- Преподавателю
- Начальные классы
- Обоснование выбора УМК Л. В. Занкова
Обоснование выбора УМК Л. В. Занкова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимофеева И.Л. |
Дата | 13.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развивающая программа Л.В.Занкова
Обоснование выбора УМК по системе Л.В.Занкова
Учитель: Тимофеева И.Л.
Развивающая программа Л.В.Занкова
Обоснование выбора УМК Л.В.Занкова
Современная эпоха - эпоха активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность отражаются в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.Дидактические принципы: • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; • ведущая роль теоретических знаний; • осознание процесса учения; • быстрый темп прохождения учебного материала;
- • работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда ребенок:
- - сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- - оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- - сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
- его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом
- включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- • активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
- В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Мною пройдены курсы повышения квалификации по программе Л.В Занкова в ЛОИРО, а также в г. Москва в центре Л.В Занкова.
Я являюсь активным участником сайта «ZANKOV.ru»,имею свою страничку, участвую в конкурсах, публикую работы на данном сайте и прохожу ежегодные дистанционные курсы, выписываю и изучаю методическую литературу .
Также на протяжении 26 лет работы учителем начальных классов я имею много разработок по данной программе и использую их в своей работе.
Мною ведётся психологическая и педагогическая диагностика и я могу с уверенностью сказать о высокой результативности и качестве обучения и воспитания.
Учебники:
1) Тетрадки-раскраски.
Этот комплект 1-4 очень отличается оформлением и содержанием от комплекта системы 1-3. В комплекте 1-4 все учебники для 6-летних детей предлагаются как учебники-тетради наподобие детских книг, где учащиеся могут также нарисовать, раскрасить, делаясь соавторами учебников, как бы завершая «создание» книги, это привлекает внимание учеников. При этом все такие тетради включают в себя принципы учебников: теория, ряд последовательных и повторяемых заданий, методика.
2) Нет разделов «Повторение». Поскольку при развивающем обучении содержание и учебная ситуация должны постоянно обновляться, авторы создали учебники без разделов «Повторение», это пройденное включено в новый материал, изучаемый школьниками.
3) Новая реализация процессуальности и вариантности.
В требованиях по уровню подготовки учеников выделяется то содержание, которое должно быть усвоено как представление, нужное для фона , для более глубокого и яркого осмысления основного содержания программы. Далее на следующий учебный год это пройденное «знакомое» содержание в виде фона станет основным, но оно также усваивается на фоне следующего содержания, необязательного для данного учебного периода, этот фон будет необходим в будущем. Так создана база для многоразового использования одного и того же материала в пределах долгого времени, для исследования этого материала в различных связях и их функциях, для прочного освоения содержания, и по-новому предоставляются методические свойства - процессуальность и вариантность.
4) Межпредметная и внутрипредметная интеграция представлена в большинстве учебников, показывая ученикам различные стороны окружающего мира. Интеграция и многоуровневое содержание дает возможность включить в учебный процесс детей с разными типами мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое.
Например, два варианта «Окружающего мира», первый курс авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова соединяет знания о Земле, природе, общественной и культурной жизни людей в историческом развитии. Курс русского языка автора Н.В.Нечаевой создан на внутрипредметной интеграции, включая знания о системе языка, речевой активности, языковой истории. Таким же образом создан курс математики автора И.И. Аргинской, где сочетаются арифметика, геометрия, начало алгебры и история математики.
5) В курсы Русского языка и Окружающего мира введены рабочие тетради с заданиями для самоконтроля и самоанализа учеников.
6) Обучают грамоте, развивая психофизиологические функции, обязательные для качественного освоения навыков чтения и письма. Звуко-буквенный метод используют для обучения хорошо читать, вводя в самом трудном первом периоде рисунки, пиктограммы, схемы слов, нарабатывая навыки перекодировки различных шрифтов, разгадывать ребусы, загадки, кроссворды. Слова изучаются, постепенно усложняя их, что дает ученикам самим открыть какое-либо правило чтения, правило написания согласных и гласных, и,таким образом, войти в грамматику языка наиболее удобно.
7) Литературное чтение использует обучающий прием сравнения ( научных текстов и художественных, авторских текстов и фольклорных, поэтических и прозаических т.п.) для освоения специфики художественных слов. Учебник для 1-го класса формирует осознанное чтение, мотивируя ученика возвращаться к пройденному материалу из-за различных целей, создавая интерес к исследованию, формируя эстетические эмоции с раскрытием секретов художественных образов, мотивацию к творчеству. Учебники для 3-го и 4 -го класса особо структурно построены, помогая школьнику понять методики литературного чтения, когда ученик при изучении литературного текста должен использовать дополнительную информацию из разных рубрик учебника («Комментарии», «Консультанты», «Историческая справка», «Лента времени», «Картинная галерея»), и уходить к словарям или к хрестоматии, где находится нужный полный литературный текст .
8) Курс математики включает познание на индуктивном методе. Игры «Дополни», «Выбери похожее», «Восстанови рисунок», «Найди лишнее» воспитывают положительный мотив к обучению курсом. Даны задания с несколькими решениями, с бесконечным множеством решений, задания, у которых нет решений - это помогает школьникам выработать свою позицию к математическому явлению.
8