Научная статья на тему Особенности организации совместной деятельности учащихся на уроках в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»















Научная статья

«Особенности организации совместной деятельности учащихся на уроках в 1 классе».













Составитель: Мотарыгина Виктория

Вячеславовна









Нижний Тагил

2015

Особенности организации совместной деятельности учащихся на уроках в 1 классе.



Ключевые слова: коллектив, совместная деятельность, групповые и индивидуальные формы организации деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено: «На ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процесс...".

В данной статье рассматриваются вопросы организации совместной деятельности учащихся, в т.ч, работы в микрогруппах и парах, на уроках русского языка в 1 классе как условия формирования коммуникативных навыков, организаторских и рефлексивных умений.

Американский социолог Коумен Джеймс в своих исследованиях доказал, что на успеваемость учащихся в большей степени влияет коллектив, поэтому, когда ребята приходят в школу, в первый класс, педагог определяет и реализует психолого-педагогические задачи по созданию коллектива в классе.

Важнейшей задачей учителя является создание условий для формирования и развития коммуникативной культуры младших школьников. Но успешное решение данных педагогических задач невозможно без организации разнообразных форм и видов совместной деятельности. Организация группового взаимодействия занимает важное место в системе обучения и является одним из основных видов деятельности обучающихся на уроке. Эффективность групповой работы влияет на успешном решении учебных и предметных задач, способствует развитию учебной самостоятельности, коммуникативных умений, мотивации, формирует навыки организаторской работы, и что не менее важно, рефлексивных способностей учащихся.В совместной деятельности учащиеся обмениваются знаниями и навыками, каждый может себя проявить, после каждой пройденной совместной работы, учащиеся чувствуют себя более уверенными в себе и своих силах, чувствуют себя необходимыми в коллективе класса.

Групповая работа на уроке способствует созданию атмосферы взаимного доверия, равноправия, создает комфортные условия для свободного высказывания собственных точек зрения, мнений; способствует определению собственной позиции. Работая в группе, обучающиеся осваивают приемы организации деятельности, проявляют и совершенствуют собственные организаторские способности, избавляются от комплексов, связанных с публичным предъявлением своей позиции. Доброжелательная и психологически комфортная атмосфера способствует также проявлению творческих способностей обучающихся, активизирует образно-творческое мышление, конкретно-действенное и словесно-логическое, что и оптимизирует процесс развития эмоциональной, психологической и интеллектуальной культуры. Также важно отметить следующее: в условиях совместной групповой деятельности у младших школьников повышается уровень трудоспособности, это вызвано необходимостью принимать совместные решения и нести за их выполнение ответственность.

В условиях совместной деятельности, учащиеся учатся публично выступать, занимать активную позицию и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, опираясь при этом на поддержку группы. Необходимо отметить, что в процессе совместной интеллектуальной и творческой деятельности, школьник осваивает нормы и правила взаимоотношений, учится выбирать и использовать различные языковые и речевые средства, совершенствует навыки речевой и коммуникативной культуры. Важно также учитывать, что не каждый учащийся легко и успешно входит в режим коллективной деятельности, индивидуальные психологические особенности определяют процесс поиска своего места в коллективе, поэтому учитель планирует свою деятельность по формированию коллектива в классе на основе выявленных особенностей каждого школьника, при этом организует такие формы и виды деятельности на уроке, в которых предусмотрены, в том числе и индивидуальные виды деятельности.

Успех и качество процесса организации коллектива напрямую зависит от уровня профессиональных компетенций учителя, но, в большей степени, от его общей культуры, такта, эстетического вкуса и бережного, психологически грамотного отношения к каждому учащемуся. На начальном этапе, этапе адаптации ребенка к школе, роль учителя - организатора, помощника, наставника является решающей, именно он создает благоприятную среду, способствующую проявлению, воспитанию и развитию личностных качеств учащихся в условиях совместной коллективной деятельности.

Литература

  1. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. - СПб.: Педагогика, 2000. - 201 с.

  2. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. - 1999. - № 10. - С.43-49.

  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Т. 1. - М.: Педагогика, 1956. - 479 с.

  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.

  5. ФГОС НОО



© 2010-2022