариса Анатольевна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__ » _______ 20 г., протокол № ____

Председатель _________ В.И. Смольякова

подпись Ф.И.О





I. Пояснительная записка


Данная программа внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край» разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности для младших школьников Д.В. Смирнова «Юный турист: изучаю родной край» (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ по ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.) в соответствии с федеральным государственным стандар­том начального общего образования. Орга­низация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений.

Отличительной особенностью данной программы является тесная взаимосвязь с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Тех­нология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности ин­тегрируют результаты учебной деятельности - универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности (самодеятельности) обучающихся в туризме и краеве­дении, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.

Предметами деятельности факультатива являются:

  • наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;

  • двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются: мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмо­циональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окру­жающего мира;

  • изучение природного и культурно-исторического наследия России.

Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие

обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравствен­ных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формиро­вание основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Актуальность данной программы состоит в том, что методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены со­стояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятель­ностного развития.

Целью внеурочной деятельности являются развитие познава­тельной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:

  1. освоение основных социальных норм, необходимых для безопас­ной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

  2. изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

  3. развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;

  4. мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

  5. развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

  6. вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследова­тельскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опы­тов и др.;

  7. воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленни­ков - туристской походной группы;

  8. развитие рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.

Данная программа адресована детям младшего школьного возраста (7-10 лет). Реализация содержания предлагаемой программы рассчитана на год занятий. Содержание программы предполагает проведение занятий как на базе стационарной классной комнаты, так и на базе спортивного зала, школьного двора, парка или лесного массива.

Программа занятий рас­считана на 33 ч занятий - по 1 ч один раз в неделю.

В группе должно быть не более 12-15 человек, это позволит соблюдать требования техники безопасности при занятиях туризмом и краеведением.

Педагог имеет возможность самостоятельно определять формы и виды занятий, их продолжительность с учётом времени года, погод­ных условий и местных особенностей. Общая продолжительность занятий не должна превышать 2 ч в по­мещении и 4 ч на открытой местности. В каникулярное время количе­ство и продолжительность занятий, проводимых на открытом воздухе, могут увеличиваться.

Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельно­сти обучающихся с элементами выполнения социально-профессиональ­ных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.

Занятия должны способствовать:

  1. освоению основ краеведения, азбуки туристско-бытовых навыков и туристского ориентирования;

  2. формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков;

  3. обучению двигательным действиям (элементам передвижения пешком и на лыжах при транспортировке груза-рюкзачка), общему укреплению здоровья и закаливанию организма;

  4. развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств);

  5. овладению техникой преодоления простейших препятствий пеш­ком и на лыжах с грузом-рюкзачком; развитию навыков межличностной коммуникации.

В межсезонье часть занятий проводятся в помещениях образовательного учреждения (классе, библио­теке, школьном краеведческом музее или спортивном зале), но большую часть занятий всё же необходимо проводить на открытом воздухе: в школь­ном дворе, парке, на берегу водоёмов.

В осенние, зимние и весенние каникулы проводятся: пешеходные и лыжные прогулки, походы выходного дня, туристско-краеведческие соревнования, физкультурно-­туристские состязания, экскурсии, туристские вечера, краеведческие вик­торины, познавательно-краеведческие игры «Что? Где? Когда?», соревнования «Папа, мама, я - туристская семья» и др. совместно с родителями учащихся.

Содержание программы предполагает широкое использование на за­нятиях аудио-, видео- и компьютерной техники, различных информа­ционных сетей, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятель­ную работу учеников.

Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

В работе с младшими школьниками педагог исполь­зует следующие методические приёмы:

  • введение и поддержание «корпоративных норм» - «Кодекса чести юного путешественника»;

  • инициирование и педагогическое сопровождение должностно-ро- левого самоуправления в туристской группе;

  • организация деятельности на принципах коллективного планиро­вания, организации и анализа действий;

  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей младших школьников;

  • предоставление воспитывающей и эмоционально насыщенной ин­формации, активизирующей познавательную деятельность, совместное обсуждение;

  • проблематизация тех отношений младших школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает социально опасными для их личностного развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, комму­никативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориен­таций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и при­рода», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «де­журный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают спо­собность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия - система спо­собов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школь­ником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт по­знавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в ту­ристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправле­ния; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обла­дать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах ту­ризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

