Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель ______________/Галиева Г.А. по УВР МБОУ « СОШ с.Тумутук» МБОУ « СОШ с.Тумутук» ____ / Кашапова Ф.Ф../ ________________ /Харрасов Б.С./

Протокол № от от « » августа 2015 г Приказ № « » августа 2015 г. от « » августа 2015 г.

Рабочая программа


Султановой Фанисы Рашитовны


учителя


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


«Средней общеобразовательной школы села Тумутук»


Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан


по окружающему миру в 2 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от « » августа 2015г









Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

  • Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2011
  • Рабочие программы.А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир. 1-4 классы», «Просвещение» М., 2011
  • Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук»Азнакаевского муниципального района РТ на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 68 ч., в неделю 2 ч.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохи;

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

-средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру;

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);

-учиться планировать учебную деятельность на уроке;

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого -предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

-средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир;

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь друга;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-вступать в беседу на уроке и в жизни;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

-объяснять влияние притяжения Земли;

-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

-наблюдать за погодой и описывать её;

-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроляпо окружающему миру Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

1.

Время и календарь

15

2.

Осень

19

3.

Зима

15

4.

Весна

19

Всего:

68



Учебно - тематическое планирование

поокружающему миру__

Классы

Количество часов: всего68 час; в неделю 2 час.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

  • Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2011
  • Рабочие программы.А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир. 1-4 классы», «Просвещение» М., 2011
  • Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук»Азнакаевскогомуниципального района РТ на 2013/2014 учебный год


Учебник«Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2012 г, Авторы: А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.

Дополнительная литература
  1. Рабочие тетради. Авторы: А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая., «Окружающий мир»
2.Методическое пособие с поурочными разработками, 2 класс, «Просвещение» А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.




Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ по разде

лу

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Виды

учебной

деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоение материала

Дата

проведения


план

факт


Раздел 1. Вселенная, время, календарь- 15 1. Мы - союз народов России 1 Урок изучения нового. познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многоо-бразии субъектов Россий-ской Федерации - рес-публиках, краях, областях, городах федеральногозна-чения; продолжить углуб-ление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-административной картой России; формировать доброжелательноеотноше-ние друг к другу как к носителямэтнических и общероссийских культурных ценностей. Фронтальный, индивидуаль-ный называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.



2. Мы - жители Вселенной 1 Урок изучения нового. формировать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
Фронтальный, индивидуальный научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.



3. Наш «космический корабль» - Земля. Практическая работа с компасом 1 Урок изучения нового. Практическая работа с компасом дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.
Фронтальный, индивидуальный усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта.



4. Экскурсия «Что нас окружает?» 1 Урок-экскурсия Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему. Фронтальный Уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений.



5. Время. Дорога от школы до дома. 1 Урок изучения нового. сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие «единицы измерения времени»; познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира. Фронтальный, индивидуальный уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы.



6. Сутки и неделя. 1 Урок изучения нового. сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности детей - вербальной, изобразительной и др. Фронтальный, индивидуальный уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи)



7. Месяц и год. 1 Урок изучения нового. сформировать представ-ления детей о связи ес-тественныхединицизме-рения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокругЗемли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года;развивать творческоевоображ. детей в процессенаблюдения за природой в течение года. Фронтальный, индивидуальный уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естеств. спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.



8. Время года. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. 1 Урок изучения нового. сформировать представления детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
Фронтальный, индивидуальный с помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условностьначала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.



9. Экскурсия «Живая и неживая природа» 1 Урок-экскурсия Учить наблюдать за живой и неживой природой, позна-комитьсгеограф площадкой, записывать наблюдения в дневник. Фронтальный, индивидуальный Уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений.



10. Погода. Практическая работа с термометром
1

Урок изучения нового. Практ. Работа с термометр. формировать понятие «погода»; познакомить де-тей с устройством и особен. работы разныхвидов термометров; научить измерять темературу, записывать показ.термометра. Фронтальный, индивидуальный усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них.



