Доклад на тему: Выбор методов, средств, технологий обучения. Этапы разработки и презентации учебного проекта

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор методов, средств, технологий обучения.

Этапы разработки и презентации учебного проекта Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяемому образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  • освоение предметных знаний; умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  • овладение междисциплинарными и коммуникативными умениями;
  • овладение умениями работать с информацией, представленной в различном виде; сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы;
  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.
Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает не только четкое осознание своего плана учебных действий, но и формирование его у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. В целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого- либо материала. Проектная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самосознания. Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый, учащийся овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание заданий, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление математически задач, правильное их решение. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут быть реализованы. В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает культуру умственного труда, которая предполагает не только технику восприятия, изучения темы, записи и оформления решения, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность изучаемого раздела, идти в глубь еще не решенных проблем . В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта. Вышесказанное позволяет представить систему организации проектной деятельности младших школьников, включающую три взаимосвязанных уровня: базовый, продвинутый и творческий. На базовом уровне целью является ознакомление детей с основами проектирования, формирование первоначальных проектировочных умений. При этом содержанием их деятельности является разработка групповых мини-проектов на учебных занятиях. Это может быть создание рассказов, сказок, памяток, опорных схем, игр на закрепление учебного материала и т.д. Взаимодействие педагога и учащихся включает следующие этапы: подготовительный, ориентационный, поисковый, аналитический. На подготовительном этапе учитель вводит понятия «проектная деятельность», «проект»; представляет общую структуру проекта, организует деятельность детей по ее анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют структурные компоненты проекта. Результат взаимодействия - формирование первоначальных представлений детей о процессе проектирования, о проекте как его конечном продукте. На ориентационном этапе формулируется проблема, определяются возможные направления проектирования. Учащиеся ее осмысливают, осуществляют выбор личностно значимого направления проектной деятельности. Результат взаимодействия - формирование первоначальных представлений детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей ее разрешения. На поисковом этапе педагог руководит взаимодействием младших школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска. Учащиеся осуществляют поисково-творческую деятельность в избранном направлении. С целью оптимизации проектной деятельности детей целесообразно предложить им в качестве опоры следующий алгоритм:
  1. проанализируйте интересующие вас проблемы;
  2. выделите ту проблему, решение которой для вас сегодня наиболее важно;
  3. сформулируйте проблему в виде вопроса;
  4. представьте возможный результат вашей работы;
  5. продумайте последовательность действий по достижению желаемого результата. Для этого ответьте на вопросы: с чего необходимо начать? что необходимо сделать дальше? что необходимо сделать на последнем этапе работы?
  6. определите возможные источники поиска необходимой информации. Проконсультируйтесь в случае необходимости с учителем;
  7. осуществляйте деятельность по намеченному плану;
  8. продумайте форму представления и защиты результата вашей работы;
  9. проанализируйте свою деятельность: соответствует ли результат замыслу? что нового для себя узнали в процессе работы? чему научились? что было трудным? что оказалось легким? возможна ли дальнейшая работа над проектом? если да, то в каком направлении?
Результатом дидактического взаимодействия на данном этапе является формирование у младших школьников первоначальных проектировочных умений. На аналитическом этапе учитель анализирует, оценивает и корректирует творческий поиск детей. Учащиеся осуществляют рефлексию созданного проекта и процесса проектирования. Результат взаимодействия - овладение детьми умением осуществлять рефлексию проектной деятельности. На продвинутом уровне цель состоит в расширении и углублении знаний младших школьников о процессе проектирования, совершенствовании проектировочных умений. Содержанием их деятельности выступает создание группового проекта по изученному разделу какого-либо учебного предмета. Включению учащихся в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Задача учителя - создать условия для проявления ими инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. При этом учитель выступает как помощник, индивидуальный консультант, сопровождающий собственный поиск детей. На подготовительном этапе учитель ставит перспективную учебную задачу, связанную с разработкой проекта, актуализирует представления учащихся о структуре проекта. Младшие школьники воспринимают и осмысливают учебную задачу, воспроизводят структурные компоненты проекта. Результат взаимодействия - создание мотивации детей к осуществлению проектной деятельности. На ориентационном этапе педагог консультирует учащихся, как лучше сформулировать проблему и тематику будущего проекта. Они определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, осуществляют постановку цели и задач. Результат взаимодействия - начало поисково-творческой деятельности младших школьников по разрешению проблемы. На поисковом этапе учитель консультирует учащихся по вопросам поиска и отбора научной информации, практического опыта, проектного замысла и возможным направлениям его реализации, а также по содержательной части проекта. Учащиеся осуществляют поиск, изучение научных источников и практического опыта, формулируют проектный замысел, представляют его теоретическое обоснование и технологическое описание. По окончании работы над проектом учитель рассказывает о процедуре его защиты. Учащиеся составляют и редактируют текст выступления на защите. Результат взаимодействия - создание проекта и его презентации. На аналитическом этапе учащиеся осуществляют презентацию проектного замысла, отвечают на вопросы одноклассников и педагога. При этом происходит рефлексия процесса и результатов проектной деятельности. Учитель анализирует и оценивает процесс и результаты проектной деятельности детей, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки. Оценка качества проектов осуществляется по следующим критериям:
  • осмысление проблемы проекта и формулирование его цели;
  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и интегрированных знаний, умений и навыков;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • прикладное значение полученных результатов
Результат взаимодействия - подведение итогов и оценка проектной деятельности младших школьников. Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. На творческом уровне цель состоит в обобщении и систематизации знаний учащихся о процессе проектирования, применении проектировочных умений в нестандартной ситуации. Содержанием их деятельности является создание интегрированного проекта в рамках нескольких учебных дисциплин или в рамках системы воспитательной работы. Взаимодействие «учитель - учащиеся» организуется аналогично продвинутому уровню, при этом учащиеся проявляют большую степень самостоятельности на каждом из этапов работы над проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем он собирается делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы. Следующий шаг - как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной деятельности, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кстати, учебный проект - прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах - это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т. п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.


Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент - 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации.

Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

© 2010-2022