  • основные этапы истории туризма;

  • основные виды туризма;

  • основные социальные функции туризма и краеведения;

  • ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорай­она и города;

  • историю своей школы, её традиции;

  • основные вехи истории родного края;

  • жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотече­ственников, внёсших вклад в развитие туризма;

  • азбуку туристско-краеведческой деятельности;

  • правила поведения в музеях и других общественных местах;

  • сущность и специфические особенности организации путешествий;

  • основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

  • основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

  • основные виды растительного и животного мира своего края;

  • способы передвижения и преодоления естественных и искусствен­ных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

  • способы охраны природы в туристском путешествии.

Учащиеся должны уметь.

  • общаться с людьми;

  • выступать с докладами;

  • оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

  • работать с научно-популярной литературой;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

  • ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе (селе);

  • рисовать планы местности;

  • выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

  • владеть техническими и тактическими приёмами преодоления ес­тественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами.

  • инициативностью;

  • аккуратностью;

  • коммуникабельностью;

  • целеустремлённостью;

  • самокритичностью;

  • творческой активностью;

  • способностью к оказанию взаимопомощи;

  • самостоятельностью;

  • исполнительностью;

  • способностью к взаимодействию в команде;

  • физической активностью;

  • выносливостью;

  • упорством в достижении поставленных целей;

  • уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

  • экологической культурой;

  • любовью к своей малой родине;

__ трудолюбием.

Подведение итогов работы за год может быть организовано в различ­ных формах общественной презентации (выставка, показательные вы­ступления, краеведческий конкурс, конференция, туристское путешествие и т. п.) с участием сверстников, педагогов образовательного учреждения и родителей обучающихся.



II. Учебно-тематический план

п/п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение

1



1.1.

Польза и значение туризма

1

-

2.

Правила поведения юных пу­тешественников

2



2.1.

Правила поведения юных путешественников на занятиях, на экскурсиях, в походах, в музеях.

1


2.2.

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях в школе, дома и на природе.


1

3.

Азбука туристско-бытовых навыков

4



3.1.

Распределение обязанностей юных путешественников в группе.


1

3.2.

Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии.


1

3.3.

Групповое снаряжение и уход за ним.


1

3.4.

Охрана природы в туристском походе или на экскурсии.


1

4.

Я, моё тело и моё здоровье

4



4.1.

Правила соблюдения личной гигиены во время туристских прогулок.


1

4.2

Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

1


4.3.

Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях.


2

5.

Азбука туристского ориенти­рования

4



5.1.

Я и мой дом, моя школа, школьный двор.


1


5.2.

Ориентирование по сторонам горизонта.



1

5.3.

Ориентирование по компасу, азимут.



1

5.4.

Ориентирование по компасу и плану.



1

6.

В гостях у путешествен­ников - героев сказок.

3



6.1.

Театрализованное инсценирование сказок в туристском путешествии.



3

7.

Путешествие во времена года.

4



7.1.

Подготовка к краеведческой экскурсии в парк.


1


7.2.

Экскурсия «Золотая осень».



1

7.3.

Экскурсия «Русская зима».



1

7.4.

Экскурсия «Пробуждение природы».



1

8.

Путешествие в мир моей школы.

2



8.1.

Загадочный мир моей школы, библиотеки.



1

8.2.

Знакомство с экспонатами экспозициями школьного краеведческого музея.



1

9.

Загадки школьного двора.

2



9.1.

Школьный двор и его местоположение.



1

9.2.

Благоустройство школьного двора.



1

10.

Азбука путешественника.

7



10.1.

Пешеходные путешествия: способы передвижения и преодоления препятствий.

1


10.2.

Виды естественных и искусственных препятствий, техника безопасности при их преодолении.


1


10.3.

Организация передвижения в туристском походе.



1

10.4.

Туристская полоса препятствий.



1

10.5.

Туристская эстафета.



1

10.6.

Пешеходная туристская прогулка



2

Зачётный летний однодневный поход



Вне сетки часов

Всего часов:

33

7

26

III. Содержание программы

Введение (1ч)

Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровле­ния организма человека. Виды туризма.

Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.

Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, разнотравных лугов и полей. Оздоровительный эффект от водных процедур.

Движение - ходьба пешком и на лыжах на прогулке укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.

Форма организации обучения:

  • путешествия человека с целью познания окружающего мира и са­мого себя, оздоровления своего организма.

Универсальные учебные действия:

  • кратко характеризовать путешествия как форму познания окру­жающего мира и самого себя, оздоровления своего организма;

  • выявлять различия в основных способах передвижения человека в путешествиях;

  • понимать и рассказывать об оздоровительном эффекте от путеше­ствий, оказываемом на организм человека.

Правила поведения юных путешественников (2 ч)

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во вне­урочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно­тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Требования по соблюдению техники безопасности во время турист­ской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Правила поведения на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвен­таря. Обязанности завхоза по снаряжению.

Правила обращения с колюще-режущими предметами, электропри­борами, предметами бытовой химии и медикаментами.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (ава­рийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе. Телефоны аварийных служб.

«Кодекс чести юного путешественника».

IПравила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды, его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.

Форма организации обучения:

-изучение правил поведения юных путешественников и техники безопасности, действий в аварийных ситуациях;

-принятие «Кодекса чести юного путешественника».

Универсальные учебные действия:

- понимать и выполнять правила поведения юных путешественников в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу);

-понимать и выполнять требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями;

-соблюдать порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря;

-выполнять обязанности завхоза по снаряжению;

- выполнять правила пожарной безопасности и поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе;

-соблюдать «Кодекс чести юного путешественника»;

-соблюдать правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр;

- выполнять права и обязанности участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр;

- выполнять права и обязанности капитана команды и участников команды;

- выполнять обязанности санинструктора туристской группы;

- обсуждать работу друг друга и коллектива (команды) в целом;

- овладевать опытом исполнительской деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления.

Азбука туристско-бытовых навыков (4 ч)

Общественно полезные и личностно значимые дела юных путеше­ственников на экскурсиях и туристских прогулках.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопо­мощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе. Смена дежурных должностей в течение года. Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в парке (лесу). Правила поведения во время различных природных явлений (грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече с дикими и домашними животными. Необходимость выполнения требо­ваний педагога и старших друзей; соблюдение тишины.

Личное снаряжение юного путешественника для участия в турист­ской прогулке или экскурсии. Рюкзачок юного путешественника и тре­бования к нему. Обувь юного путешественника для лета, межсезонья и зимы. Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.

Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с конкретными погодно-климатическими условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.

Групповое снаряжение и уход за ним: кухонная клеёнка, упаковка для продуктов, требования к ним и правила ухода. Тенты и палатки: их назначение, устройство и правила ухода. Фотоаппарат и мобильный те­лефон в туристской группе. Обязанности юного фотокорреспондента. Маршрутные документы и карты в путешествии, их хранение. Ремонт и сушка снаряжения после путешествия.

Ремонтный набор. Назначение предметов ремонтного набора и пра­вила обращения с ними. Обязанности ремонтного мастера группы. Орга­низация ремонта личного и группового снаряжения.

Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана при­роды. Требования к бивакам: наличие укрытия, дров, источника питьевой воды, безопасность, эстетичность, экология. Устройство и оборудование бивака (оборудование кострища, места для приёма пищи, отдыха, ги­гиены и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы в ту­ристском походе или на экскурсии. Установка палатки, тента для палатки, Снятие палатки и её упаковка для транспортировки.

Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» - и их назначение. Определение места для костра на ту­ристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы. Заготовка хвороста и валежника для костра. Раз- ведение костров в туристском походе. Обязанности кострового ту­ристской группы.

Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок оди­накового диаметра, проводники).

Организация приёма пищи (приготовление пищи) во время турист­ской прогулки в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация. Техника безопасности при приготовлении пищи. Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола в походно-полевых условиях. Обязанности дежурных по кухне. Обязанности знатока туристской кухни - повара группы.

Правильный подбор лыж и лыжных палок. Подбор лыж и снаряже­ния для участия в лыжной туристской прогулке. Умение правильно оде­ваться для лыжной прогулки или занятий.