11. Календарь- хранитель времени, страж памяти 1 Урок изучения нового. дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей. Фронтальный, индивидуальный понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких.



12. Красные дни календаря 1 Урок изучения нового. познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объ-единения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожи-тельства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Фронтальный, индивидуальный уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе).



13. Народный календарь. 1 Урок изучения нового. сформировать представ-ление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой. Фронтальный, индивидуальный знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.



14. Экологический календарь. Виды наземного транспорта. 1 Урок обобщения и систематизации знаний продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; поз-накомить с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Фронтальный, индивидуальный понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы.



15.




Контрольное тестирование 1 Урок проверки, оценки и коррекции знаний. Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. Фронтальный, индивидуальный Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.



Раздел 2. Осень - 19 16.



Осенние месяцы Осень в неживой природе 1 1 Урок изучения нового. Урок изучения нового. учить детей соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением ста-ринных названий осенних месяцев в языке народов своего края; показать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; развивать эмо-ционально-ценностное от-ношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творче-ства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками И. И. Левитаном и А. А. Пластовым и с главными темами их художественного творчества.показатьзави-симость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюденияучащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне осеннего равноденствия. Фронтальный, индивидуальный Фронтальный, индивидуальный научиться находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о другев совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.понять зависимость осеннихизменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.




17. Экскурсия «Осенние изменения в природе».
1 Урок-экскурсия Кроме образовательных целей ознакомления млад-шихшкольников с сезонными изменениями в живой природе,осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические пере-живанияи элементы укрепления физического здоровья. Фронтальный Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

2.11
18. Народные праздники в пору осеннего равноденствия 1 Урок изучения нового. познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям. Фронтальный, индивидуальный уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

3.11


19. Звёздное небо осенью 1 Урок изучения нового. продолжить знакомство второклассников со звездами и созвездиями; познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь.
Фронтальный, индивидуальный понять, что звезды, как иСолнце, - сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями БольшаяМедведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.



20. Трава у нашего дома. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств 1 Урок изучения нового. продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречаю-щимися травянистыми растениями; научить, поль-зуясь атласом-определи-телем «Отземли до неба», распознавать травянистые растения.
Фронтальный, индивидуальный понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя.



21. Старинная женская работа 1 Урок изучения нового. познакомить детей с содержанием и пос-ледовательностью трудовых операций при обработке льна,льняной пряжи и ткани; закрепить пред-ставления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество. Фронтальный, индивидуальный уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между со бой в группе.



22. Деревья и кустарники осенью 1 Урок обобщения и систематизации знаний продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.
Фронтальный, индивидуальный понять причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениямисредней полосы России; продолжить развивать навыкиработы с атласом-определителем и дополнительной литературой



23. Чудесные цветники осенью 1 Урок Закрепления изученного продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами; учить создавать и ценить красоту; обобщить знания учащихся об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения. Фронтальный, индивидуальный вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственномсадуосенью; понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям.



24. Проверочная работа 1

Урок пров., оценки и коррекции знаний. Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки. Фронтальный, индивидуальный Показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью их исправления.



25. Грибы 1 Урок изучения нового. дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличатьсъедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Фронтальный, индивидуальный понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться состроением грибов; научиться отлич. съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.



26. Шестиногие и восьминогие 1

Урок обобщения и систематизации знаний. продолжить начатое в 1 классе знакомство с насекомыми; дать понятие о паукообразных; позна- комить с этапами развития бабочки и стрекозы; воспитывать бережное отношение к природе, к насекомым и паукообразным. Фронтальный, индивидуальный знать, чем отличаются насе- комые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.



27.12 Птичьи секреты 1

Урок комплексного применения знаний, закрепление пройденного продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе. Фронтальный, индивидуальный понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц.



28. Как разные животные готовятся к зиме 1 Урок изучения нового. познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме;продолжать прививать любовь к родной природе. Фронтальный понять, как животные гото- вятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.



29. Невидимые нити в осеннем лесу 1 Урок изучения нового. формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах. Фронтальный, индивидуальный узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научитьсяприводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу



30. Осенний труд 1 Урок изучения нового. сформировать представ-ления детей о много-образной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уваже-ние к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящейзимы. Фронтальный, индивидуальный знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.



31. Будь здоров! 1 Урок изучения нового. познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межлич-ностных отношениях детей.
Фронтальный, индивидуальный выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.



32. Охрана природы осенью









1 Урок изучения нового. познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью. Фронтальный, индивидуаль-ный освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.



33. Экскурсия. 1 Урок наблюдения.




34. Контрольное тестирование 1 Урок проверки, оценки и коррекции знаний.
Проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки Фронтальный, индивидуальный Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов




Раздел 3. Зима - 15 35. Зимние месяцы. Участники дорожного движения. 1 Урок изучения нового. учить детей соотносить признаки зимыв природе и особенности жизни людей зимой со зна-чением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоцио-нально-ценностное от-ношение детей к природе и произведениям сло-весного и изобрази-тельного искусства; расширять словарный запас младших школь-ников, учить их ис-пользовать вырази-тельные средства род-ного языка для описания красоты зимней природы и произведений искус-ства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с глав-ными темами их художественного творчества. Фронтальный, индивидуальный научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.



36. Зима-время науки и сказок 1 Урок обобщения и систематизации знаний углубить представление детей о том, какучились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами пе-редает внутреннее состояние героев художник. Фронтальный, индивидуальный знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.



37. Зима в неживой природе 1 Урок изучения нового. дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы. Фронтальный, индивидуальный обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).



38.4 Экскурсия «Зимние изменения в природе».
1 Урок-экскурсия Цель этой экскурсии - разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом - создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Фронтальный Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений



39. Звездное небо зимой 1 Урок комплексного применения знаний, обобщение знаний. продолжить знакомство с картой звездного неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус.
Фронтальный, индивидуальный научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде.



40. Зима в мире растений 1 Урок закрепления изученного закрепить знания детей о зимних погодных яв-лениях и состоянии природы зимой, полу-ченные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе. Фронтальный, индивидуальный запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.



41. Зимние праздники. Правила пользования транспортом. 1 Урок-игра познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с проис-хождением и особен-ностями зимнего ново-годнего праздника; за-крепить понятие о существовании двух типов календаря - гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимнихпраздников по православному кален-дарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем - Новый год); об обычае украшать рождествен-скую елку и оставлять ее до Нового года. Фронтальный знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.



42. Растения в домашней аптечке 1 Урок изучения нового. дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
Фронтальный, индивидуальный уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.



43. Зимняя жизнь птиц и зверей 1 Урок обобщения и систематизации знаний показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособ-ления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму. Фронтальный, индивидуальный усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.



44. Невидимые нити в зимнем лесу 1 Урок обобщения и систематизации знаний продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах. Фронтальный, индивидуальный узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.



45. В феврале зима с весной встречается впервой 1 Урок изучения нового. познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые прихо-дятся на февраль или самое начало марта; дать представление о нрав-ственном значении этих обычаев во взаимо-отношениях разных поколений в семье.
Фронтальный, индивидуальный знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и вы- брать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.



46. Зимний труд. Правила перехода дороги при высадке из транспортных средств. 1 Урок изучения нового. познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, со-четающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицахгородов и сел. Фронтальный, индивидуальный понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.



47. Будь здоров! 1 Урок-игра познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, раз-вивать в ходе игры навыки благожелатель-ного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игрнедостатки в межличностных отношениях детей. Фронтальный, индивидуальный выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.



48. Охрана природы зимой 1 Урок изучения нового. развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Красной книги. Фронтальный, индивидуальный соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных.



49.