Форма организации обучения:

  • распределение прав и обязанностей юных путешественников в ту­ристской группе;

  • сбор личного снаряжения и осуществление ухода за ним;

  • групповое снаряжение в путешествиях и на экскурсиях и уход за ним;

  • организация биваков в путешествии;

  • знакомство с туристскими узлами;

  • питание юных путешественников и питьевой режим.

Универсальные учебные действия:

  • выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обя­занности членов туристской группы;

  • подбирать необходимое личное снаряжение для участия в турист­ской прогулке, экскурсии или однодневном походе с учётом сезона года и погодных условий;

  • соблюдать требования гигиены по уходу за личным снаряжением;

  • упаковывать личное снаряжение для участия в туристской про­гулке, экскурсии;

  • осуществлять регулирование рюкзачка для туристских прогулок, путешествий;

  • соблюдать правила и требования упаковки снаряжения в рюкзачке;

  • подбирать необходимое групповое снаряжение для туристских про­гулок и однодневных походов, экскурсий;

  • соблюдать требования по охране природы в туристской прогулке, походе или на экскурсии;

  • характеризовать назначение предметов ремонтного набора и пра­вила обращения с ними;

  • овладевать технологиями производства элементарного ремонта личного снаряжения;

  • овладевать технологиями сервировки походного стола;

  • овладевать технологиями установки палатки или тента для укры­тия в непогоду;

  • характеризовать назначение основных типов туристских костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» - и овладеть технологиями их сооружения;

  • характеризовать назначение и свойства основных туристских узлов;

  • соблюдать требования гигиены и санитарии при заборе воды для питья, мытье посуды и хозяйственных нуждах;

  • взаимодействовать в игровой и соревновательной деятельности;

  • выявлять и устранять ошибки при вязке узлов, установке палатки, упаковке рюкзачка, уходе за личным снаряжением и т. п.;

  • оказывать помощь при обустройстве бивака;

  • правильно подбирать лыжи и лыжные палки, снаряжение для уча­стия в лыжной туристской прогулке;

  • осуществлять исполнительскую деятельность в системе долж­ностно-ролевого самоуправления;

  • соблюдать правила пожарной безопасности и охраны природы;

  • овладевать навыками заготовки хвороста и валежника для костра;

  • овладевать элементарными навыками разведения костра.

Я, моё тело и моё здоровье (4 ч)

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов. Личная гигиена на занятиях физ­культурой и туризмом. Зарядка. Комплекс физических упражнений для утренней зарядки. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиениче­ских требований. Уход за личным снаряжением. Обязанности санитара туристской группы.

Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия. Роль родителей и обучающегося в ведении дневника.

Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Ком­плекс физических упражнений и подвижные игры для развития общей и специальной выносливости. Бег с препятствиями и по пересечённой местности. Развитие функциональных возможностей ребёнка (гимна­стика, ходьба по пересечённой местности, спортивные игры, ходьба на лыжах). Развитие силы.

Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, уши­бах, мозолях. Характеристика травм. Способы обработки. Профилактика.

Требования по соблюдению питьевого режима во время занятий фи­зическими упражнениями, туристской прогулки, экскурсии. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. Выносливость и сила воли, их формирование в туризме.

Форма организации обучения:

  • личная гигиена при занятиях физическими упражнениями и ту­ризмом;

  • дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочув­ствия;

  • оказание первой доврачебной помощи;

  • общая физическая подготовка и оздоровление организма.

Универсальные учебные действия:

  • соблюдать правила личной гигиены при занятиях туризмом;

  • выполнять комплекс физических упражнений для утренней за­рядки;

  • осваивать навыки ведения дневника самонаблюдений за состоя­нием здоровья и самочувствия;

  • взаимодействовать в процессе подвижных игр, в игровой и сорев­новательной деятельности;

  • овладевать навыками ходьбы по пересечённой местности, ходьбы на лыжах с грузом-рюкзачком;

  • овладевать навыками оказания первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях;

  • уметь характеризовать простые травмы и оказывать необходимую доврачебную помощь;

  • соблюдать питьевой режим во время занятий физическими упраж­нениями, во время экскурсии и прогулки;

  • проявлять качества выносливости, аккуратности, доброжелатель­ности, исполнительности, силы воли и др.;

  • осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовле­ния пищи.