Проверочная работа по теме «Зима» 1 Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усво-ения материала по теме «Зима», роанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов. Фронтальный, индивидуальный Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки



Раздел 4. Весна - 19 50. Весенние месяцы 1 Урок изучения нового. учить детей соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словес-ного и изобразительного творчества;расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества. Фронтальный, индивидуальный научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.



51. Весна в неживой природе 1 Урок обобщения и систематизации знаний продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, кактаяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). Фронтальный, индивидуальный понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.



52. Экскурсия « Весенние изменения в природе» 1 Урок-экскурсия Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими расте-ниями, но и создание радостного эмоциональ-ного восприятия детьми расцветающей природы. Фронтальный Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»



53. Весна- утро года. Знакомство с отдельными дорожными знаками 1 Урок закрепления изученного продолжить формиро-вание образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить де-тей со старинными рус-скими обычаями трех-кратнойвстречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноден-ствия, с другими весен-ними праздниками по старинным календарям народов своего края. Фронтальный, индивидуальный уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).



54. Звездное небо весной 1 Урок комплексного применения знаний продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученныхсозвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе. Фронтальный, индивидуальный запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.



55. Весеннее пробуждение растений 1 Урок обобщения и систематизации знаний обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии, о раннецве-тущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать у детей эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее. Фронтальный, индивидуальный понять причины, по кото- рым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.



56. Чудесные цветники весной 1 Урок изучения нового. познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся. Фронтальный, индивидуальный запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.



57. Весна в мире насекомых 1 Урок изучения нового. показать весеннее про-буждение насекомых, их красоту; учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; пособствовать развитию эстетического восприятия. Фронтальный, индивидуальный научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.



58. Весна в мире птиц и зверей 1 Урок изучения нового. сообщить детям о весеннем поведении птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах. Фронтальный, индивидуальный узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.



59. Контрольное тестирование 1 Урок проверки, оценки и коррекции знаний. Проверить уровень усвоения знаний по теме «Весна» в форме тестирования, анализ ошибок. Фронтальный, индивидуальный В тестовых заданиях показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью ликвидации пробелов



60. Невидимые нити в весеннем лесу 1 Урок обобщения и систематизации знаний продолжить формирова-ние знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах Фронтальный, индивидуальный узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.



61. Весенний труд 1 Урок изучения нового. познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена. Фронтальный, индивидуальный научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.



62. Старинные весенние праздники 1 Урок-игра познакомить детей с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; опреде-лить нравственный смысл легенд и песен о березе вкультуре на-родов Севера. Фронтальный, индивидуальный уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.



63. Будь здоров! 1 Урок изучения нового. познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жиз-ни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; разви-вать в ходе игры навыки благожелательного об-щения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отноше-ниях детей. Фронтальный, индивидуальный выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.



64. Охрана природы весной 1 Урок обобщения и систематизации знаний развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы .) Фронтальный, индивидуальный самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).



65. Лето красное 1 Урок изучения нового. Учить детей соотносить признаки летав живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со зна-чением старинных наз-ваний летних месяцев в языке народов своего края; показать социаль-но-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценност-ное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобрази-тельного творчества; расширять словарный запас младших школь-ников, учить их использовать вырази-тельные средства род-ного языка для описания красоты летней природы и произведений искус-ства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его ху-дожественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина. Фронтальный, индивидуальный научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.



66. Летние праздники и труд 1 Урок изучения нового. познакомить детей с народными обычаями летних старинных празд-ников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с пло-доносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и ското-водов; сопоставить меж-ду собой традиции праз-днования летнего нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогод-него праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празд-нования нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); опре-делить нравствен-ный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подведя итог получен-ным в течение года знаниям. Фронтальный, индивидуальный научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.



67. Проверочная работа 1 Урок проверки, и коррекции знаний. Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний. Фронтальный, индивидуальный Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний.



68. Повторение изученного за год 1 Урок повторения знаний. Обобщить и система-тизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам Фронтальный, индивидуальный Повторить в игровой форме основной материал изученный в течение учебного года




© 2010-2022