Азбука туристского ориентирования (4 ч)

Я и мой дом, моя школа, школьный двор. Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; на­значении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны гори­зонта. Определение сторон горизонта по солнцу объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон гори­зонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.

Компас и его устройство. Компас - прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязан­ности штурмана группы.

Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу. Знакомство с понятием «ази­мут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Правила работы с компасом. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных в школьном дворе. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки.

Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школь­ного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности с помощью компаса.

Универсальные учебные действия:

  • выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора;

  • определять назначение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора, выявлять различия в их на­значении;

  • пересказывать маршрут движения;

  • определять стороны горизонта;

  • измерять направления (азимуты) сторон горизонта по компасу;

  • ориентироваться по компасу и карте (плану) в школьном дворе, парке;

  • читать, рисовать, понимать условные обозначения (знаки) планов местности;

  • организовывать движение по карте (плану) местности;

  • выявлять и характеризовать отличительные признаки условных обозначений на планах местности в зависимости от цвета;

  • осваивать технику ориентирования по карте и компасу на местности;

  • проявлять внимательность и сосредоточенность;

  • соблюдать правила работы с компасом и картой;

  • проектировать маршрут движения путешественника из пункта А в пункт Б;

  • взаимодействовать при движении по маршруту.

В гостях у путешественников - героев сказок (3 ч)

Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественни­ках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная королева», «Кот в сапогах» и др.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои: пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах (лодки, корабли), летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях и т. п.

Личностные качества сказочных героев, необходимые им в путеше­ствиях: смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общитель­ность, доброта, Трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносли­вость, мужество, хитрость, отзывчивость и др.

Предметы ориентирования на местности, которые использовали ска­зочные герои: растения, звёздное небо, легенды (описание и рассказы), карты (планы), дорожно-тропиночная сеть, речные системы и т. п.

«Проводники» - путеводители сказочных героев: клубок ниток, перья птиц, сказочные герои и животные.

Способы преодоления естественных препятствий сказочными ге­роями.

Театрализованное инсценирование сказок в туристском путешествии.

Форма организации обучения:

  • театрализованное представление «Путешествуем в сказку».

Универсальные учебные действия:

  • описывать и характеризовать сказочных персонажей как путеше­ственников;

  • выявлять положительные и отрицательные качества сказочных ге- роев-путешественников;

  • выявлять и описывать способы преодоления естественных препят­ствий сказочными персонажами;

  • участвовать в сюжетно-ролевой театрализованной игре;

  • примерять на себя качества сказочных персонажей;

  • оценивать деятельность сказочных персонажей, формулировать выводы;

  • формировать личностные качества: смелость, решительность, на- стойчивость, общительность, доброту, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, отзывчивость и др.;

  • взаимодействовать при инсценировании сказок;

  • общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Путешествие во времена года (4 ч)

Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители (расте­ний, птиц, насекомых, следов животных и пр.) и др.

Природное наследие. Изменения в природе. Растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные, причудливые формы рель­ефа, растений. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности. Оказание помощи братьям меньшим. Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведче­ские задания и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности знатоков: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, крае- вед-эколог и т. д.

Ведение совместно с родителями дневников наблюдений и впечатле­ний. Составление рисунков на тему «Зимний лес»; аппликации на тему «Осенняя сказка» и т. п. Рисунки о том, что или кого увидели юные пу­тешественники на туристской прогулке, в парке.

Экскурсии в парк (лес), на луг, на берег реки. Выполнение краевед­ческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, сбор отпечат­ков, следов животных и птиц, лекарственных растений и пр.). Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Соблюдение правил поведения и культуры общения в при­родной среде. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать объекты экскурсии (растения, животных, птиц и следы их жизнедея­тельности). Помнить цель экскурсии - узнать и увидеть что-то новое, интересное. Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Наблюдение за природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной средой. Рассказы «знатоков при­роды» о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоёмах, сезонных изменениях в природе.

Форма организации обучения:

- подготовка к краеведческой экскурсии в парк (лес);

- экскурсия «Золотая осень»;

- экскурсия «Русская зима»;

- экскурсия «Пробуждение природы».

Универсальные учебные действия:

- осваивать методы организации наблюдений в природной среде за объектами животного и растительного мира;

  • осваивать алгоритмы выполнения исследовательских краеведче­ских заданий;

  • взаимодействовать в звеньях, группах «знатоков» при выполнении исследовательских краеведческих заданий;

  • обучать универсальным умениям: управлять эмоциями в процессе экскурсий и наблюдений, организовывать наблюдения за природными явлениями;

  • обучать умению формулировать вопросы к экскурсоводу;

  • развивать усидчивость, аккуратность, внимательность, наблюда­тельность, последовательность;

  • осваивать навыки ведения дневников наблюдений (впечатле­ний);

  • изготавливать различные поделки из природных материалов (листьев деревьев, сучьев, плодов и т. п.);

  • организовывать наблюдения за следами жизнедеятельности птиц и животных;

  • оценивать сезонные изменения в природе, поведении птиц и жи­вотных;

  • пересказывать и составлять тексты по результатам наблюдений за природными объектами на экскурсии;

  • формулировать вопросы, возникающие в ходе экскурсий, прогулок;

  • овладевать навыками передвижения пешком (на лыжах) по дорожно-тропиночной сети на экскурсии;

  • исследовать в процессе наблюдений природных объектов фауны и флоры;

  • группировать объекты природы по признакам: деревья, кустар­ники, травы; птицы, животные, насекомые и т. п.;

  • анализировать и оценивать воздействие человека и его хозяй­ственной деятельности на природу;

  • объяснять правила поведения и охраны природы в различных си­туациях.

Путешествие в мир моей школы (2 ч)

Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьной библиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным по­лигоном, географической площадкой, школьным садом и др.

Цели и задачи экскурсии по школе. Правила поведения на экскурсии в школьном музее. Правила осмотра экспозиций и экспонатов. Подведе­ние итогов экскурсии.

Обязанности знатоков.

Экскурсия в школьный краеведческий музей, библиотеку: выставка кар­тин с изображением природы, пейзажей; выставка книг о путешественниках и природе родного края. Соблюдение правил поведения и культуры общения в музее. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты. Помнить цель экскурсии - узнать и увидеть что-то новое, интересное. Уме­ние не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Форма организации обучения:

  • загадочный мир моей школы, библиотеки;

  • знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведче­ского музея.

Загадки школьного двора (2 ч)

Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. План школьного двора (территории). Назначение сооружений школьного двора. Стадион и спортивная площадка школьного двора. Условные знаки плана школьного двора. Ориентировка плана школьного двора по сторо­нам горизонта. Масштаб. Измерение расстояний на школьном дворе.

Виды растений (флора) и животных (фауна) обитателей школьного двора. Школьный сад.

Экология школьного двора: охрана природы, загрязнение террито­рии. Участие в природоохранных акциях.

Форма организации обучения:

  • школьный двор и его местоположение;

  • благоустройство школьного двора.

Универсальные учебные действия:

  • общаться и взаимодействовать при выполнении исследовательских заданий;

  • составлять описание школьного двора и обсуждать назначение его сооружений;

  • характеризовать зелёные насаждения школьного двора, их на­значение и видовой состав;

  • использовать условные знаки для составления плана школьного двора;

  • измерять расстояния и азимуты на школьном дворе;

  • рисовать план школьного двора;

  • организовывать природоохранные акции по уборке школьной тер­ритории.

Азбука путешественника (8 ч)

Способы передвижения юных путешественников. Преодоление про­стейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, за рослей кустарника, луж (без снаряжения - рюкзачка и с рюкзачком). Пра­вила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения. Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы. Обязанно­сти проводника и их выполнение на туристской прогулке.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гим­настическая самостраховка при преодолении препятствий.

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорож­кам в парке, на местности по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. При­валы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения юных путешественников на туристской прогулке. Привалы «Прогоноч- ный», «Промежуточный», «Обеденный». Распорядок походного дня.

Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Переправа через условное бо­лото по наведённым кладям (жердям), по кочкам. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; преодоление оврага (канавы) ма­ятником.

Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимо­действия в команде юных путешественников, взаимовыручка.

Управление лыжами при транспортировке груза (от 2 до 5 кг) в рюк­зачке. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом (без рюкзачка и с рюкзачком). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Управление лыжами на месте: поочерёдное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; пооче­рёдное поднимание носков лыж.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступаю­щим и скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600-700 м; соревнования на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 2-5 кг; передвижение в среднем темпе.

Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. По­движные игры. Гимнастические упражнения.

Форма организации обучения:

- пешеходные путешествия: способы передвижения и преодоления препятствий;

  • лыжные путешествия: способы передвижения и преодоления пре­пятствий;

  • организация передвижения в туристском походе;

  • виды естественных и искусственных препятствий, техника без­опасности при их преодолении;

  • туристская полоса препятствий;

  • туристская эстафета;

  • лыжная туристская прогулка;

  • пешеходная туристская прогулка.

Универсальные учебные действия:

  • самостоятельно наблюдать погодные условия и описывать их;

- осваивать универсальные умения по передвижению пешком или на лыжах с грузом-рюкзачком;

  • осваивать навыки и технику преодоления естественных препят­ствий при передвижении пешком с грузом и без;

  • осваивать технику физических упражнений прикладной направ­ленности;

  • выявлять характерные ошибки при передвижении пешком или на лыжах с грузом;

  • проявлять силу и выносливость при передвижении на местно­сти;

  • соблюдать правила техники безопасности при передвижении на местности;

  • моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах при транспортировке груза в рюкзачке;

  • проявлять выносливость при прохождении тренировочных дис­танций на лыжах различными способами передвижения;

  • применять правила подбора одежды для занятий туризмом с уче­том состояния погоды и сезона года;

  • принимать адекватные решения при возникновении аварийных си­туаций на маршруте (прогулке);

  • проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр на мест­ности на лыжах;

  • организация командного взаимодействия в играх на местности, в эстафетах.

Зачётное мероприятие (однодневный поход)

Передвижение группы на местности с преодолением естественных препятствий (5км). Организация взаимопомощи при преодолении пре­пятствий. Ритм движения. Походная колонна

Разбивка и обустройство лагеря группы. Установка тента для укры­тия от дождя. Оборудование костра. Приготовление пищи на костре. Сер­вировка походного стола.

Соблюдение норм гигиены и санитарии. Соблюдение требований тех­ники безопасности.

Выполнение обязанностей в системе должностно-ролевого само­управления.

Подвижные игры на местности. Юмористические физкультурно-ту- ристские состязания между командами или «Папа, мама, я - туристская семья».

Охрана окружающей среды. Трудовой десант - сохраним родной край потомкам!

Универсальные учебные действия:

  • соблюдать нормы гигиены и санитарии;

  • соблюдать требования техники безопасности;

  • выполнять обязанности в системе должностно-ролевого само­управления;

  • организовывать взаимопомощь при преодолении препятствий.

IV. Материально-техническое обеспечение

Материально-технические ресурсы:

  • игровой спортивный зал;

  • площадка для организации подвижных спортивных игр на откры­том воздухе;

  • площадка для проведения тренировок по физической культуре и туризму;

  • подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и обо­рудования;

  • кабинет для проведения аудиторных занятий.

Информационно-методические ресурсы складываются из коли­чественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения информационно-библиотечного центра школы, поддерживаю­щего организацию внеурочной деятельности; комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической ли­тературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности; качественных характеристик школь­ного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней сети.



Перечень необходимого оборудования, снаряжения и инвентаря для организации занятий внеурочной деятельности

Оборудование и снаряжение общего назначения

Палатка туристская (компл.)

Тент на палатку (компл.)

Колышки для палаток (компл.)

Стойки для палаток (компл.)

Секундомер электронный (2 шт.)

Компас жидкостный для ориентирования (20 шт.)

Таганок (2 шт.)

Рукавицы костровые (компл.)

Каны туристские (2 компл.)

Коврик туристский (2-3 шт.)

Аптечка медицинская (компл.)

Ремонтный набор (компл.)

Лопата сапёрная (1 шт.)

Верёвка основная (2 шт.)

Петли прусика (верёвка 6-8 мм) (30 шт.)

Верёвка вспомогательная (2 шт.)

Альпеншток (компл.)

Призмы для спортивного ориентирования (летние) (компл.) Компостеры для спортивного ориентирования (летние) (компл.) Бумага цветная (компл.)

Экран демонстрационный (1 шт.)

Курвиметр (10 шт.)

Рулетка (2 шт.)

Мерная лента (2 шт.)

Термометр наружный (2 шт.)

Планшет для глазомерной съёмки местности (4 шт.)

Дальномер простейший (4 шт.)

Школьный атлас - определитель бабочек (1 шт.)

Полевой определитель птиц (1 шт.)

Карандаши цветные, чертёжные (компл.)

Транспортир (20 шт.)

Карты топографические учебные (компл.)

Учебные плакаты по лыжному туризму (компл.)

Учебные плакаты «Туристские узлы» (компл.)

Диафильм «Туристский поход» (Часть 1. «Ориентирование на мест­ности по карте и компасу. Пешеходные походы»)

Диафильм «Туристский поход» (Часть 2. «Лыжные походы. Оказа­ние первой помощи при травме и несчастных случаях. Организация со­ревнования по ориентированию на местности»)

Диафильм «Туризм» (Часть 3. «Организация туризма. Подготовка к путешествию. Привалы и питание»)

Диафильм «Туризм» (Часть 4. «Пешеходный туризм»)

Диафильм «Туризм» (Часть 5. «Лыжный туризм»)

Диафильм «Формы поверхности суши»

Слайд-фильм «Техника лыжного туризма»

Слайд-фильм «Туристско-бытовые навыки»

Слайд-фильм «Топографическая подготовка туриста»

Слайд-фильм «Техника пешеходного туризма»

В перечень не включено компьютерное и демонстрационное видео- и аудиооборудование, а также стандартное оборудование спортивных залов общеобразовательных учреждений.

Личное снаряжение обучающихся

Рюкзак (анатомический) для походов

Рюкзачок для туристских прогулок

Туристские ботинки Обувь спортивная (типа шиповки)

Сапоги резиновые

Фляжка или ёмкость для питьевой воды (1 литр)

Головной убор

Штормовка (ветрозащитная куртка)

Тренировочный костюм шерстяной

Свитер шерстяной

Брюки ветрозащитные

Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка)

Блокнот и ручка

Мазь от кровососущих насекомых

Коврик туристский


V. Список литературы


Литература для учителя

  • Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992.

  • Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель­ного образования: учеб. пособие. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьни­ков. Методический конструктор : пособие для учителя. - М. : Про­свещение, 2010.

  • Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и вне­урочных занятий школьников : учеб. пособие. - М.: Логос, 2003.

  • Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся началь­ных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011.

  • Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1-2 и 3-4 классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И. Белоусов; под ред. М.Я. Виленского. - М.: Русское слово, 2010.

  • Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. - М.: Экон-Информ, 2009.

  • Организация и развитие ученического самоуправления в общеобра­зовательном учреждении : учеб.-метод, пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

  • Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: РМАТ, 2001.

10. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии / пер. с чеш. С Д. Баранниковой. - М.: Профиздат, 1990.

11. М. Поломис К., Махитка 3. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баран­никовой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. - М. : Культура и тради­ции, 1995.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ос­новное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой ра­боте, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Констан­тинов, С.В. Усков. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.

  3. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм: программы до­полнительного образования детей: вып. 4. - М.: Советский спорт, 2003.

  4. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Констан­тинов Ю. С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение: образовательные про­граммы для системы дополнительного образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. - М.: Советский спорт, 2005.

В список литературы к программе не включены перечни сайтов из

сети Интернет.

Список рекомендуемой литературы для учеников

  1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат.: для мл. возраста]. - М.: Дом, 1993.

  2. Берроуз Э. Тарзан. - СПб.: Искуство, 1991.

  3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. - Л., 1984.

  4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. - М.: Детская литература, 1977.

  5. Дефо Д. Робинзон Крузо. - М.: ACT : Астрель, 2008.

  6. Киплинг Р. Маугли. - М.: Детская литература, 1986.

  7. Пришвин М.М. Моя страна. - М.: Географиздат, 1950.

  8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. - М.: ACT: Олимп, 1997.

  9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь : повесть. - Ростов н/Д : Ростов­ское книжное изд-во, 1988.

  10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М.: Детская литература, 1977.

  11. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавате­лях). - М.: Детская литература, 1984.



© 2010-2022